Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 19.05.2024, 14:59

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития

Реализация адаптированной программы профессиональной подготовки по профессии Швея.
Войнова Елена Арсентьевна
мастер производственного обучения ГБПОУ РХ ХКПТЭС г. Абакан

Реализация адаптированной программы профессиональной подготовки по профессии Швея.

Профессиональное обучение лиц с нарушением интеллектуального развития осуществляется в различных формах, в том числе в общей сети профессиональных образовательных учреждений, где формируются отдельные (коррекционные) группы обучающихся с нарушением интеллектуального развития. Эти организационные формы предполагают возможность организации инклюзивного образования.
В этом контексте период профессионального обучения приобретает важное значение: именно здесь молодым людям с нарушенным интеллектом предоставляется возможность не только получить профессию, но и пройти социальную адаптацию к жизни и труду в среде нормально развивающихся людей.
В нашем колледже разработана адаптационная программа профессионального обучения квалифицированных рабочих для лиц с ЗПР, которая входит в структуру единой социально-психологической адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реальной жизни. Колледж дает обучающимся с ЗПР профессиональную подготовку, т.е. вооружает их доступными техническими и технологическими знаниями, профессиональными навыками и умениями. Основным этапом профессионального обучения является производственное обучение и производственная практика.
Составляющими профессионального обучения на уроках производственного обучения являются:
- обеспечение безбарьерности коммуникативной, информационной и дидактической сред;
- индивидуальный подход с учетом психофизиологических особенностей обучающихся, состояния их интеллектуальных, двигательных и речевых возможностей;
- наличие учебно-методического обеспечения и технического оснащения для обеспечения образовательного процесса;
- трансформирование и адаптирование учебного процесса, его содержание, форм и методов учебной и воспитательной работы в соответствии с особенностями познавательной деятельности, общения, социального взаимодействия обучающихся;
- наличие благоприятного психологического климата, толерантных и доброжелательных отношений между мастером производственного обучения и обучающимися .
Интеллектуальная недостаточность обучающихся обусловливает – затруднения в усвоении теоретических знаний, а именно снижение возможностей в овладении сложными понятиями, переносе полученных знаний в новые условия, трудности в овладении двигательными навыками. Это ведет к затруднению формирования профессиональных умений и навыков.
Трудовые действия у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, в большинстве случаев, формируются на сенсомоторном и перцептивном уровнях без должной опоры на соответствующие знания.
Высший речемыслительный уровень использован недостаточно; у большинства из них обнаруживаются существенные расхождения между усвоенными ими действиями и содержанием нормативно одобренных приемов труда; по темпу работы подростки с интеллектуальной недостаточностью значительно отстают от квалифицированных рабочих; развитие навыка у значительной части находится в фазе автоматизации. Наблюдается низкая точность движений, большой разброс их траекторий. Отсутствует слитность движений в единый двигательный ансамбль .
Для решения этих проблем в колледже разработана и реализуется адаптивная программа профессиональной подготовки по профессии «Швея». Программа даёт возможность обучающимся, с разным уровнем умственной отсталости, возможности социализации и приобретение профессиональных навыков по профессии «Швея».
В основе программы заложены выполнение разноуровневых видов производственных работ. Программа предусматривает: снижение объема времени и глубины изучаемого материала, структурной простоты учебного материала, увеличение времени (относительно установленного времени для нормально развивающихся обучающихся) на изготовление швейных изделий в рамках предусмотренного учебным планом.
Организация уроков производственного обучения по данной программе построена таким образом, чтобы расширить рамки коррекционной работы над личностью обучающегося и тем самым создать индивидуальные условия для более успешного овладения ими программного материала в комфортной для них обстановке.
Для детей с ЗПР характерна низкая познавательная активность, недостаточность процессов восприятия, внимания, памяти. В связи с недостаточностью интегральной деятельности мозга дети с ЗПР затрудняются в узнавании непривычно представленных предметов и изображений, им трудно соединить отдельные детали рисунка в единый смысловой образ. Поэтому, на уроках производственного обучения, наряду с наглядными образцами поузловой обработки, используются зарисовки (например, деталей кроя).
Характерной особенностью детей с ЗПР является выраженное нарушение у большинства из них функции активного внимания, поэтому, чтобы максимально сконцентрировать его, на уроках производственного обучения используются: памятки, алгоритмы, схемы, технологические карты, определяющие последовательность операций. При объяснении последовательности обработки, распечатывается каждая операция на отдельных листах и закрепляется на доске, так обучающиеся могут вернуться к предыдущей операции. Для закрепления и проверки знаний применяем конспекты опорных сигналов, в которых зашифрована информация о виде операции по методике В.Ф. Шаталова.
На уроках производственного обучения используется практико-ориентированный подход, он характерен снижением способностей к усвоению теоретических знаний, но сохраняет возможности в овладении практическими умениями, т.к. дети с ЗПР имеют различные формы инфантилизма. Поэтому считаем, что индивидуальный подход позволяет максимально раскрывать потенциал развития каждого обучающегося. В этой связи очень эффективный метод - показ трудового приёма выполнения технологической операции, как самим мастером, так и обучающимся, который отлично выполняет эту технологическую операцию.
Таким образом, знание особенностей каждого обучающегося, широкое применение наглядностей в практической деятельности, пооперационный характер обучения способствуют практически индивидуальному обучению лиц с интеллектуальной недостаточностью, что позволяет отработать технологическую операцию до автоматизма.
Все это безусловно, приводят к положительным результатам, позволяет достигнуть временных успехов, что дает возможность считать обучающегося не умственно отсталым, а лишь отстающим в развитии, медленно усваивающим учебный материал и просто особенным обучающимся.
Категория: Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития | Добавил: К_оле_дЖ (03.12.2015) | Автор: Елена E
Просмотров: 1478 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 galahova7  
0
Здравствуйте, Елена Арсентьевна!
Ваша работа допущена к участию в конференции.

Куратор Конференции, Любовь Павловна Галахова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024