Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 09.05.2024, 01:27

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития

Основные направления в работе учителя-дефектолога с учащимися ЗПР в условиях общеобразовательной школы
В системе общего образования особой проблемой является стойкая неуспеваемость учащихся. Основной контингент таких учеников общеобразовательных школ, по данным Института коррекционной педагогики РАО, составляют дети с задержкой психического развития. По данным МО РФ, 85% детей – воспитанников детских садов и учащихся школ нуждаются в помощи медицинского, психологического или коррекционно-педагогического характера. Около 25% детей нуждаются в специализированной (коррекционной) помощи.
Особую тревогу вызывает значительный рост числа детей с задержкой психического развития (ЗПР). Для них нужны специальные условия обучения, которые могут быть обеспечены в специальных школах/ классах, где наряду с общими задачами решаются и задачи коррекционно-развивающего характера ( Т.А.Власова, В.И. Лубовский, М.С.Певзнер, К.С. Лебединская, М.Н.Фишман).
В связи с введением в практику школы системы коррекционно-развивающего обучения, предполагающей обязательную комплексную помощь детям с трудностями в обучении и сопровождение учебного процесса специалистами различного профиля (психологом, логопедом, социальным педагогом, дефектологом) в штатом расписании образовательных учреждений стала предусматриваться ставка учителя-дефектолога. Вместе с тем сведений об организации и содержании работы дефектолога, её формах, приемах и методах, функциональных обязанностях специалиста в литературных источниках и нормативно-правовых документах недостаточно. Этим объясняется большой интерес к публикациям о различных аспектах деятельности специалиста не только самих практикующих дефектологов, но и административных работников школ, работников Департамента образования.
Проблема организации и содержания коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога со школьниками, испытывающими трудности в обучении, является достаточно актуальной для современной общеобразовательной школы и тесно связана с профилактикой и преодолением школьной неуспеваемости. Анализ периодической печати свидетельствует о том, что дети с ограниченными возможностями здоровья, в силу присущих им особенностей оказываются неготовыми к обучению в школе, а в дальнейшем испытывают трудности в освоении программного материала, что впоследствии приводит их к разряду неуспевающих. В связи с этим возникает необходимость оказания специализированной и многогранной помощи. Чем раньше ребенок получит такую помощь, тем эффективнее окажется результат ( Н.Н. Малофеев, Г.Ф.Кумарина).
Для детей с ЗПР в общеобразовательных школах с 1994г. создаются классы коррекционно-развивающего обучения (КРО), по нормативным документам с 2002г. – специальные (коррекционные) классы VII вида. Вместе с тем среди обучающихся классов КРО выделяется часть детей (как правило, это дети с ЗПР церебрально-органического генеза), которые продолжают испытывать трудности в овладении учебными знаниями, умениями, навыками и в специально созданных условиях. Задержка психического развития церебрально-органического происхождения у детей, по данным клинико-физиологических и психологических исследований, обусловлена перенесенным органическим поражением центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза, что негативно влияет на общее развитие ребенка, его интеллектуальную деятельность и характеризуется ограниченными возможностями компенсации нарушения. Для повышения успешности их обучения в системе КРО предусматривается целенаправленная коррекционно-развивающая работа, которую и осуществляет учитель-дефектолог. Деятельность учителя-дефектолога регламентируется Положением о классах коррекционно-развивающего обучения. Коррекционно-педагогическая работа дефектолога в общеобразовательном учреждении осуществляется на основе комплексного подхода (оказываемой специалистами разного профиля), направленного на определение индивидуально-ориентированных методов и приемов повышения уровня развития учебно-познавательной деятельности детей классов КРО в процессе усвоения учебных знаний.
Однако, возникает проблема информированности руководителей общеобразовательных учреждений, педагогов, родителей о работе учителя-дефектолога. Часто задаваемые вопросы связаны со спецификой деятельности учителя-дефектолога: «Кто такой учитель-дефектолог? Кто может работать в должности учителя-дефектолога? Какие функциональные обязанности он должен выполнять? Как должна быть организована профессиональная деятельность учителя-дефектолога?» (Н.В. Новоторцева)
Следуя этим вопросам и учитывая вышеизложенное, цель данной работы: рассмотреть специфические особенности деятельности учителя-дефектолога в рамках общеобразовательной школы, раскрыть основные направления деятельности, указать разнообразные формы организации диагностических мероприятий, коррекционно-развивающих занятий, схему взаимодействия специалистов.
Представленная презентация основывается на работах и статьях Шевченко С.Г., Бабкиной Н.В., Вильшанской А.Д., Власовой Т.А., Лубовского В.И.. Будет полезна учителям-дефектологам, руководителям общеобразовательных учреждений, студентам дефектологических факультетов

Источник: https://yadi.sk/i/z_zk4fHvbwPG2
Категория: Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития | Добавил: def68 (11.10.2014) | Автор: Ольга Александровна E
Просмотров: 2414 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.1/8
Всего комментариев: 2
1 galahova7  
0
Здравствуйте, Ольга Александровна!
Ваша работа  допущена к участию в конференции.

Куратор конференции. Любовь Павловна Галахова

2 def68  
Спасибо, Любовь Павловна!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024