Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 19.05.2024, 15:19

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития

Проект «Формирование самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством создания ситуации успеха»

Проект «Формирование самооценки у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством создания ситуации успеха»
Как отмечают ученые, наиболее благоприятным периодом для развития всех сфер ребенка, в том числе и самооценки, является младший школьный возраст.
В современной психологической литературе значительное количество работ посвящено самооценки младшего школьника. Среди них исследования Б.Г. Ананьева, Т.Ю. Андрющенко, Л.В. Боцмановой, А.В. Захаровой, Г.И. Катрич, А.И. Липкиной, Е.И. Саванько, В.М. Слуцкого и др. Специальные исследования по проблеме самосознания и, в частности, представлений о себе у детей с ЗПР небольшое количество. Среди них исследования Н.Л. Белопольской, И.П. Бучкиной, Т.В. Гордеевой, Г.А. Мишиной, Н.А. Жулидовой, И.Ю. Кулагиной, И.М. Никольской, О.В. Пеньковской, Е.С. Слепович и других.
В исследованиях Г. Грибановой, К. Лебединской, М. Райской отмечено, что школьники с задержкой психического развития очень редко могут адекватно оценить свою работу и правильно мотивировать свою оценку, которая часто завышена.
Цель исследования: разработать и апробировать комплекс занятий, направленных на формирование самооценки детей младшего школьного возраста с ЗПР посредством создания ситуации успеха.
Объект: самооценка детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Предмет: формирование самооценки у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Гипотеза базируется на предположении о том, что создание ситуации успеха в процессе работы с детьми младшего школьного возраста с ЗПР, будет способствовать повышению уровня самооценки у испытуемых.
Цель, объект и предмет исследования определяют постановку задач:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать диагностический материал.
3. Скомплектовать экспериментальную и контрольную группу детей.
4. Провести констатирующий эксперимент и проанализировать полученные результаты.
5. Разработать и внедрить в практику комплекс коррекционных занятий, направленных на формирование самооценки у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
6. Провести формирующий эксперимент и проанализировать эффективность проведенной работы.
В литературе, посвященной самооценке, можно найти различные ее определения. В нашем исследовании мы придерживаемся позиции, отраженной в определении Л.В. Бороздиной: «Самооценка – это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, это не констатация имеющегося потенциала, а именно его оценка с точки зрения определенной системы ценностей. По итогам проводимой самооценки формируется то или иное отношение к себе, позитивное или негативное». Основными средствами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, сравнение. Структура самооценки представлена двумя компонентами: когнитивным и эмоциональным. Первый отражает знания ребенка о себе, второй – его отношение к себе. В процессе оценивания себя эти компоненты функционируют в неразрывном единстве.
Для детей с ЗПР в целом характерна личностная и эмоционально-волевая незрелость. Они отличаются несамостоятельностью, непосредственностью, не умеют целенаправленно выполнять задания, проконтролировать свою работу. Из-за своих интеллектуальных особенностей они попадают в разряд неуспевающих. Постоянные неудачи приводят к снижению самооценки, уровня притязаний, школьной тревожности. Экспериментально подтверждено, что большинству детей с ЗПР младшего школьного возраста свойственна неадекватная самооценка.
Большие возможности по формированию самооценки представляет создание ситуации успеха. Метод создания ситуации успеха представляет собой особые возможности стимулирования, мотивации поведения ребенка, так как именно положительные эмоции могут стать для ребенка важнейшим стимулом. Переживание успеха внушает ребенку уверенность в собственных силах.
С целью проверки гипотезы нами была организована опытно-экспериментальная работа, направленная как на выявление особенностей самооценки младших школьников с ЗПР, так и на ее формирование.
Для исследования самооценки у младших школьников с ЗПР были подобраны следующие диагностические методики: методика для изучения типа самооценки «Лесенка» В.Г. Щура, методика для определения высоты самооценки Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейна, и методика для определения характера самооценки Проба Де Греефе, методика «Какой Я?».
По результатам диагностической работы, мы выяснили, что большинство детей экспериментальной группы показали заниженный уровень самооценки, в контрольной же группе преобладала завышенная самооценка.
Для решения выявленных проблем в сфере самооценки младших школьников с ЗПР был разработан и реализован комплекс коррекционных занятий, предусматривающий решение проблемы неадекватной самооценки у детей с ЗПР средствами создания ситуации успеха.
Этапы коррекционной работы:
1 этап – ориентировочный, включал 3 занятия, в процессе которых снижалось психоэмоциональное напряжение, создавался положительный эмоциональный настрой, происходило сплочение детского коллектива.
2 этап – формирующий, основной этап, который состоял из 14 занятий, направленных на формирование самооценки младших школьников с ЗПР посредством создания ситуации успеха.
На 3 этапе (3 занятия) происходило закрепление положительной самооценки у детей.
Каждое занятие, независимо от коррекционного этапа его конкретного содержания, включает 3 части: вводную (или разминку), основную и заключительную. Каждая часть решает несколько задач, определяющих ее содержание.
При построении занятий соблюдалась логическая взаимосвязь игровых упражнений, с постепенным усложнением заданий, учитывались особенности детей, при затруднениях оказывалась необходимая помощь.
После завершения проведенных коррекционных занятий с целью определения их эффективности было проведено повторное исследование по изучению самооценки у детей. В ходе коррекционной работы удалось изменить прошлые установки у большинства детей, связанные с заниженной самооценкой, в положительную сторону. Испытуемые экспериментальной группы стали адекватнее оценивать свои силы и возможности. У детей контрольной группы существенных изменений в самооценке по сравнению с предыдущими результатами не отмечается.
Анализ данных повторного изучения высоты самооценки по методике Дембо-Рубенштейна, показал, что в экспериментальной группе дети стали выше оценивать свой ум и способности, повысилась уверенность себе и в силах выполнять многое своими руками, стали менее критично относится к своей внешности. В контрольной группе ситуация существенно не изменилась.
Сопоставляя данные повторного изучения характера самооценки по методике «Проба де Греефе», мы пришли к выводу, что как в экспериментальной, так и в контрольной группе, по большинству представленных шкал замечены лишь незначительные изменения. Это объясняется тем, что в младшем школьном возрасте для детей является авторитетом учитель. В связи с этим большинство детей провели самую длинную линию от кружка, который обозначает их учителя. При выборе того, кому должна достаться средняя линия, а кому самая короткая – самому себе или другу, дети, как правило, выделяют того, кто лучше учится, что и подтвердило наше исследование
Сравнение полученных результатов по методике «Какой Я?» показывают, что школьники экспериментальной группы стали более уверенными в себе, менее критичными, что оказало благоприятное воздействие на развитие их личностей и межличностных отношений в классе.
Таким образом, уровень самооценки младших школьников экспериментальной группы характеризуется наличием положительных изменений по сравнению с контрольной группой.
Подводя итог можно сказать, что цель исследования была достигнута, гипотеза подтверждена, все задачи в процессе работы решены. Положительные результаты разработанной системы коррекционных занятий позволяют рекомендовать ее для использования в практике специальных школьных учреждений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968. – 454 с.
2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – 1966. – № 6. – С. 62 – 76.
3. Жулидова Н.А. Некоторые особенности прогностической самооценки и уровня притязаний младших школьников с задержкой психического развития / Н.А. Жулидова // Дефектология. – 1981. – № 4. – С. 17 – 23.
4. Липкина А.И. Самооценка младшего школьника / А.И. Липкина. – М.: Просвещение, 1976. – 64 с.
5. Лубовский В.И., Переслени Л.И. Дети с задержкой психического развития. – М., 1983.
6. Слепович Е.С. Психологическая структура задержки психического развития в дошкольном возрасте: Дис… д-ра психол. наук в форме научного доклада. – М., 1994. – С 21 – 25.
7. Сычевич И.В. Исследование самооценки младших школьников с задержанным и нормальным развитием в разных условиях обучения / И.В. Сычевич // Дефектология. – 2006. - №4. – С. 69 – 77.
8. Сычевич И.В. Особенности представлений о себе и значимых других у младших школьников с задержкой психического развития в разных условиях обучения / И.В. Сычевич // Дефектология. – 2008. - №3. – С. 31 – 39.
9. Фопель, К. Чтобы дети были счастливы: Психологические игры и упражнения для детей школьного возраста: Пер. с нем. / К.Фопель. – М.: Генезис, 2005. – 255 с.
10. Чеснокова И.И. Психологическое исследование самосознания / И.И. Чеснокова // Вопросы психологии, 1984. – №5. – С. 162 – 164.
11. Щур В.Г. Методика изучения представления ребенка об отношении к нему других людей // Психология личности. – М., 1982. – С. 108 – 114.

Категория: Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития | Добавил: Alyona40385 (13.04.2016) | Автор: Хозина Алена Александровна E
Просмотров: 1625 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 galahova7  
0
Здравствуйте, Алена Александровна!
Ваша работа допущена к участию в Конференции.

Куратор Конференции, Любовь Павловна Галахова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024