Обобщающий урок по теме «Глагол» с учащимися коррекционного класса VIII вида (8 класс)
Обобщающий урок по теме «Глагол» с учащимися коррекционного класса VIII вида (8 класс) Конспект обобщающего урока по теме «Глагол» Цель. Закрепить умение правильно употреблять глаголы в речи. Задачи. Образовательные: обобщить знания учащихся о грамматических категориях глагола, активизировать использование полученных знаний; совершенствовать умение правильно согласовывать глаголы с именами существительными и личными местоимениями. Коррекционные: развивать у учащихся зрительную и слуховую память, восприятие, мыслительные навыки на основе операций анализа, синтеза, сравнения; повышать уровень речевого развития и коммуникативных умений, способствовать обогащению, активизации словарного запаса. Воспитательные: воспитывать у учащихся мотивацию к обучению, интерес и любовь к столице родной страны. Оборудование: компьютерные слайды; раздаточные карточки с текстами, карточки с заданиями разного уровня сложности для самостоятельной работы, индивидуальные «карточки-помощницы» для слабых учащихся, сигнальные красные и зеленые карточки; толковый словарь, учебники, тетради, учебные принадлежности. Ход урока. I. Организационный момент. Приветствие. Учитель поочередно предлагает им называть глаголы, относящиеся к учебной деятельности, после чего разрешает сесть. II. Проверка домашнего задания. Учитель. Я употребила слово «глаголы». Дайте определение этому понятию. Ученики. Глагол - это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы «что делать?» и «что сделать?». Учитель. Прочитайте текст на карточках. Дома вы должны были вставить в него глаголы, которые наполняют звуками эти картины. Нас всюду окружают звуки. Утром… будильник. На улице… транспорт. В морозный день… снег под ногами. В осенний день дождь… по стеклу, а на улице вода… под ногами. Учитель. Докажите, что слова, которые вы вставили, являются глаголами. Учитель оценивает работы школьников. III. Орфографическая пятиминутка. Работа над словарными словами. Учитель. Глагол обозначает действие предмета. А как называется часть речи, которая обозначает предмет? Ученики. Имя существительное. Учитель. У вас на столах находится карточка с незаполненным кроссвордом. Вы должны заменить предложения одним словарным словом (именем существительным) и вписать это слово в соответствующие клеточки кроссворда. ДЕМОНСТРАЦИЯСАНАТОРИЙФЕСТИВАЛЬСЕКРТАРЬ Ш В Е Я
ПАРАШЮТ1. Торжественное массовое шествие, в котором участвует много людей. (Демонстрация.) Это слово многозначное. Какое другое значение этого слова вы знаете? (Показ чего-либо.) 2. Лечебное учреждение, в котором люди лечатся и отдыхают. (Санаторий.) 3. Праздник, участники которого показывают свои достижения в каком-либо виде искусства. (Фестиваль.) В каком фестивале вы принимали участие? 4. Сотрудник учреждения, который ведет документацию и деловую переписку. (Секретарь.) 5. Портниха, работница по изготовлению швейных изделий. (Швея.) 6. Устройство, похожее на большой зонт, предназначенное для прыжков с самолета. (Парашют.) Ученики на своих карточках вписывают слова в кроссворд. Слабые учащиеся работают с «карточками-помощницами», на которых написано: Д…М…НСТРАЦИЯ, С…Н…ТОРИЙ, Ф…СТ…ВАЛЬ, С…КР…ТАРЬ, ПАРАШ…Т. Учитель. Найдите по вертикали слово. (Москва) Обведите его цветным фломастером. Сами оцените свою работу и поставьте оценки. IV. Зрительный диктант. Учитель. Прочитайте предложение, написанное на доске, и запомните его. Запишите предложение в тетради по памяти: Мы гордимся славной историей Москвы. Слабые учащиеся работают с «карточками-помощниками», на которых записано: мы, историей, Москвы, славной, гордимся. После записи предложения учащимися осуществляется взаимопроверка. V. Актуализация опорных знаний. Учитель. В предложении «Мы гордимся славной историей Москвы» назовите глагол, подчеркните его и докажите, что это глагол. Беседа с классом. - Действие какого предмета обозначает этот глагол? (Мы.) - Какая это часть речи? (Личное местоимение.) - Стрелкой покажите связь этих слов. - С каким еще словом согласуется глагол? (Историей.) - Какая это часть речи? (Имя существительное.) - Стрелкой покажите связь. Сделайте вывод. (Глагол согласуется с личным местоимением и именем существительным.) - Укажите, какой из этих вариантов ошибочный? 1) имя существительное + глагол 2) имя прилагательное + глагол 3) личное местоимение + глагол Учитель. Сегодня на уроке мы повторим пройденный материал и будем учиться правильно употреблять глаголы в речи. Задание. Разбор глагола гордимся. Что делаем? Гордимся – гл., гордиться, н. вр., мн. ч., 1 л., II спр. - Как определить число глагола? (По числу имени существительного или местоимения.) - Как определить лицо глагола? (По лицу местоимения.) VI. Упражнения на закрепление пройденного материала. Физкультминутка (упражнения, связанные с глаголами, обозначающими движение). Ученики выполняют действия, противоположные названным учителем. - Сядьте! (Ученики встают.) Какой антоним? (Встаньте.) - Стойте! (Ученики бегут на месте.) Антоним? (Бегите.) - Опустите руки! (Ученики поднимают руки.) Учитель. В начале урока мы начали разговор о Москве. Москва – столица России. О Москве создано много песен. Одна из них «Моя Москва» на музыку Исаака Дунаевского, слова М. Лисянского и С. Аграняна. Эта песня написана в годы Великой Отечественной войны. Она воодушевляла защитников Москвы. (Звучат строчки из песни.) Внимательно послушайте строчки из песни. Прочитайте их на доске. Что обозначает слово «молва»? (Школьники ищут значение этого слова в толковом словаре.) Найдите и выпишите глаголы вместе с теми именами существительными или местоимениями, с которыми они связаны. Мы запомним суровую осень, Скрежет танков и отблеск штыков… В городах и далеких станицах О тебе не умолкнет молва, Дорогая моя столица, Золотая моя Москва! И везде повторял я слова: Дорогая моя столица, Золотая моя Москва! Учитель. Определите лицо, число, время спряжение глаголов. При необходимости пользуйтесь таблицей-помощницей. Мы запомним – что сделаем?, б. вр., 1 л., мн. ч., I I спр. Молва не умолкнет – что сделает?, б. вр., 3 л., ед. ч., I спр. Я повторял – что сделал?, пр. вр., ед. ч., м.р. Учитель. Кроме будущего и прошедшего, какое третье время глаголов вы знаете? Учитель оценивает работу школьников. Беседа. - Какую роль выполняет эта песня сейчас? (Гимн Москвы). - Что такое гимн? (Гимн – торжественная песня, символ государства, города.) Какие еще символы государства (города) вы знаете? (Герб.) что такое герб? Для ответов на вопросы предлагаю детям воспользоваться толковым словарем. Учитель. Спишите текст о гербе Москвы, раскрывая скобки. Правильно согласуйте глаголы с именами существительными или местоимениями. Герб Москвы. Мы ( видеть) герб Москвы. На красном фоне автор (изобразить) всадника на белом коне. Всадник (пронзать) копьем змея. Это святой Георгий Победоносец. Изображение (возникнуть) при Юрии Долгоруком. Князь (считать) святого своим покровителем и (верить), что он (охранять) от бед. Со временем это изображение (утвердить) как герб Москвы. Необходимо обратить внимание учащихся на то, что слово «видеть» - глагол-исключение. Учитель оценивает выполненную работу. Учитель. Если мои утверждения верны, то поднимите зеленую карточку, если неверны, то поднимите красную карточку: - Глагол обозначает действие предмета. (Зеленая карточка.) - Глагол отвечает на вопросы «что?», «кто?». (Красная карточка.) - В речи глаголы связаны только с именами существительными. (Красная карточка.) - Глаголы имеют такое же число и лицо, как имя существительное или местоимение, с которыми они связаны в речи. (Зеленая карточка.) Домашнее задание № 1. Детям раздаются карточки с домашним заданием. Вечный огонь В центре гранитной площади (трепетать) пламя. Кажется, оно (вырваться) из глубины земли. Ветер не (задуть) это живое пламя. Дождь не может (заливать) его. Это – Вечный огонь. (Гореть) он на Могиле Неизвестного Солдата. Это огонь человеческой памяти. (Помолчать) у Вечного огня и (вспомнить) павших героев. (по Ю. Яковлеву) VII. Самостоятельная работа. Учитель. Испокон веков Москва была центром Руси. Быть может, поэтому о Москве сложено много пословиц и поговорок. А ведь пословица недаром молвится. Мы сейчас будем составлять пословицы. Учащимся раздаются карточки с заданиями разного уровня сложности (3 варианта): 1 вариант: Составь пословицы, вставляя вместо точек необходимый глагол. Правильно употреби его. Москва слезам не… . Кто в Москве не…, красоты не… . Вы в Москве хлеба-соли…, красного звона… . 2 вариант: Составь пословицы, вставляя вместо точек необходимый глагол. Правильно употреби его. Москва слезам не… . Кто в Москве не…, красоты не… . Вы в Москве хлеба-соли…, красного звона… . Слова для справок: быть, видеть, покушать, послушать, верить. 3 вариант: Составь пословицы, вставляя вместо точек необходимый глагол. Правильно употреби его. Москва слезам не… . Вы в Москве хлеба-соли…, красного звона… . Слова для справок: покушать, послушать, верить. Один из учеников читает пословицы по карточке учителя, не произнося выделенное слово. Это слово он пытается изобразить. Москва слезам не верит. Кто в Москве не бывал, красоты не видал. Вы в Москве хлеба-соли покушаете, красного звона послушаете . Учитель поясняет пословицы: - «Москва слезам не верит.» Смысл пословицы: никогда не надо плакать и опускать руки; полагайся на себя, на свои силы. - «Кто в Москве не бывал, красоты не видал.» В Москве много достопримечательностей. Общеизвестные - Кремль, Красная площадь. - «Вы в Москве хлеба-соли покушаете, красного звона послушаете.» Москвичи славятся гостеприимством. В Москве было много церквей с колокольнями. Домашнее задание № 2. Учитель. Дома составьте свою пословицу о Москве или найдите ее в книге. На следующем уроке мы проведем конкурс на лучшую пословицу. VIII. Итог урока. Беседа. - Какую часть речи мы повторили на уроке? Что нового вы узнали? - Закончим урок высказываниями известных писателей о русском языке. В. Шефнер: «Русский язык – это национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира». М. Горький: «Русский язык обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли». Вл. Луговской: «Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нем, изучайте его, страстно любите его, и вам откроется лицо безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка».