Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 19.05.2024, 07:43

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития

Эмоционально-коммуникативное представление норм морального поведения младших школьников на классном часе «УМЕЙ СЛУШАТЬ».
Эмоционально-коммуникативное представление
норм морального поведения младших школьников
на классном часе «УМЕЙ СЛУШАТЬ».
 Нравственное воспитание школьника
"В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья". ( Свадковский И.Ф. ).
Вопросы нравственного развития, морального поведения, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, особенно в мире, на Украине, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Нравственное воспитание норм морального поведения - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.
Пути решения проблем нравственного воспитания могут осуществляться как в процессе специального обучения, в свободное время. Для реализации необходима программа нравственного воспитания школьников, чтобы охватывала круг различных нравственных отношений, в которых отчетливо проявляются моральные качества. Структура воспитательного процесса слагается из воспитывающей среды, воспитывающей деятельности и осмысления воспитанником своей жизни по отношению к окружающей действительности. Основой воспитания, определяющей нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений детей, не зависимо от содержания, методов, форм воспитательной работы. В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства воспитания. Непосредственное влияние на приобретение нравственных ценностей лежит на учителе с детьми с ОВЗ. Класс VII вида – дети с задержками психического развития, обусловленными негрубыми повреждениями нервной системы. А также дети "группы риска", которые имеют социальную (педагогическую) запущенность, часто болеют или имеют другие проблемы, затрудняющие освоение ребенком программы массовой школы. Целью педагога такого класса является очень важным корректировать жестокость и грубость самого ребёнка. Необходимо ознакомить ребенка с принципами морали и этики, формировать нравственные представления и понятия, стать стрессовоустойчивым, сдержанным, преодолевать вспышки агрессии, состояния нервозности. Многие такие дети не понимают своё состояние. Им помогает эффективные практические занятия в энергетическом очищении от опасной раздражительности, развитии спокойной решительности, открытии своего сердца другому человеку. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Результат процесса зависит от того, как педагог преподносит его ребенку. Эмоциональное состояние жизнерадостного познания мира - это характерный признак духовной жизни детской личности. Формирование устойчивых эмоционально –коммуникативных убеждений и представлений - важнейшая задача современной школы. Нашим детям нужны глубокие идейные убеждения, которые рождали бы сильные чувства, проявлялись в поступках, делах. Такие убеждения могут возникнуть в том случае, если они не только продуманы, прочувствованы человеком, но и пережиты им, подтверждены его личным опытом. Поэтому правилом деятельности школы по нравственному воспитанию должно быть не только разъяснение определенных норм, но и создание условий, в которых бы дети могли проверить свои взгляды, отточить их, убедиться на опыте в их правильности. Педагог вкладывает в душу ребенка в этом возрасте то, как будет строить он свои отношения с окружающими. Воспитание - искусство, и это искусство заключается в том, чтобы человек, которого мы воспитываем, очеловечивал мир вещей, которые входят в его жизнь, он должен чувствовать в них человеческое - разум, мудрость, любовь к людям. Если ребенок этого не переживет, то ему будет чужда подлинная человеческая чуткость восприятия. Слово учителя - своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именно через беседы с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радость достижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя. Самопознанию, самоусовершенствованию, умению остаться один на один с собственной душой, посвящена работа педагога, его специальные беседы.
Говоря о морали, мы подразумеваем поведении людей, совокупность норм, регулирующих отношение к обществу, оцениваемые с позиции добра и зла. Знание моральных норм есть предпосылка нравственного поведения, но одних знаний не достаточно. Критерием нравственного воспитания могут быть только реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Желание, готовность и способность сознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только в процессе длительной практики самого ребенка, только упражняясь в нравственных поступках.
Для того чтобы объективно оценить состояние проблем нравственного воспитания на современном этапе, необходимо провести четкий анализ мероприятий, неоднократно на практике проводить различные беседы и дискуссии на классных часах. В школе необходимы специальные дополнительные занятия, систематизирующие и углубляющие представления младших школьников. На мероприятиях раскрывается полнота человеческого опыта в развитии всех творческих способностей, в богатстве духовной жизни, в сознании того дела. В нравственном воспитании важно сформулировать моральное сознание, нравственные чувства. Очень важно включить младшего школьника в различные виды деятельности, где раскрываются их нравственные коммуникативные отношения. Процесс воспитания, направленный на развитие всех детей, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка, исходя из индивидуальности каждого ребенка. Темы бесед зависят от возрастных особенностей детей, уровня нравственной подготовленности, а также учителю необходимо заранее обговаривать с детьми наиболее интересующие их вопросы. Особенность проведения бесед о морали заключается в том, что она не в коем случае не должна переходить в чрезмерную назидательность, в беседу должны содержать как можно больше обсуждений с детьми жизненных ситуаций, имеющих нравственное содержание. Приведу пример методической разработки классного часа с детьми класса 7 вида.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Форма: классный час.
Классный руководитель: Фаттахова Венера Ахметовна.
Тема: «УМЕЙ СЛУШАТЬ».
Цель:
1. Поразмышлять с учащимися о важнейшей нравственной ценности – умении слущать.
2. Подготовить учащихся к ситуациям, когда нужно выслушать человека, проявив сочувствие, сострадание, поняв сложившую ситуацию.
3. Расширить понятие детей о культуре поведения, о сложности нравственного выбора и приняв мнение другого.
Задачи: 1. Формировать понятие: «что значит слушать»;
4. Проявить желание учащихся выслушать человека;
5. Обучать учащихся умению выслушивать друг друга;
6. Довести до сведения учащихся результаты диагностики;
7. Дать рекомендации по культуре поведения.
8. Привить навыки воспитанности детей в общении друг с другом и другими людьми.
Прилагаемые материалы: презентация
Оборудование: ПК (компьютер, проектор, экран).
Продолжительность: 40 минут
Структура мероприятия:
I. Вступление. Просмотр и слушание слайд «Звуки природы».
II. Игры. Игра «Значение Имен - качеств». Игра «Знакомство со словом».
Игра «Уровни слов»
III. Физминутка «Четыре стихии».
IV. Деловые игры. Деловая игра «Крокодил». Деловая гра «Отгадай, чей голосок».
V. Советы «Как надо слушать?»
VI. Результаты Теста. Анализ диагностического опросника.
VII. Подведение итогов. Завершение. «Итоговый круг»
Ход мероприятия
Вступление.
Учитель: Здравствуйте! - Мы с вами сейчас прочтем стихотворение и попробуем определить тему. Чтобы вы настроились на разговор, я предлагаю вам активировать наше воображение, а также получить удовольствие и расслабиться.
Музыкальное слайд-шоу «Звуки природы».
Сядьте удобно, закройте глаза. Постарайтесь расслабить все части вашего тела. Представьте, что вы находитесь на берегу моря, где светит солнце и поют птицы. Здесь только вы и красота природы. Все проблемы и люди, которые вам неприятны куда-то исчезли. Вы на море или берегу моря, вам хорошо, тепло, приятно. Легкий бриз воды касает вас своей прохладой, а лучи солнца проникая в ваше тело, согревают его. Вам стало спокойно, легко, хорошо. Вы тихонечко открываете глаза и возвращаетесь в нашу комнату.
Какие эмоции и ощущения вы получили от этого упражнения (от слушания музыки можно получить приятные эмоции, бодрость, хорошее настроение, заряд бодрости на весь день) Итак, мы переходим к нашей теме. Сегодня мы с вами поговорим о том, умеем ли мы слушать. Многие люди больше заботятся о том, чтобы слушали их и не дают открыть рта собеседнику. Люди просто не будут вам доверять, если вы не умеете слушать.
И, наоборот, с теми, кто нас внимательно слушает и постоянно не перебивает, нам хочется общаться снова и снова, т.к. после такого общения возникает чувство собственной значимости и облегчения.
Слушание музыки – это один из видов слушания. Сегодня мы с вами говорим об очень важном умении – об умении слушать, о том, что значит быть внимательным слушателем, о том, что помогает не только услышать, но и верно передавать информацию другим. Человек воспринимает информацию и думает в 12 раз быстрее, чем произносит слова..
Игра «Значение Имен - качеств»
Ученики называют качество личности, свойство характера по имени (значение имени), что обозначает собственное имя (например, Евгений - благородность, Александра- скромность, Мунира – озаряющая, Павел - отзывчивый, Алексей – защитник, Алина - благородная, Валерия – крепкая. сильная ). Подготовка заранее из интернета или дополнительной литературы.
Педагог: Вот видите, сколько хороших, приятных и полезных качеств есть у ваших имён.
Игра «Знакомство со словом»
Слова на доске.
-Ребята, наша тема такая богатая, что слово слушать имеет
В толковом словаре есть объяснение этих двух слов. Обратимся к нему (читают 2 ученика).
• Слушать что-либо, то это означает, что этот человек воспринимает или старается воспринять какую-либо информацию на слух.
• Прослушать - Воспринимать слухом, прослушать кого-то или что-то.
• Послушаться - Следовать чьим-либо советам, наставлениям, подчиняться,
повиноваться кому-либо.
• Выслушать - Прослушать до конца. Исследовать на слух.
• Прислушаться - привыкнуть к каким-нибудь звукам, напрячь слух, внимание, чтобы услышать, принять во внимание в сведению.
• Подслушать - Слушать, прислушиваться тайком.
• Заслушаться - Увлекаться, слушая людей, когда говорят интересно, речь красивая, грамотная.
 А вам приходилось подслушивать? Расскажите.
 К кому-то прислушиваться, что-то прослушать или кого-то выслушать?
Игра «Уровни слов».
Мы подробно остановимся на этих 2 словах слушать и слышать.
- Вы все сейчас меня слушаете, а вот слышите ли?
Если кто-либо слышит, то это означает, что этот человек или животное обладает способностью воспринимать звуки или шумы органами слуха.
Обратите внимание на три вида слушания:
Эффективное – внимательное;
Выборочное – слушаем то, что нам интересно, очень важно или необходимо.
Поверхностное – слушаем и не слышим (приводит к опасному недопониманию);
(Дети пытаются объяснить сами, определить свой уровень восприятия слушания)
- Ребята, а какой вид слушания самый полезный? (Эффективный)
На доске: Уровни слушания
Я слушаю …
1. эффективно 2. выборочно 3. поверхностно
Определите в высказываниях три уровня слушания. - Почему мы так говорим? - как растолковать? Что происходит во время слушания? Прочитайте их выразительно, красиво!
- О каком виде слушания это высказывание? Чему учат высказывания?
1. «Слушай больше, говори меньше» (Надо слушать и не перебивать). (О первом виде – эффективно слушать). -Почему нам предлагают больше слушать? Узнаём что-то новое. Чем больше слушаем, тем больше узнаём.
2. «Пропускать мимо ушей» ( Не обращать внимание, не реагировать на то, что говорится)
3. «Глупым словам – глухое ухо» (Если вы обратите внимание на них, то может возникнуть обида. Поэтому лучше их не услышать, не придавать значения). Поверхностно слушать, если «глупых» слов больше, чем «умных», и выборочно, когда надо внимательно слушать основную речь. Не надо слушать глупые слова, есть вещи, которые надо уметь не слышать. Это бывают обидные слова, сказанные невзначай.
4. «Хлопать ушами» (Слушать что-либо не понимая, не воспринимая то, о чём говорится). Тот человек поверхностно слушает.
5. «Всякого слушай, верь не всякому» (Надо слушать всех одинаково, чтобы не обижать собеседника, но при этом рассуждать, где правда, а где вымысел). Надо слушать выборочно.
- Какие бы высказывания вы взяли бы себе на заметку?
Физминутка «Злая тучка» - Движения под песенку.
Деловая игра «Крокодил».
Объяснить фразы: «Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь!» жестами
Вывод:
• Нужно уметь внимательно слушать.
• Если что-либо непонятно, нужно переспросить.
• Нужно уметь запоминать и выделять существенные моменты.
• Тренировать память.
Деловая гра «Отгадай, чей голосок».
Учитель указывает на того, кто должен произнести фразу:
• Очень приятно услышать от тебя комплимент.
• Мне нравятся культурные и воспитанные мальчики.
• Я очень надеюсь, что наш класс будет самым дружным.
• Мне очень приятно с вами познакомится.
• Я очень рада видеть тебя добрым и жизнерадостным.
• Алло. Добрый день, это я. Вы меня слышите?
• Сегодня ты был самый отзывчивый.
- Молодцы, вы были внимательными слушателями.
Игра «Дорогою добра!»
А теперь, давайте настроимся и послушаем выступления ребят. Затем определим, с чем они обращаются друг к другу? (С просьбой, с требованием или делятся переживаниями).
а) переживание;
б) просьба;
в) требование.
Как вы различите?
-Переходи дорогу правильно на зелёный свет светофора.
Осторожно переходи дорогу! Переходи дорогу внимательно, пожалуйста.
В одном и том же случае можно встретить разные оттенки, и говорить их нужно по-разному (мягче, строже).
Советы «Как надо слушать?»
Учитель: Сейчас мы говорили о том, как нужно слушать. А теперь обсудим, что мешает эффективно слушать. Ваше мнение? (Выслушивается мнение учеников, обобщается и приводится мнение специалиста).
 Правило 1: Помните, что в общении участвуют 2 человека.
 Правило 2: Будьте внимательными. Повернитесь лицом к говорящему. Убедитесь, что Ваша поза и жесты говорят о том, что Вы слушаете. Сосредоточьтесь на том, что говорит собеседник.
 Правило 3: Старайтесь понять не только смысл слов, но и чувства собеседника.
 Правило 4: Следите за выражением его лица, тоном голоса и за тем, как часто он смотрит в Ваши глаза.
 Правило 5: Придерживайтесь одобрительной установки по отношению к собеседнику. Это означает благоприятную атмосферу общения.
 Правило 6: Старайтесь выразить понимание.
 Правило 7: Слушайте самого себя. Это особенно важно для выработки умения слушать.
 Не притворяйтесь, что слушаете.
 Не перебивайте без надобности.
 Не задавайте слишком много вопросов.
 Не давайте совета, пока не просят
 Не делайте поспешных выводов.
 Не прикрывайтесь слушанием как убежищем.
 Молчание мешает эффективному общению.
Что нужно сделать, чтобы тебя захотели слушать
 Проявляйте искренний интерес к собеседнику, к его личности.
 Улыбайтесь! Людям приятно видеть улыбающиеся лица.
 Человек будет расположен к Вам, если вы помните как его зовут.
 Проявляйте к собеседнику искреннее внимание.
 Не перебивайте собеседника, пока он не выговорится.
Заранее предложенный Тест:
Отвечая на вопросы теста ставьте себе следующие баллы:
Всегда 4 балла; Часто 3 балла;
Иногда 3 балла; Никогда 2 балла.
1. Даете ли своему собеседнику возможность полностью высказаться?
2. Обращаете ли вы внимание на смысл высказываний?
3. Стараетесь ли вы запомнить услышанное?
4. Выделяете ли суть разговора?
5. Стараетесь ли вы сохранить в памяти основные моменты беседы?
6. Заостряете ли вы внимание вашего собеседника на главном?
7. Если в процессе общения возникла неприятная тема, стараетесь ли вы от нее уклониться и не заострять на ней внимание?
8. Раздражает ли вас тот факт, что точка зрения вашего собеседника не совпадает с вашей?
9. Не отвлекают ли вас в процессе общения посторонние мысли?
10. Охотно ли с вами беседуют?
Подсчитав количество набранных баллов и прослушайте свой результат.
У ……больше 32 баллов.
• Если набрали 32 и более баллов - ваша оценка - отлично.
Вы хороший слушатель и иногда ваши знакомые злоупотребляют этим, но если вам это нравится, то это просто здорово!
• Если от 27 до 31 балла - ваша оценка - хорошо.
С вами общаться приятно, вы умеете слушать, понять и принять сказанное.
• Если вы набрали от 22 до 26 баллов - ваша оценка - посредственно.
Вам нужно следить за своим общением с людьми и иногда давать высказаться и им.
• Если вы набрали менее 22 баллов - ваша оценка - плохо.
Вам просто необходимо учиться слышать и слушать своего собеседника, а не только себя любимого.

Источник: https://edu.tatar.ru/community/index/3682?page=4
Категория: Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития | Добавил: FVAFVA66 (07.12.2014) | Автор: Фаттахова Венера Ахмадгазиевна E
Просмотров: 1190 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
1 galahova7  
0
Здравствуйте, Венера Ахмадгазиевна!
Ваша работа не  допущена к участию в конференции, так как на сайте отсутствует
информация об авторе по плану:
1. Название мероприятия: Всероссийская научно-методическая конференция
«Методические разработки для коррекционных образовательных учреждений,  общеобразовательных учреждений имеющих коррекционные классы, группы,  детей с ограниченными возможностями здоровья индивидуального обучения»
2. Предмет/образовательная область:
3. Класс \группа \коллектив для кого предназначена
разработка:
4. Автор/ы статьи:
5. Должность автора/ов:
6. Образовательная организация:
7. Республика/край:
8. Город/село:
Эту информацию необходимо разместить в разделе "Краткое описание"  Загружайте работу заново, а неудачную загрузку мы удалим. Удачи!

Куратор конференции, Любовь Павловна Галахова

2 galahova7  
0
Здравствуйте, Венера Ахмадгазиевна! 
Ваша работа не  допущена к участию в конференции, так как на сайте отсутствует 
информация об авторе.

Куратор конференции, Любовь Павловна Галахова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024