Научно- методическая статья " Построим замок из песка"
Фантазия- мать всех возможностей, где подобно всем противоположностям внутренний и внешний миры соединяются вместе. Карл Густав Юнг.
Как научить ребенка воспринимать самого себя и окружающий мир как единое целое? Как помочь ему избавиться от страхов и навязчивых переживаний? Для этого актуально применение песочной терапии, методы которой с успехом используют для «особенных детей». Свойство песка уводить в землю негативные эмоции и освобождать психику от внутренних конфликтов были замечены психотерапевтами. Основоположником этой методики является Карл Густав Юнг- швейцарский психиатр. Благодаря его терапии «психического иммунитета» и способности сознания к исцелению, трансформации и самосохранению его последователь Дора Калф изобрела песочную терапию. Игровая деятельность с песком- естественная и доступная среда для каждого ребенка. Целью песочной терапии стало выявление особенностей личности ребенка, его понимание себя и своего «Я» в мире и жизненной деятельности. Играя с песком ребенок действует самостоятельно и нередко начинает экспериментировать. В этих играх развиваются и интенсивно работают все познавательные функции (внимание, мышление, восприятие, память, речь и мелкая моторика). Песочные игры помогают ребенку творчески мыслить, снижают тревожность и агрессивность, замкнутость и застенчивость, формируют навыки общения. Освобождение от негативных эмоций происходит на бессознательном уровне, без применения психологического воздействия и медицинских препаратов. Для песочной терапии более всего подходит мелкий белый или желтоватый песок, как сухой, так и мокрый. Нужно научить ребенка воспринимать песок как нечто волшебное, при помощи которого происходят различные чудеса. Помимо игр в песочницах, существует направление рисования картин из песка на прозрачном экране с подсветкой (песочная анимация). Здесь дети могут запечатлеть свои воображения: нарисовать будущее, представить себя сказочным героем среди любимых персонажей. Прежде чем начать игру, я предлагаю ребятам пощупать песок, пропустить его сквозь пальцы, ощутить его тепло, назвать все ассоциации, связанные с ним ( лето, солнце, море, река, пляж) и окунуться в мир иллюзий. 1. Игра "Песочный замок" Из мокрого песка ребенку предлагается построить волшебный сказочный замок и представить себя супергероем, который очень храбрый и сильный. 2. Игра "Угадай предмет" Ребенку предлагается найти различные фигурки, спрятанные в песке и назвать их. Фигурки можно заменить буквами и цифрами, из которых составляются слова и математические примеры. Составлял свое имя, ребенок воспринимает себя личностью в окружающем мире. 3. Игра " Мой день рождения" Из мокрого песка дети летят торт, пиры, пирожки, печенье и приглашают к себе на праздник своих сверстников. Поделки можно украсить предметами из среды Монтессори: различными бусинами, камешками и т.д. 4. Игра " Окружающий мир" Ребенок лепит фигурки животных, птиц, деревья, цветы. В это время обязательно ведется беседа о важности сохранения окружающей среды, чтобы дети почувствовали, что они тоже несут ответственность перед природой. 5. Игра "Моя семья" Дети лепят фигурки своих родных и рассказывают о том, какими они хотят их видеть и высказывают свои пожелания. Первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их ребенка. Они помогают лучше узнать себя и открыть свой потенциал. Совместное общение и творчество создают в каждой семье атмосферу взаимопонимания и любви.
Авторы: Карелина Ольга Владимировна, заведующая отделением психолого-педагогического отделения; Чукралиева Татьяна Викторовна, воспитатель 1 категории.
Литературный материал: 1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Коррекционные развивающие и адаптационные игры. М.:Детство -Пресс, 2002 2.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии СПб.: Речь, 2002г. 3. Юнг К.Г., Человек и его символы. М.: Серебрянные нити, 2002г. 4.Интернет ресурсы.