Урок по русскому языку 3 класс "Приставка- значимая часть слова"
УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 3 КЛАССЕ УМК «ШКОЛА РОССИИ» Учебник под редакцией В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого. Часть 1 Тема: «Приставка - значимая часть слова » Цели: уточнить знания обучающихся о приставке, как значимой части слова; формировать умения выделять приставки в словах, образовывать с помощью приставок новые слова. Планируемые результаты: научатся находить в слове приставки, образовывать новые слова при помощи приставок, анализировать, сравнивать, сопоставлять, выделять главное. Личностные результаты: проявляют навыки сотрудничества в различных ситуациях, умеют находить выходы из спорных ситуаций. Универсальные учебные действия: регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения. Познавательные: понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме, осуществляют анализ и сравнение. Коммуникативные: используют в общении правила вежливости. Тип урока: урок закрепления знаний. Ход урока: I Организационный момент. А теперь проверь дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке: Книжка, ручка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «5»! На доске число 4 - Вспомните, что обозначает число 4 в русском языке? ( разбор предложения по частям речи) - Расскажите о частях речи (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз, числительное)
II Актуализация знаний - Вы любите сказки? Тогда послушайте сказку и скажите, о чем она? В одном домике-слове жили 4 человечка: девочка Приставочка, дядюшка Корень, мальчик Суффиксёнок и дедушка Окончание. А слово это было «загадка». Жили они дружно, одной семьёй, жили- не тужили, пока не поссорились. Заявил как-то дядюшка Корень: - Я среди вас самый главный. Вы без меня ничего не значите. На мне весь дом держится. Я- корень слова! Обиделись все, но перечить не стали. Корень он и есть корень, значимая часть в слове. Только зачем же задираться? Спорить не стали, а просто взяли и ушли из родного домика «загадка». Но не пропали! Дедушка Окончание пошёл к другим словам. Все ему были рады, ведь он так интересно менял окончания слов. Было слово дом , стало слово дома, было слово лис стало- лиса. Мальчик Суффиксёнок тоже ходил в гости к другим словам, менял их самым необычным образом. Например: строй- стройка, рыба- рыбка. И девочка Приставочка не скучала, с другими словами дружила. Например: ехать- заехать, лез- залез. Один дядюшка Корень остался. Сидит злой, нелюдимый, все его домика сторонятся, уж очень неприятное слово он стал обозначать- слово гад. Заплакал тогда дядюшка Корень от обиды и одиночества. Понял, что без друзей он ничего не значит. Пошёл к ним и попросил прощения. - Как вы думаете, ребята, простили его друзья? Правильно, конечно , простили. Они были добрыми и умели прощать. Все вместе вернулись в свой уютный домик. Но после этой истории в стране слов все окончания, суффиксы и приставки часто стали ходить друг к другу в гости. Жизнь стала интересней и веселей. Вот только корни ,в основном, домоседы, любят дома сидеть, гостей принимать. - О чем же была сказка? (части слова) - Что можете рассказать про части слова? Корень слова – это общая часть родственных слов Суффикс — это часть слова, которая стоит после корня перед окончанием и служит для образования новых слов или форм слов. Окончание — это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Приставка может находиться непосредственно перед корнем (переход) или перед другой приставкой (пересдать). Основа слова — это часть слова, которая предшествует окончанию и выражает лексическое значение данного слова. На доске появляется число 2 – Что же обозначает это число? (разбор слова по составу) III Самоопределение к деятельности. 1) - Отгадайте загадку и скажите, о какой части слова мы сегодня будем говорить на уроке Перед корнем я стою Слово новое создаю Если только захочу – Значение слова изменю. Ученики: Приставка! IV Работа по теме 1) Аналитический контроль над лексическим значением слов с приставками. Учитель вызывает 2 учащихся и предлагает одному из них: 1) Разрезать лист бумаги; 2) Надрезать; 3) Вырезать треугольник; 4) Срезать угол. Второй ученик записывает на доске названия тех действий, которые выполняет первый. Разрезать Надрезать Вырезать Срезать - Что общего у этих слов? Ученик: Слова относятся к одной части речи. Это глаголы. Все они имеют одинаковый корень -рез-. Это однокоренные слова. - Выделите в них корень. Чем отличаются эти слова? Ученик: В них разные приставки. Эти слова отличаются по смыслу. - Выделите и назовите приставки. Вывод: Приставка- часть слова, стоит перед корнем, образует новые слова 2) Перечислите знакомые приставки (на доске суффиксы и приставки) за еньк над ик оньк на под ист пере еват до чик об
Физкультминутка Называть слова с приставками и без приставок. Если в слове есть приставка- показываем рукой, если нет- хлопаем.(каждый ребенок называет слово, перебегая на его место)
3) Работа по учебнику С. 128 упр.249 -Прочитайте 4 пары слов - Запишите 4 пары слов, выделите приставки (з) Сделать - склеить (т) Надрезать-надписать (т) Подвезти-подсказать (п) Обсушить-обрубить
-Сравните, как произносятся гласные и согласные звуки в приставках Правило! Написание приставок не зависит от произношения!
С. 129 упр. 250 -Прочитайте приставки в рамочках с.129 -На доске выписаны слова : клеил ставил грел ходил - Образуйте с приставками новые глаголы. - Выделите приставку, прочитайте.
V Закрепление изученного Работа с разноуровневыми карточками(индивидуально ученику) Карточка 1 Подберите и запишите однокоренные антонимы к словам: Вышел - ………….., налил - …………., отплыть - …………, внес - ………….. .
Карточка 2 Образуйте от данных слов однокоренные слова, обозначающие начало действия и выделите приставки: Кричать - ………………, кипеть - ………………, говорить - …………… …..
Карточка 3 С какими приставками надо употребить данные слова, чтобы действие уже закончилось? Приставки выделите: Читал - …………, строил - ……….., шил - …………., смотрел - …………… .
Карточка 4 Как сказать одним словом? -Соединить с помощью клея два листа бумаги. -Соединить два куска ткани с помощью иголки и нитки. - Соединить с помощью веревки.
VI Итог на рефлексивной основе.
-Что нового узнали на уроке о приставках? -Чему могли бы научить других? -Какие задания вызывали затруднения? Почему? -Оцените свою работу на уроке: дети поднимают кружок определенного цвета Урок полезен, всё понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. Ещё придётся потрудиться. Да, трудно всё-таки учиться!