Реализация адаптированной программы профессиональной подготовки по профессии Швея.
Войнова Елена Арсентьевна мастер производственного обучения ГБПОУ РХ ХКПТЭС г. Абакан
Реализация адаптированной программы профессиональной подготовки по профессии Швея.
Профессиональное обучение лиц с нарушением интеллектуального развития осуществляется в различных формах, в том числе в общей сети профессиональных образовательных учреждений, где формируются отдельные (коррекционные) группы обучающихся с нарушением интеллектуального развития. Эти организационные формы предполагают возможность организации инклюзивного образования. В этом контексте период профессионального обучения приобретает важное значение: именно здесь молодым людям с нарушенным интеллектом предоставляется возможность не только получить профессию, но и пройти социальную адаптацию к жизни и труду в среде нормально развивающихся людей. В нашем колледже разработана адаптационная программа профессионального обучения квалифицированных рабочих для лиц с ЗПР, которая входит в структуру единой социально-психологической адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реальной жизни. Колледж дает обучающимся с ЗПР профессиональную подготовку, т.е. вооружает их доступными техническими и технологическими знаниями, профессиональными навыками и умениями. Основным этапом профессионального обучения является производственное обучение и производственная практика. Составляющими профессионального обучения на уроках производственного обучения являются: - обеспечение безбарьерности коммуникативной, информационной и дидактической сред; - индивидуальный подход с учетом психофизиологических особенностей обучающихся, состояния их интеллектуальных, двигательных и речевых возможностей; - наличие учебно-методического обеспечения и технического оснащения для обеспечения образовательного процесса; - трансформирование и адаптирование учебного процесса, его содержание, форм и методов учебной и воспитательной работы в соответствии с особенностями познавательной деятельности, общения, социального взаимодействия обучающихся; - наличие благоприятного психологического климата, толерантных и доброжелательных отношений между мастером производственного обучения и обучающимися . Интеллектуальная недостаточность обучающихся обусловливает – затруднения в усвоении теоретических знаний, а именно снижение возможностей в овладении сложными понятиями, переносе полученных знаний в новые условия, трудности в овладении двигательными навыками. Это ведет к затруднению формирования профессиональных умений и навыков. Трудовые действия у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, в большинстве случаев, формируются на сенсомоторном и перцептивном уровнях без должной опоры на соответствующие знания. Высший речемыслительный уровень использован недостаточно; у большинства из них обнаруживаются существенные расхождения между усвоенными ими действиями и содержанием нормативно одобренных приемов труда; по темпу работы подростки с интеллектуальной недостаточностью значительно отстают от квалифицированных рабочих; развитие навыка у значительной части находится в фазе автоматизации. Наблюдается низкая точность движений, большой разброс их траекторий. Отсутствует слитность движений в единый двигательный ансамбль . Для решения этих проблем в колледже разработана и реализуется адаптивная программа профессиональной подготовки по профессии «Швея». Программа даёт возможность обучающимся, с разным уровнем умственной отсталости, возможности социализации и приобретение профессиональных навыков по профессии «Швея». В основе программы заложены выполнение разноуровневых видов производственных работ. Программа предусматривает: снижение объема времени и глубины изучаемого материала, структурной простоты учебного материала, увеличение времени (относительно установленного времени для нормально развивающихся обучающихся) на изготовление швейных изделий в рамках предусмотренного учебным планом. Организация уроков производственного обучения по данной программе построена таким образом, чтобы расширить рамки коррекционной работы над личностью обучающегося и тем самым создать индивидуальные условия для более успешного овладения ими программного материала в комфортной для них обстановке. Для детей с ЗПР характерна низкая познавательная активность, недостаточность процессов восприятия, внимания, памяти. В связи с недостаточностью интегральной деятельности мозга дети с ЗПР затрудняются в узнавании непривычно представленных предметов и изображений, им трудно соединить отдельные детали рисунка в единый смысловой образ. Поэтому, на уроках производственного обучения, наряду с наглядными образцами поузловой обработки, используются зарисовки (например, деталей кроя). Характерной особенностью детей с ЗПР является выраженное нарушение у большинства из них функции активного внимания, поэтому, чтобы максимально сконцентрировать его, на уроках производственного обучения используются: памятки, алгоритмы, схемы, технологические карты, определяющие последовательность операций. При объяснении последовательности обработки, распечатывается каждая операция на отдельных листах и закрепляется на доске, так обучающиеся могут вернуться к предыдущей операции. Для закрепления и проверки знаний применяем конспекты опорных сигналов, в которых зашифрована информация о виде операции по методике В.Ф. Шаталова. На уроках производственного обучения используется практико-ориентированный подход, он характерен снижением способностей к усвоению теоретических знаний, но сохраняет возможности в овладении практическими умениями, т.к. дети с ЗПР имеют различные формы инфантилизма. Поэтому считаем, что индивидуальный подход позволяет максимально раскрывать потенциал развития каждого обучающегося. В этой связи очень эффективный метод - показ трудового приёма выполнения технологической операции, как самим мастером, так и обучающимся, который отлично выполняет эту технологическую операцию. Таким образом, знание особенностей каждого обучающегося, широкое применение наглядностей в практической деятельности, пооперационный характер обучения способствуют практически индивидуальному обучению лиц с интеллектуальной недостаточностью, что позволяет отработать технологическую операцию до автоматизма. Все это безусловно, приводят к положительным результатам, позволяет достигнуть временных успехов, что дает возможность считать обучающегося не умственно отсталым, а лишь отстающим в развитии, медленно усваивающим учебный материал и просто особенным обучающимся.