Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 28.04.2024, 02:25

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития

Обобщающий урок по теме «Глагол» с учащимися коррекционного класса VIII вида (8 класс)
Обобщающий урок по теме «Глагол» с учащимися коррекционного класса VIII вида (8 класс)
Конспект обобщающего урока по теме «Глагол»
Цель. Закрепить умение правильно употреблять глаголы в речи.
Задачи.
Образовательные: обобщить знания учащихся о грамматических категориях глагола, активизировать использование полученных знаний; совершенствовать умение правильно согласовывать глаголы с именами существительными и личными местоимениями.
Коррекционные: развивать у учащихся зрительную и слуховую память, восприятие, мыслительные навыки на основе операций анализа, синтеза, сравнения; повышать уровень речевого развития и коммуникативных умений, способствовать обогащению, активизации словарного запаса.
Воспитательные: воспитывать у учащихся мотивацию к обучению, интерес и любовь к столице родной страны.
Оборудование: компьютерные слайды; раздаточные карточки с текстами, карточки с заданиями разного уровня сложности для самостоятельной работы, индивидуальные «карточки-помощницы» для слабых учащихся, сигнальные красные и зеленые карточки; толковый словарь, учебники, тетради, учебные принадлежности.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Приветствие. Учитель поочередно предлагает им называть глаголы, относящиеся к учебной деятельности, после чего разрешает сесть.
II. Проверка домашнего задания.
Учитель. Я употребила слово «глаголы». Дайте определение этому понятию.
Ученики. Глагол - это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы «что делать?» и «что сделать?».
Учитель. Прочитайте текст на карточках. Дома вы должны были вставить в него глаголы, которые наполняют звуками эти картины.
Нас всюду окружают звуки. Утром… будильник. На улице… транспорт.
В морозный день… снег под ногами. В осенний день дождь… по стеклу, а на улице вода… под ногами.
Учитель. Докажите, что слова, которые вы вставили, являются глаголами.
Учитель оценивает работы школьников.
III. Орфографическая пятиминутка.
Работа над словарными словами.
Учитель. Глагол обозначает действие предмета. А как называется часть речи, которая обозначает предмет?
Ученики. Имя существительное.
Учитель. У вас на столах находится карточка с незаполненным кроссвордом. Вы должны заменить предложения одним словарным словом (именем существительным) и вписать это слово в соответствующие клеточки
кроссворда.
ДЕМОНСТРАЦИЯСАНАТОРИЙФЕСТИВАЛЬСЕКРТАРЬ
Ш
В
Е
Я

ПАРАШЮТ1. Торжественное массовое шествие, в котором участвует много людей. (Демонстрация.) Это слово многозначное. Какое другое значение этого слова вы знаете? (Показ чего-либо.)
2. Лечебное учреждение, в котором люди лечатся и отдыхают. (Санаторий.)
3. Праздник, участники которого показывают свои достижения в каком-либо виде искусства. (Фестиваль.) В каком фестивале вы принимали участие?
4. Сотрудник учреждения, который ведет документацию и деловую переписку. (Секретарь.)
5. Портниха, работница по изготовлению швейных изделий. (Швея.)
6. Устройство, похожее на большой зонт, предназначенное для прыжков с самолета. (Парашют.)
Ученики на своих карточках вписывают слова в кроссворд. Слабые учащиеся работают с «карточками-помощницами», на которых написано:
Д…М…НСТРАЦИЯ, С…Н…ТОРИЙ, Ф…СТ…ВАЛЬ, С…КР…ТАРЬ, ПАРАШ…Т.
Учитель. Найдите по вертикали слово. (Москва) Обведите его цветным фломастером.
Сами оцените свою работу и поставьте оценки.
IV. Зрительный диктант.
Учитель. Прочитайте предложение, написанное на доске, и запомните его. Запишите предложение в тетради по памяти:
Мы гордимся славной историей Москвы.
Слабые учащиеся работают с «карточками-помощниками», на которых записано: мы, историей, Москвы, славной, гордимся.
После записи предложения учащимися осуществляется взаимопроверка.
V. Актуализация опорных знаний.
Учитель. В предложении «Мы гордимся славной историей Москвы» назовите глагол, подчеркните его и докажите, что это глагол.
Беседа с классом.
- Действие какого предмета обозначает этот глагол? (Мы.)
- Какая это часть речи? (Личное местоимение.)
- Стрелкой покажите связь этих слов.
- С каким еще словом согласуется глагол? (Историей.)
- Какая это часть речи? (Имя существительное.)
- Стрелкой покажите связь. Сделайте вывод. (Глагол согласуется с личным местоимением и именем существительным.)
- Укажите, какой из этих вариантов ошибочный?
1) имя существительное + глагол
2) имя прилагательное + глагол
3) личное местоимение + глагол
Учитель. Сегодня на уроке мы повторим пройденный материал и будем учиться правильно употреблять глаголы в речи.
Задание. Разбор глагола гордимся.
Что делаем? Гордимся – гл., гордиться, н. вр., мн. ч., 1 л., II спр.
- Как определить число глагола? (По числу имени существительного или местоимения.)
- Как определить лицо глагола? (По лицу местоимения.)
VI. Упражнения на закрепление пройденного материала.
Физкультминутка (упражнения, связанные с глаголами, обозначающими движение). Ученики выполняют действия, противоположные названным учителем.
- Сядьте! (Ученики встают.) Какой антоним? (Встаньте.)
- Стойте! (Ученики бегут на месте.) Антоним? (Бегите.)
- Опустите руки! (Ученики поднимают руки.)
Учитель. В начале урока мы начали разговор о Москве. Москва – столица России. О Москве создано много песен. Одна из них «Моя Москва» на музыку Исаака Дунаевского, слова М. Лисянского и С. Аграняна. Эта песня написана в годы Великой Отечественной войны. Она воодушевляла защитников Москвы. (Звучат строчки из песни.) Внимательно послушайте строчки из песни. Прочитайте их на доске. Что обозначает слово «молва»? (Школьники ищут значение этого слова в толковом словаре.) Найдите и выпишите глаголы вместе с теми именами существительными или местоимениями, с которыми они связаны.
Мы запомним суровую осень,
Скрежет танков и отблеск штыков…
В городах и далеких станицах
О тебе не умолкнет молва,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!
И везде повторял я слова:
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!
Учитель. Определите лицо, число, время спряжение глаголов. При необходимости пользуйтесь таблицей-помощницей.
Мы запомним – что сделаем?, б. вр., 1 л., мн. ч., I I спр.
Молва не умолкнет – что сделает?, б. вр., 3 л., ед. ч., I спр.
Я повторял – что сделал?, пр. вр., ед. ч., м.р.
Учитель. Кроме будущего и прошедшего, какое третье время глаголов вы знаете?
Учитель оценивает работу школьников.
Беседа.
- Какую роль выполняет эта песня сейчас? (Гимн Москвы).
- Что такое гимн? (Гимн – торжественная песня, символ государства, города.) Какие еще символы государства (города) вы знаете? (Герб.) что такое герб?
Для ответов на вопросы предлагаю детям воспользоваться толковым словарем.
Учитель. Спишите текст о гербе Москвы, раскрывая скобки. Правильно согласуйте глаголы с именами существительными или местоимениями.
Герб Москвы.
Мы ( видеть) герб Москвы. На красном фоне автор (изобразить) всадника на белом коне. Всадник (пронзать) копьем змея. Это святой Георгий Победоносец.
Изображение (возникнуть) при Юрии Долгоруком. Князь (считать) святого своим покровителем и (верить), что он (охранять) от бед. Со временем это изображение (утвердить) как герб Москвы.
Необходимо обратить внимание учащихся на то, что слово «видеть» - глагол-исключение.
Учитель оценивает выполненную работу.
Учитель. Если мои утверждения верны, то поднимите зеленую карточку, если неверны, то поднимите красную карточку:
- Глагол обозначает действие предмета. (Зеленая карточка.)
- Глагол отвечает на вопросы «что?», «кто?». (Красная карточка.)
- В речи глаголы связаны только с именами существительными. (Красная карточка.)
- Глаголы имеют такое же число и лицо, как имя существительное или местоимение, с которыми они связаны в речи. (Зеленая карточка.)
Домашнее задание № 1.
Детям раздаются карточки с домашним заданием.
Вечный огонь
В центре гранитной площади (трепетать) пламя. Кажется, оно (вырваться) из глубины земли. Ветер не (задуть) это живое пламя. Дождь не может (заливать) его. Это – Вечный огонь. (Гореть) он на Могиле Неизвестного Солдата. Это огонь человеческой памяти.
(Помолчать) у Вечного огня и (вспомнить) павших героев.
(по Ю. Яковлеву)
VII. Самостоятельная работа.
Учитель. Испокон веков Москва была центром Руси. Быть может, поэтому о Москве сложено много пословиц и поговорок. А ведь пословица недаром молвится. Мы сейчас будем составлять пословицы.
Учащимся раздаются карточки с заданиями разного уровня сложности (3 варианта):
1 вариант:
Составь пословицы, вставляя вместо точек необходимый глагол. Правильно употреби его.
Москва слезам не… .
Кто в Москве не…, красоты не… .
Вы в Москве хлеба-соли…, красного звона… .
2 вариант:
Составь пословицы, вставляя вместо точек необходимый глагол. Правильно употреби его.
Москва слезам не… .
Кто в Москве не…, красоты не… .
Вы в Москве хлеба-соли…, красного звона… .
Слова для справок: быть, видеть, покушать, послушать, верить.
3 вариант:
Составь пословицы, вставляя вместо точек необходимый глагол. Правильно употреби его.
Москва слезам не… .
Вы в Москве хлеба-соли…, красного звона… .
Слова для справок: покушать, послушать, верить.
Один из учеников читает пословицы по карточке учителя, не произнося выделенное слово. Это слово он пытается изобразить.
Москва слезам не верит.
Кто в Москве не бывал, красоты не видал.
Вы в Москве хлеба-соли покушаете, красного звона послушаете .
Учитель поясняет пословицы:
- «Москва слезам не верит.» Смысл пословицы: никогда не надо плакать и опускать руки; полагайся на себя, на свои силы.
- «Кто в Москве не бывал, красоты не видал.» В Москве много достопримечательностей. Общеизвестные - Кремль, Красная площадь.
- «Вы в Москве хлеба-соли покушаете, красного звона послушаете.» Москвичи славятся гостеприимством. В Москве было много церквей с колокольнями.
Домашнее задание № 2.
Учитель. Дома составьте свою пословицу о Москве или найдите ее в книге. На следующем уроке мы проведем конкурс на лучшую пословицу.
VIII. Итог урока.
Беседа.
- Какую часть речи мы повторили на уроке? Что нового вы узнали?
- Закончим урок высказываниями известных писателей о русском языке.
В. Шефнер: «Русский язык – это национальный язык русского народа, один из богатейших языков мира».
М. Горький: «Русский язык обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли».
Вл. Луговской: «Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нем, изучайте его, страстно любите его, и вам откроется лицо безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка».
Категория: Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития | Добавил: tanisimova (08.11.2014) | Автор: АНИСИМОВА ТАТЬЯНА СТЕПАНОВНА E
Просмотров: 1629 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
1 galahova7  
0
Здравствуйте, Татьяна Степановна!
Ваша работа допущена к участию в конференции.

С уважением, куратор конференции, Любовь Павловна Галахова

2 tanisimova  
Здравствуйте, Любовь Павловна! Информацию получила. Спасибо.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024