Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 19.05.2024, 09:29

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития

Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательной деятельности дошкольников с ЗПР
Использование информационно-коммуникативных технологий (мультимедийные игровые презентации)
в образовательной деятельности дошкольников с ЗПР.

Мы живем в XXI веке, веке информации.
Информатизация общества – это реальность наших дней. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся необходимой частью современной культуры.
Мультимедиа (multimedia) - это современная компьютерная информационная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию).
Появление систем мультимедиа, безусловно, производит революционные изменения в такой области, как образование, во многих сферах профессиональной деятельности, науки, искусства, в компьютерных играх и т.д.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют:
 насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний;
 развить интеллектуальные и творческие способности;
 научить ребенка самостоятельно приобретать новые знания - что очень актуально в раннем детстве.
Во всем мире использование информационно-компьютерных технологий в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Владение информационно-компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях
Информатизация общего образования в нашей стране уже имеет свою историю и традиции. Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей.
Не исключением является и наш детский сад. В нашем дошкольном образовательном учреждении информационно-компьютерные технологии используются в работе:
• административно-управленческого аппарата;
• с педагогами;
• с родителями;
• с детьми.
Компьютеры уже давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. В детском саду невозможно представить себе работу без них. Большинство педагогов, являясь уже свободными пользователями, открывает для себя все новые и новые возможности этого "чуда техники".
На сегодня, информационно-коммуникативные технологии значительно расширяют возможности педагогов в сфере обучения дошкольников.
Для развития у детей устойчивого познавательного интереса к учению перед педагогом стоит задача: сделать непосредственно образовательную деятельность (НОД) интересной, насыщенной и занимательной.
Материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, вызывающего интерес у дошкольников к учебному процессу и способствующего созданию положительной эмоциональной обстановки обучения, а также развитию мыслительных способностей.
В этом педагогу и помогают мультимедийные технологии (мультимедийные презентации).
Слово «презентация», в переводе с английского языка, означает «представление», «показ». Т.е. презентация – это красивый, наглядный показ какой-либо информации.
Компьютерная презентация состоит из отдельных кадров, которые называются слайдами. На каждом слайде можно поместить произвольную текстовую, графическую и аудио информацию, а также видеоклипы. Объекты на слайде могут быть анимированы. При показе презентации педагог просто щелкает мышью. Щелчок – и один слайд сменяется другим. Презентацию можно показывать прямо на компьютере или выводить на большой экран через мультимедийный проектор.
Для создания компьютерных презентаций предназначены специальные программы. Одна из самых популярных программ –PowerPoint, которая входит в состав пакета Microsoft Office.

Мультимедийная презентация позволяет:

 предъявлять информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре;
 ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;
 привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией;
 поощрять детей при решении проблемной задачи, используя возможности программы, что является стимулом для развития их познавательной активности;
 развивать у дошкольников исследовательское поведение;
 увеличить активный и пассивный словарный запас;
 в доступной форме узнать об окружающем мире и обществе;
 расширять творческие возможности самого педагога.

Говоря об использовании мультимедийных презентаций в работе с детьми дошкольного возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения.
Согласно нормам СанПиНа непосредственно-образовательную деятельность с использованием компьютера и мультимедийного оборудования для детей 5-7лет следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг. На занятиях для детей 5-7 лет использование ПК по времени не должно превышать 10-15 минут.
Очень важна правильная организация просмотра презентаций, занятия должны проходить в хорошо освещенной комнате, детей следует рассаживать не ближе 2, 5-3 метров от экрана, полукругом.
В своей работе педагог должен обязательно использовать комплексы упражнений для глаз.
С осторожностью: следует подходить к вопросу об использовании компьютерных презентаций для дошкольников, имеющих невротические расстройства, судорожные реакции, нарушения зрения, поскольку компьютер может усилить все эти отклонения в состоянии здоровья.

Идя в ногу со временем, педагоги нашего дошкольного учреждения применяют технологии с использованием компьютера и специальных компьютерных развивающих программ.
В своей статье я хочу рассказать о своем опыте создания и использования мультимедийных игровых презентаций, как учителя-дефектолога, в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР.
Организация и методика проведения непосредственно-организованной деятельности с использованием современных информационных технологий идентична методике проведения традиционных занятий по основным видам детской деятельности. Применение мною мультимедийных технологий осуществляется с помощью ноутбука, проектора и экрана. Качественные, профессионально выполненные детские презентации, если вы владеете навыками работы с компьютером (программой Power Point), можно создавать самостоятельно.
НОД с использованием мультимедийных презентаций ведется в моей работе по образовательной области «познание», а конкретно по формированию целостной картины мира (ознакомление с окружающим миром, развитие речи) и по формированию элементарных математических представлений, а так же по коррекции психичесикх процессов у дошкольников с ЗПР. В практике моей работы создание и использование мультимедийных презентаций стало неотъемлемой частью педагогического процесса.
Готовясь к занятию, я всегда задумываюсь: «Как улучшить процесс подготовки?», «Как провести занятие более эффективно?», «Как бы по-новому заинтриговать детей, чтобы им было интересно, и они запомнили и быстрее усвоили новый материал?» И в голову приходит мысль достаточно очевидная - реализовать принцип наглядности в полной мере (с помощью ИКТ - это очень легко!): показать, к примеру, несколько слайдов по изучаемой теме, т.е. создать интерсную игровую мультимедийную презентацию.
Для того чтобы создать компьютерную презентацию, необходимо сформулировать тему, цель и задачи и саму структуру занятия; определить место презентации в данном занятии.
Если я решила, что презентация станет основой занятия (НОД), его "скелетом", то сначала необходимо выделить этапы, четко выстроив логику рассуждения от постановки цели к выводу. В соответствии с этапами занятия определяю содержание мультимедийного материала (иллюстрации, схемы, аудио - и видео - фрагменты). И только после этого, я создаю слайды, в соответствии со структурой всего занятия.
Но чаще всего в своей работе, исходя из особенностей детей с ЗПР, я применяю показ презентации, лишь как часть занятия, один из его этапов. Для этого я четко формулирую цель использования конкретной презентации и, уже исходя из нее, отбираю, структурирую и оформляю материал, необходимый мне для работы. В данном случае, нужно четко ограничить время показа презентации, продумать варианты работы с ней на занятии: вопросы и задания детям, так как внимание детей с ЗПР очень неустоичивое, они гиперактивны и не могут долгое время сосредотачиваться на одном объекте, им необходима частая смена деятельности.
Но следует помнить, что на презентации не должна быть построено вся НОД целиком. Хочется отметить, что использование игровых мультимедийных презентаций не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребёнка, и педагога; тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.
Используя компьютерную презентацию в работе, восприятие любого материала происходит быстрее, т. к. весь он сопровождается сказочными героями, которые хорошо знакомы детям, (например, Буратино, Красная Шапочка, Чиполлино, Карлсон, смешарики и другие герои), которые попали в трудную ситуацию и им нужна помощь, или наоборот сказочные герои помогают детям в решении поставленных задач, знакомят с чем-нибудь новым.
Мною созданы разнообразные игровые мультимедийные презентации по различным лексическим темам («Осень», «Деревья», «Ягоды», «Грибы», «Овощи и фрукты» и др).
Целью данных презентаций является развитие познавательных способностей, речи и коррекция психических процессов (памяти, внимания, мышления) у детей дошкольного возраста с ЗПР.
У меня есть серия компьютерных презентаций, которые называются «Давайте поиграем!». Это презентации, направленные на коррекцию у детей грамматического строя речи.
Известно, что у большинства детей с ЗПР имеется нарушение практически всех компонентов речи, а один из них – это грамматический строй речи. Дети не правильно употребляют существительные в единственном и множественном числе, предлоги; не умеют образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, относительные прилагательные; у них не сформировано согласование прилагательных с существительными, согласование числительных с существительными и другие нарушения. А различные веселые презентации со сказочными героями из серии «Давайте поиграем!» (например, «Один-много», «Большой-маленький», «Назови правильно», «Какой сок?» и др.) помогают мне в игровой форме заниматься решением данных проблем у детей.
Еще одной из проблем развития речи у дошкольников с ЗПР является нарушение связной речи: не умеют отвечать на вопросы полными предложениями, не умеют задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца; испытывают трудности рассказать о каком-нибудь предмете или объекте, явлении. Для решения этих проблем, у меня есть презентации по обучению детей составлению описательных рассказов о временах года (презентации на тему «Наступила осень!», «Зимушка, зима!», «К нам весна шагает…», «Лето» и др).
Так же мною создана серия презентаций «Загадки с грядки», «Лесные загадки», «Загадочные сказки», «Загадки от Деда Мороза», «Загадки с ветки» и др. – это красочные компьютерные презентации помогают мне в обучении детей отгадывать загадки, они им очень нравятся, так как сопровождаются различными анимационными эффектами. Эта серия презентаций способствует у детей развитию логического мышления, умения слушать (дослушивать загадку до конца), рассуждать и объяснять.
Есть несколько презентаций, направленных на развитие психических процессов (внимания, памяти), на формирования элементарных математических представлений (о величине, о счете, о временных и пространственных представлениях).
Создавая различные игровые презентации, я придерживалась принципа, который позволяет одну и ту же презентацию использовать для решения многих задач, в различных направлениях работы.
Применяя мультимедийное оборудование в своей работе, я пришла к следующему выводу, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:
 у детей активно пополняется словарный запас;
 речь становится грамматически правильной;
 воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;
 развивается воображение и творческие способности;
 тренируется эффективность внимания и память;
 развивается связная речь;
 развиваются элементы наглядно-образного и логического мышления;
 развивается усидчивость;
 повышается мотивация к деятельности.

Возможность дистанционного обучения родителей - это ещё один плюс мультимедиа. Многие родители хотели бы заниматься развитием своих детей, однако часто не знают, чем именно заниматься с ребёнком, или делают это методически неграмотно. Проблему можно решить, предлагая родителям (диски с мультимедийными игровыми презентациями) для закрепления дома того материала, с которым они знакомились в детском саду. Таким путём ребёнок, пропустивший по разным причинам большое количество занятий, может получать необходимые знания и навыки дома.
Таким образом, использование ИКТ (мультимедийных игровых технологий) в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР способствует повышению качества образовательного процесса, дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в группе и повысить его эффективность.

Источник: https://yadi.sk/i/BNTn1ifjeC8rK
Категория: Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития | Добавил: gk250679 (23.01.2015) | Автор: Кузнецова Галина Владимировна E
Просмотров: 2254 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 1
1 galahova7  
0
Здравствуйте, Галина Владимировна!
Ваша работа допущена к участию в конференции.

Куратор конференции, Любовь Павловна Галахова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024