Основные направления в работе учителя-дефектолога с учащимися ЗПР в условиях общеобразовательной школы
В системе общего образования особой проблемой является стойкая неуспеваемость учащихся. Основной контингент таких учеников общеобразовательных школ, по данным Института коррекционной педагогики РАО, составляют дети с задержкой психического развития. По данным МО РФ, 85% детей – воспитанников детских садов и учащихся школ нуждаются в помощи медицинского, психологического или коррекционно-педагогического характера. Около 25% детей нуждаются в специализированной (коррекционной) помощи. Особую тревогу вызывает значительный рост числа детей с задержкой психического развития (ЗПР). Для них нужны специальные условия обучения, которые могут быть обеспечены в специальных школах/ классах, где наряду с общими задачами решаются и задачи коррекционно-развивающего характера ( Т.А.Власова, В.И. Лубовский, М.С.Певзнер, К.С. Лебединская, М.Н.Фишман). В связи с введением в практику школы системы коррекционно-развивающего обучения, предполагающей обязательную комплексную помощь детям с трудностями в обучении и сопровождение учебного процесса специалистами различного профиля (психологом, логопедом, социальным педагогом, дефектологом) в штатом расписании образовательных учреждений стала предусматриваться ставка учителя-дефектолога. Вместе с тем сведений об организации и содержании работы дефектолога, её формах, приемах и методах, функциональных обязанностях специалиста в литературных источниках и нормативно-правовых документах недостаточно. Этим объясняется большой интерес к публикациям о различных аспектах деятельности специалиста не только самих практикующих дефектологов, но и административных работников школ, работников Департамента образования. Проблема организации и содержания коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога со школьниками, испытывающими трудности в обучении, является достаточно актуальной для современной общеобразовательной школы и тесно связана с профилактикой и преодолением школьной неуспеваемости. Анализ периодической печати свидетельствует о том, что дети с ограниченными возможностями здоровья, в силу присущих им особенностей оказываются неготовыми к обучению в школе, а в дальнейшем испытывают трудности в освоении программного материала, что впоследствии приводит их к разряду неуспевающих. В связи с этим возникает необходимость оказания специализированной и многогранной помощи. Чем раньше ребенок получит такую помощь, тем эффективнее окажется результат ( Н.Н. Малофеев, Г.Ф.Кумарина). Для детей с ЗПР в общеобразовательных школах с 1994г. создаются классы коррекционно-развивающего обучения (КРО), по нормативным документам с 2002г. – специальные (коррекционные) классы VII вида. Вместе с тем среди обучающихся классов КРО выделяется часть детей (как правило, это дети с ЗПР церебрально-органического генеза), которые продолжают испытывать трудности в овладении учебными знаниями, умениями, навыками и в специально созданных условиях. Задержка психического развития церебрально-органического происхождения у детей, по данным клинико-физиологических и психологических исследований, обусловлена перенесенным органическим поражением центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза, что негативно влияет на общее развитие ребенка, его интеллектуальную деятельность и характеризуется ограниченными возможностями компенсации нарушения. Для повышения успешности их обучения в системе КРО предусматривается целенаправленная коррекционно-развивающая работа, которую и осуществляет учитель-дефектолог. Деятельность учителя-дефектолога регламентируется Положением о классах коррекционно-развивающего обучения. Коррекционно-педагогическая работа дефектолога в общеобразовательном учреждении осуществляется на основе комплексного подхода (оказываемой специалистами разного профиля), направленного на определение индивидуально-ориентированных методов и приемов повышения уровня развития учебно-познавательной деятельности детей классов КРО в процессе усвоения учебных знаний. Однако, возникает проблема информированности руководителей общеобразовательных учреждений, педагогов, родителей о работе учителя-дефектолога. Часто задаваемые вопросы связаны со спецификой деятельности учителя-дефектолога: «Кто такой учитель-дефектолог? Кто может работать в должности учителя-дефектолога? Какие функциональные обязанности он должен выполнять? Как должна быть организована профессиональная деятельность учителя-дефектолога?» (Н.В. Новоторцева) Следуя этим вопросам и учитывая вышеизложенное, цель данной работы: рассмотреть специфические особенности деятельности учителя-дефектолога в рамках общеобразовательной школы, раскрыть основные направления деятельности, указать разнообразные формы организации диагностических мероприятий, коррекционно-развивающих занятий, схему взаимодействия специалистов. Представленная презентация основывается на работах и статьях Шевченко С.Г., Бабкиной Н.В., Вильшанской А.Д., Власовой Т.А., Лубовского В.И.. Будет полезна учителям-дефектологам, руководителям общеобразовательных учреждений, студентам дефектологических факультетов