Конспект НОД "Путешествие в лесное царство" для детей дошкольного возраста с ЗПР
Конспект занятия
«Путешествие в лесное царство»
Автор: Мухаметкулова Раушания Наиловна
воспитатель МДОУ ДС №6 «Колобок»
Пояснительная записка. Непременным условием выживания в напряженной экологической обстановке является совершенствование экологического воспитания человека, его нравственных качеств. Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни: • в раннем детстве - формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы; • в школьные годы - способствовать пониманию целостной картины мира; • в периоды взросления и зрелости - развивать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности. Первым звеном в системе экологического воспитания является дошкольное детство. Его эмоциональность, особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для успешного экологического воспитания в ДОУ. Сегодня от экологического невежества до преступления перед человечеством один шаг. И формируются эти экологические невежды уже в раннем детстве. С одной стороны, ребята-дошкольники с большим интересом относятся к растениям, животным, любят их, но с другой стороны – проявляют жестокость, равнодушие. А сегодня, когда родители в силу своей «вечной» занятости, уделяют общению с детьми мало времени - это равнодушие проявляется особо утрированно. Ведь зачастую родители сами показывают своему чаду свое, не всегда правильное отношение к окружающим людям, окружающей природе. Это приводит к тому, что дети наносят вред природе и никакие объяснения взрослых не помогают. Связано это также с незнанием дошкольниками правил взаимодействия с объектами природы. В дошкольном возрасте у детей не сформированы элементарные экологические знания. И поэтому, исходя из этих противоречий, появилась необходимость ввести элементарные экологические понятия в дошкольном детстве. Для этого нами разработан комплекс занятий, которые формируют у детей экологическую грамотность. Какие изменения вносятся в традиционное содержание работы по ознакомлению с природой? Прежде всего, детям нужно дать на всех возрастных ступенях экологические знания о мире не глобальной природы, а той, которая его окружает рядом, «близко» к дошкольнику, которую он может наблюдать изо дня в день, может потрогать и пощупать. Кроме того, педагог должен помнить, что все занятия должны проходить в увлекательной, игровой форме. Природа нашей области уникальна. Большую часть территории Томской области занимают леса, болота, реки и озера. Тайга образована в основном хвойными породами – сосной, сибирским кедром, елью, пихтой; но есть здесь и лиственные деревья. Среди них доминируют береза и осина. Обильно произрастают брусника, малина, голубика, черника, клюква. На территории области обитают 28 видов диких животных: лоси, олени, косули, лисы, медведи, белки и т.д. Данное занятие в увлекательной форме знакомит детей с основными деревьями, кустарниками и ягодами, которые произрастают в нашей, Томской области. Кроме того у детей формируются знания о том, как человек использует природу; как он может заботится о ее сохранности. Занятие является интегрированным по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром.
Занятие «Путешествие в лесное царство» Цель: • Расширять знания о многообразии природы; понимать закономерности явлений природы; разумно использовать дары леса. Довести до понимания, что лес – общий дом для растений и животных; • Воспитывать любовь к родной природе; ответственное и бережное отношение к лесным богатствам. Воспитатель: Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в гости, а куда отгадайте сами: Богатырь стоит богат, Угощает всех ребят: Ваню – земляникой, Таню – костяникой, Машеньку – орешком, Петю – сыроежкой, Катеньку – малиной, А Васю – хворостинкой. Дети: Это лес!!! Воспитатель: Правильно, это лес! Только в лесу могут быть и разные ягоды, и орешки, и много деревьев. Сегодня мы с вами отправимся в лес. Готовы отправиться в путь! (звучит музыка: пение птиц, шум деревьев) Пойдемте по тропинке. ( Под музыку дети отправляются в лесное путешествие, по пути встречаются различные препятствия: "с кочки на кочку", "перепрыгни через ручеек", "пройди и не задень")А кто в лесу самый главный? Кто хозяин леса? Дети: Старичок – лесовичок! Воспитатель: Правильно! На лесной опушке В маленькой избушке Поживает старичок, Старичок-лесовичок. А вот и он сам! Здравствуй, Старичок – лесовичок! Старичок – лесовичок: Здравствуйте, ребята! Я по лесу хожу, за порядком слежу, деревьям помогаю, ягодами угощаю. Ну, я рад, что вы пришли в гости. А знаете ли вы правила поведения в лесу? (Старичок – лесовичок показывает картинки, а дети называют правила поведения в лесу) Чего нельзя делать в лесу?
1. Срывать незнакомые грибы и ягоды. 2. Топтать цветы. 3. Кричать, громко включать музыку. 4. Разжигать костры. 5. Мусорить. 6. Ломать ветки. Старичок – лесовичок: Молодцы, ребята! Знаете как себя вести в лесу, добро пожаловать в мой дом! Воспитатель: Старичок – лесовичок! Расскажи нам о том, как тебе живется в лесу, не скучно ли тебе одному? Старичок – лесовичок: А разве я один? Посмотрите вокруг, сколько у меня друзей! Воспитатель: А где же они? Мы никого не видим! Старичок – лесовичок: Чтобы понять, кто мои друзья, вам надо отгадать загадки, и вы узнаете лесных жителей – моих друзей! Что же это за девица? Не швея, не мастерица. Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год. Дети: Елка! Елочка! Старичок – лесовичок: Верно! Молодцы! А как называются иголки елки? Дети: Хвоя! Старичок – лесовичок А знаете ли вы еще одно очень интересное и полезное дерево – слушайте про него загадку: И девчонки, и мальчишки Все иметь хотели б шишки - На орехи очень щедр Богатырь сибирский – Дети: КЕДР! Старичок – лесовичок: Кедр – очень полезное для людей дерево. (Показывает кедровые шишки и орехи) Кедровые орешки - ценный пищевой продукт, в них много полезных витаминов, которые помогают быть здоровыми, быстрее расти и быть сильными. Как же называются леса, в которых растут ели, кедры, и сосны? Дети: Хвойные. Старичок – лесовичок: Правильно, хвойные. А почему их так называют? Дети: Потому что у этих деревьев вместо листьев хвоя. Воспитатель: А ребята и о других деревьях много знают, и умеют отгадывать про них загадки. Вот, послушай: И красива, и стройна, Средь подруг стоит она. Вся в кудряшках и сережках, Это белая … Дети: Березка! Воспитатель: Правильно! А сейчас мы с вами поиграем в игру «Отгадай-ка». Вам нужно правильно и как можно больше подобрать слова - признаки и слова - действия к слову «береза». Береза (какая?) – кудрявая, развесистая, белоствольная, золотистая, русская, грустная, заречная, высокая, плакучая, молодая, стройная, ясная, родная, красивая, ветвистая, и т.д. Береза (что делает?) – растет, зеленеет, красуется и т.д. Старичок – лесовичок: А можно я еще одну загадку загадаю? То лис крыши, то ли с неба – Или вата, или пух. Или, может хлопья снега Появились летом вдруг? Кто же их исподтишка, Сыплет будто из мешка? Дети: Тополь! Воспитатель: Посмотрите, какой у тополя сильный ствол, пышные ветки. Такое дерево дает много кислорода, воздух рядом с ним чище и свежее. (Педагог ставит на доску иллюстрацию с изображением тополя. Старичок – лесовичок: А можно я с ребятами поиграю? Я тут расставил иллюстрации с изображениями деревьев, а вам даю листочки. Найдите, с какого дерева эти листочки. Проводится игра «С какой ветки эти детки?» Дети относят листья к соответствующим деревьям. Воспитатель: Ребята! Вот как много друзей у старичка – лесовичка. Но это не все его друзья, среди его друзей есть еще и кустарники. Посмотрим, отгадаете ли вы их названия? Сидит на палочке, В красной рубашечке, Брюшко сыто – Камнями набито. (Ответы детей, педагог ставит на доску иллюстрацию с изображением шиповника или ягоды шиповника.) Старичок – лесовичок: Молодцы, отгадали, а что вы знаете о калине? (Ответы детей) Ягоды у калины красные, горькие, но лекарственные. (показывает иллюстрацию или ветки с ягодами калины) А вот и следующая загадка: Бусы красные висят, Из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти Дети, птицы и медведи. Ответы детей, педагог показывает иллюстрацию. Черный жемчуг на нитях висит, Сквозь зеленые листья блестит. Хорошо, когда часть лета пройдена, И в садах поспевает … Дети: Смородина. Воспитатель: Верно! Ребята, а как называется варенье из малины. Какое оно? (Ответы детей: малиновое) А из смородины (смородиновое) А что можно делать из ягод? (варенье, компоты, пастилу, сок) Старичок – лесовичок. Вот какие молодцы! Все вы знаете! Все деревья в лесу, все кустарники и ягоды, все животные и птицы – мои друзья! Каких зверей вы знаете, которые живут в наших лесах? Дети: Лиса, медведь, заяц, белка. (Проводится игра «Выбери картинку») Воспитатель: Сейчас очень и многие животные готовятся к зимней спячке. Каких животных вы знаете, которые зимой спят? Дети: Медведи, ежи, барсуки. Воспитатель: В лесу нужно ходить тихо, чтобы не разбудить уже заснувших животных, даже на деревьях есть знаки, напоминающие о правилах поведения в природе. Старичок – лесовичок: А каких птиц можно встретить в нашем лесу (игра «Выбери картинку») Чем же они питаются, что произошло с их лакомством? (Насекомые прячутся, спят…) Как помочь птицам? (Подвесить кормушки). Воспитатель:Вот как богат лес! Лес – общий дом для всех животных и растений. Лесные богатства нужно беречь. Нужно беречь и охранять родную природу.
Список литературы
1. РЫЖОВА Н. А. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ. - М.; КАРАПУЗ, 2001. 2. РЫЖОВА Н. А. РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. - М.;Линка - Пресс, 2003. 3. ПЕНЬКОВАЛ.А. Под ПАРУСОМ ЛЕТО ПЛЫВЕТ ПО ЗЕМЛЕ.- М.;ЛИНКА - ПРЕСС,2006. 4. МАНЕВЦОВАЛ. М. Листок на ладони.-СПБ.;Детство - Пресс,