Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 19.05.2024, 07:43

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития

Влияние экологических факторов на строение листа. Видоизменения листьев», 6 класс
«Влияние экологических факторов на строение листа. Видоизменения листьев», 6 класс.
Цель урока: обучающиеся получат представление о влиянии условий среды на строение листа и научатся применять эти знания в практической деятельности.
Задачи урока
Образовательные:
• определить экологические факторы, влияющие на строение листьев;
• познакомиться с приемом ТРКМ «Fish-bone - Рыбья кость»
• выяснить особенности строения листьев растений, произрастающих в разных экологических условиях;
• оформить суждения, используя прием ТРКМ «Fish-bone - Рыбья кость»;
• сделать вывод о причинах разнообразия строения листьев;
• научиться применять знания о причинах и особенностях строения листьев через выполнение практического задания.
Коррекционно-развивающие: развивать и корригировать аналитическую деятельность на основе упражнений на сравнение, анализ, формулирование суждений и умозаключений.
Воспитательная: воспитывать внутреннюю мотивацию к учению через познавательный подбор содержания учебного материала.

Оборудование: мультимедийная презентация к уроку, гербарии, комнатные растения.
Раздаточный материал: тестовые работы, гербарии, натуральные объекты – листья цветковых растений, наборы для аппликации, клей.

 Организация начала урока.
Здравствуйте, ребята! Мы начинаем наш урок!
Сегодня на уроке мы продолжим изучать листья цветковых растений. Если вы внимательно посмотрите на листья растений, растущих в нашем классе, то обратите внимание – какие разные: по форме, цвету, размеру. В чем причина этих различий? Нам с вами предстоит вместе подробно разобраться в этом на уроке. И как всегда мы будем учиться сравнивать, рассуждать, учиться делать выводы, формулировать их правильно и лаконично.
 Этап проверки домашнего задания
Для определения причин, нам необходимо проверить наши знания о строении листьев.
Сначала работаем вместе. Внимание на экран!
1. Фронтальная работа на доске. Интерактивное упражнение на интерактивной доске выполняют ученики (Электронное издание «Лабораторный практикум. Биология», Москва, Республиканский мультимедиа центр, 2004. Задание из Лаборатории «Классификация и систематика», 3. «Царство Растения», 3.10 «Строение и функции листа», задания 3, 4, 6.
2. Индивидуальная (письменная) работа с опросником по определению особенностей строения листа (работа с гербариями и натуральными объектами).
Опросник

 Этап актуализации опорных знаний учащихся
И еще один вопрос для организации нашей работы. Вспомните: почему корни растений имеют различия в строении?
Слайд 1

Ответы обсуждаются.
А различные условия обитания могут быть причиной и в различии листьев? Ответы обсуждаются, на их основе формулируется тема.
Итак, сегодня нам предстоит выяснить о влиянии условий обитания на строение листьев и тема урока – Влияние экологических факторов на строение листа. Видоизменения листьев.
Слайд 2

Ученики записывают в тетради дату, тему, домашнее задание.
 Изучение нового материала
Слайд 3

Проверяем предположение о влиянии экологических факторов на строение листа.
 Конкретизируем причины
 Находим факты
 Формулируем вывод (выводы)
Зачем? (Если наше предположение окажется верным, то мы сможем научиться ухаживать за комнатными и огородными растениями с точки зрения науки Ботаники)
При изучении науки биологии, мы не только знакомимся с живыми организмами, но и учимся логике, которая есть в науке. Схемы, рисунки, таблицы нам помогают в этом. Для рассуждений сегодня мы научимся еще одному приему - «Рыбья кость».
Слайд 4

Проблемный вопрос, причины, факты, которые оформлены в виде рыбьего скелетика помогут нам сформулировать выводы конце урока. Оформлять мы будем на таких листах, а потом прикрепим их к рабочей тетради.
Записываем вопрос - Как объяснить различия в строении листьев?
Слайд 5

Когда мы рассуждаем об условиях обитания – то речь идее о различных условиях среды или экологических условиях, или экологических факторах.
Какие экологические факторы влияют на растения более всего?
Ответы обсуждаются, оформляются в шаблоне «Рыбья кость».
 1 блок изучения нового материала.
Свет. Количество света неодинаково в различных тепловых поясах Земли, оно разнится даже в пределах одной экосистемы, например, лес (чаща леса или опушка и т.п.) форма листовых пластинок, толщина, окраска – по этим признакам определяется в каких условиях произрастает то или иное растение. В качестве особенностей можно назвать следующие примеры:
Световые листья имеют светлую окраску (в листьях мало хлорофилла, и при хорошем освещении этого достаточно для фотосинтеза) – колеус, хлорофитум, диффенбахия.
Размеры листовых пластинок небольшие, вертикально расположенные, или повернуты ребром к солнцу (эвкалипт).
Листья имеют плотную кожицу, нередко с восковым налетом, в ней мало устьиц, для уменьшения испарения (толстянка, алоэ). Могут быть волоски (опушенность) на листовых пластинках или морщинистость (узумбарская фиалка, бегония). Некоторые листья настолько изменились, что узнать в этом органе лист практически невозможно! Такие превращения, хочу напомнить, называются видоизменения. Пример - усики гороха для выноса растения к свету.
Серебристый оттенок листьев для горных растений, где много яркого солнца
Теневые листья – напротив, имеют темно-зеленую окраску, за счет большого количества хлорофилла, или даже окрашены в красный цвет (Кислица треугольная), более крупные размеры листовых пластинок, листья тонкие, хрупкие. Листья располагаются горизонтально, для лучшего улавливания света.
Влажность.
Умеренное увлажнение, недостаточное количество влаги или ее избыток – этот фактор также очень разнится в различных уголках планеты.
Высокая влажность. В условиях чрезмерного увлажнения (при высокой температуре особенно) – листья крупные. Такие растения не терпят даже кратковременного иссушения, они плохо регулируют испарение. У многих растений можно наблюдать явление – плач растений – выделение капель воды, на листьях, при чрезмерном увлажнении почвы и воздуха (монстера, диффенбахия). (Дважды упоминаются одни и те же растения, из-за сочетания условий «рассеянный свет + чрезмерное увлажнение» и т.п.)
Низкая влажность – толстая плотная кожица, опушение, восковой налет, серебристый оттенок в цвете листа, запасание воды в листьях (алоэ, коланхоэ, толстянка, сансевьера, очиток, молодило), видоизменение листьев в колючки (кактус).
 Закрепление 1 блока нового материала
Работа с аппликациями. Используя наборы для аппликации разного цвета (темно-зеленые, светло-зеленые, бордовые) и текстуры бумаги (бархатная, мелованная, немелованная), наклейте «подсказки» на свои шаблоны.
 Этап физкультминутки
Переход к следующему этапу позволит нам немного активно подвигаться. Предлагаю всем встать. Посмотреть вперед, назад, а, может быть и вниз. Найдите 7 букв цвета листьев растений. Назовите их.
Из этих букв сложите слово, которое можно считать подсказкой к нашему следующему «условию».
ХИЩНИКИ
 2 блок изучения нового материала
Растения-хищники. Возможно ли такое?
Внимание на экран! Вопросы к данному фрагменту – Кто? Зачем?
Демонстрация видеофрагмента.
Ответы на сюжетные вопросы «Кто? Зачем?» обсуждаются, оформляется схема. Как вы думаете, необходимо ли вносить минеральные удобрения в почву для комнатных растений-хищников?
Таким образом, мы рассмотрели только три условия – свет, влажность, почва. Прослеживается ли зависимость «экологический фактор» - «особенности строения». Как бы вы ответили на наш вопрос? Оформляется схема.
Как вы считаете, есть ли еще экологические факторы, от которых может зависеть строение листьев растений? (Животные – колючки, температура - … и др.)
На следующем уроке мы приступим к изучению стебля. На вопрос: как объяснить различия в строении стебля? – можете ли вы дать ответ уже сейчас?
 Этап применения знаний и этап закрепления
Задание. Перед вами листья растений, охарактеризуйте их с точки приспособленности к условиям среды, заполните таблицу и выскажите предположения - какие условия будут наиболее благоприятны для растения с такими листьями. (Работаем на желтых листочках).
Выполняем практическое задание.

 Этап информации о домашнем задании
Даются необходимые пояснения домашнего задания к упражнению «Совет».
Упражнение «Совет»
Выбери комнатное растение дома (или в классе). Узнай у родителей (или учителя, или в справочнике комнатных растений) его название. Если не знаешь его названия (или не уверен в правильности) принеси один лист. По внешнему виду листьев определи условия благоприятные для этого растения. (По возможности сверься с информацией в справочнике).
 Этап подведения итогов учебного занятия
Подведение итогов урока, оценивание деятельности обучающихся на уроке.

 Рефлексия
Закончи фразу:
«Урок биологии сегодня для меня был, __________________________, я на уроке _____________________».
Спасибо всем!..

Используемые источники:
1. Электронное издание «Лабораторный практикум. Биология», Москва, Республиканский мультимедиа центр, 2004.
2. Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений/В.В. Пасечник. – 10 изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 272с.: ил.
Категория: Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития | Добавил: Ольга_Коркина (18.01.2015) | Автор: Коркина Ольга Юрьевна E
Просмотров: 3520 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 galahova7  
0
Здравствуйте, уважаемая Ольга Юрьевна!
Ваша работа допущена к участию в конференции.
С уважением, куратор конференции, Любовь Павловна Галахова.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024