Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 05.05.2024, 08:16

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Обучение и воспитание детей с расстройством аутистического спектра

Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики рук
Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики рук

Одной из важных задач в работе логопеда является развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи. Мелкая моторика - это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем.
Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребёнка? Учёными доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить мелкой моторики. Это связано с тем, что моторные центры речи в коре головного мозга находятся рядом с моторными центрам пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь, общее развитие ребёнка и влияет на его интеллектуальные способности.
Мелкая моторика - это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи, а также подготавливает ребенка к письму.
Немаловажное значение в работе логопеда по развитию мелкой моторики рук имеют пальчиковые игры. Пальчиковые игры – это упражнения для пальцев и рук, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок.
Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой.
5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать. Ведь в пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи.
6. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
7. Способствуют развитию творческой деятельности. Ведь руками можно «рассказывать» целые истории!
8. Пальчиковые игры помогают в игре формировать элементарные математические представления
9. Тренировка движений пальцев и кисти рук повышает работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
10. Активизируется моторика руки. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Рекомендации по выполнению упражнения по развитию моторики руки
• Сначала все упражнения выполняются медленно. Нужно следить, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое.
• При необходимости нужно помочь ребёнку или научить его помогать себе второй рукой.
• Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем другой рукой, после этого - двумя одновременно.
• Если упражнения показано на картинке, то для создания зрительного образа надо показать ребенку рисунок и объяснить, как выполняется упражнения. Постепенно надобность в объяснениях отпадает.
• Развивая моторику рук, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Упражнения надо дублировать: выполнять и правой рукой и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.
Развитие мелкой моторики посредством пальчиковой гимнастики осуществляю в соответствии с тематическим планированием, с этой целью подобрала и систематизировала комплексы пальчиковой гимнастики.

«Овощи. Огород»
«Купите лук»
Купите лук, зелёный лук,
Петрушку и морковку!
Купите нашу девочку,
Шалунью и плутовку!
Загибают по одному пальчику на правой (левой) руке, начиная с мизинца.
Не нужен нам зелёный лук,
Петрушка и морковка,
Нужна нам только девочка,
Шалунья и плутовка.
Разгибают по одному пальчику на правой (левой) руке, начиная с мизинца.
«Сад. Фрукты »
«Апельсин»
Мы делили апельсин.
Изображают апельсин – пальчики в кулаке.
Много нас,
Руки согнуты в локтях, шевелят пальцами.
А он – один.
Пальцы сжаты в кулачки, кроме указательного.
Эта долька – для ежа!
Эта долька – для чижа!
Эта долька – для утят!
Эта долька – для котят!
Эта долька – для бобра!
А для волка – кожура!
Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинцев.
Он сердит на нас –
Беда!
Сжимают и разжимают пальцы на обеих руках.
Разбегайтесь кто куда….
Пальцы разжаты, напряжены и расставлены в стороны.

«Осень»
«Осень»
Осень, осень,
Трут ладошки друг о друга.
Приходи!
По очереди сжимают кулачки.
Осень, осень,
Трут ладошки друг о друга.
Погляди!
Кладут ладошки на щеки.
Листья желтые кружатся,
Движение ладонями сверху вниз.
Тихо на землю ложатся
Поглаживают коленки.
Солнце нас уже не греет,
По очереди сжимают кулачки.
Ветер дует все сильнее,
Разводят одновременно руки в разные стороны.
К югу полетели птицы,
Скрестить руки и пошевелить пальчиками.
Дождик к нам в окно стучится
Постучать пальчиками по ладошкам.
Шапки, куртки надеваем
Имитируют движения.
И ботинки обуваем
Постучать ногами
Знаем месяцы:
Хлопают ладошками по коленкам.
Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Кулак, ребро, ладонь.

«Лес. Деревья»
«Ветер»
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал.
Плавные, волнообразные движения ладонями.
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Загибают по одному пальчику на обеих руках.
Ветер бросил на тропинку.
Спокойно укладывают ладони на стол.

«Грибы»
«По грибы»

Раз, два, три, четыре, пять!
Соединяют по очереди пальцы на обеих руках.
Мы идем грибы искать,
Хлопки в ладоши.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
Попеременно сгибают пальчики, начиная с мизинца.
«Ягоды»
«Ягоды»

Раз, два, три, четыре, пять,
Пальчики обеих рук «здороваются»
В лес идём мы погулять.
Обе руки «идут» по столу указательными и средними пальцами.
За черникой, за малиной,
За брусникой, за калиной,
Землянику мы найдём
Загибают пальчики на левой (правой) руке, начиная с большого.
И братишке отнесём.
Протягивают вперёд ладони.

«Перелётные птицы»
«Журавли»
Летит лениво журавли,
Летят они прощаются:
Взмахи перекрещенными кистями рук.
С ёлками зелёными,
С берёзами и клёнами,
С долинами, с озёрами,
С родимыми просторами.
Загибают по одному пальчику левой(правой) руки, начиная с большого.

«Одежда, головные уборы»
«Напёрсток»
Вышивает, шьёт иголка,
Левая ладошка раскрыта, в правой руке – воображаемая иголка.
Пальцу больно,
Пальцу колко.
Иголка «шьёт» и задевает кончик указательного пальца на левой руке.
А напёрсток
В тот же миг
К девочке на пальчик
Прыг!
Дети делают правой рукой движение, как будто надевают на указательный палец левой руки наперсток.
Говорит иголке:
- Шей,
«Шьют».
А колоться ты не смей!
Грозят указательным пальчиком левой руки.

«Обувь»
«Наша обувь»
Посчитаем в первый раз,
Сколько обуви у нас.
Попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу.
Туфли, тапочки, сапожки
Для Наташки и Серёжки,
Да ещё ботинки
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.
На каждое название обуви загибают по одному пальчику на правой(левой) руке, начиная с большого. Затем на обеих руках одновременно.

«Дом и его части»
«Строим дом»
Тук, тук молотком.
Стучим воображаемым молотком (правой рукой).
Строим, строим новый дом.
Показываем «крышу» (соединяем руки над головой).
Этот дом- для Маши,
Этот дом – для Саши,
Этот дом – для Даши,
Этот дом – для Ксюши,
Этот для Андрюши.
По очереди соединяем пальцы обеих рук.
Все соседи,
Все друзья.
Соединить пальцы обеих рук в замок.
Жить без дружбы им нельзя.
Погрозить пальчиком.

«Домашние птицы и их детёныши»
«Уточка»
Шла серая по крутому,
Шла уточка бережочком,
Вела детей за собою,
«Идут» двумя пальчиками по столу, переваливаясь.
И малого, и большого,
Загибают безымянный палец и большой
И среднего, и меньшого,
Загибают средний палец и мизинец
И самого любимого.
Загибают указательный палец

«Зимующие птицы»
«Кормушка»
Сколько птиц в кормушке нашей прилетело? Мы расскажем.
Сжимать и разжимать кулачки.
Две синицы, воробей
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пёстрых пёрышках.
На каждое название птицы загибать по одному пальцу, сначала по очереди на каждой руке, затем одновременно на обеих руках.
Всем хватило зёрнышек.
Сжимать и разжимать кулачки.

«Зима. Зимние месяцы»
«Снежок»
Раз, два, три, четыре,
Хлопают в ладоши
Мы с тобой снежок слепили
«Лепят», меняя положения ладоней
Круглый, крепкий, очень гладкий,
Показывают круг
И совсем-совсем не сладкий.
Грозят пальчиком.
Раз-подбросим,
Смотрят вверх, «подбрасывают» снежок.
Два – поймаем,
Приседают, «ловят» снежок.
Три-уроним
Встают «роняют» снежок.
И…сломаем
Топают.
«Домашние животные и их детёныши»
«Бурёнушка»
Дай молока, Бурёнушка,
Показывают как доят корову.
Хоть капельку – на донышке.
Показать пальчиками.
Ждут меня котятки.
Малые ребятки.
Делают «мордочки» из пальчиков.
Дай им сливок ложечку,
Творогу немножечко,
Масла, простоквашки,
Молока для кашки.
Загибают по одному пальчику на руках, начиная с мизинцев, на каждое название молочного продукта.
Всем даёт здоровье
Молоко коровье.
Снова «доят».

«Новый год»
«На ёлке»
Мы на ёлке веселились,
Ритмичные хлопки в ладоши.
И плясали, и резвились,
Ритмичные удары кулачками.
После добрый Дед Мороз
Нам подарки преподнёс.
«Шагают» по столу средним и указательными пальцами обеих рук.
Дал большущие пакеты,
«Рисуют» руками большой круг.
В них же - вкусные предметы:
Ритмичные хлопки в ладоши.
Конфеты в бумажках синих,
Орешки рядом с ними,
Груша, яблоко, один
Золотистый мандарин.
Загибают пальчики на обеих руках, начиная с больших.

«Дикие животные и их детёныши»
«Белка»
Скачет белка шалунишка,
«Бегают» пальцами по столу.
Рвёт с сосновых веток шишки,
Сжимает в щепоть пальцы на правой, затем на левой руке.
Лапками сжимает ловко
Поочередное сжимание в кулак пальцев на правой, затем левой руке.
И несёт в свою кладовку.
«Бегают» пальцами по столу.

«Животные Севера и жарких стран»
«Это звери»
У зверей четыре лапы.
Поднимаем и опускаем 4 пальца на обеих руках.
Когти могут поцарапать.
Пальцы двигаются как коготки.
Не лицо у них, а морда.
Соединить пальцы двух рук.
Хвост,
Волнообразные движения рукой.
Усы,
«Рисуем» усы.
И носик мокрый.
Круговые движения пальцем по кончику носа.
И, конечно, ушки
Растираем ладонями уши.
Только ушки на макушке.
Показываем ладонями на голове «ушки».

«Транспорт»
«Едем, плаваем, летаем»
Садись-ка пальчик в вертолёт,
С тобой отправимся в полёт.
Сядем с этим мы в такси,
Он рад домой нас отвести.
С тобой поедем мы в трамвае,
Тихонько песни напевая.
С этим пальчиком в ракете
Полетим к другой планете.
Ну, а с этим малышком
В зоопарк пойдём пешком.
Поочерёдно загибать пальчики.

«Профессии»
«Профессии»
Много есть профессий разных
Сжимание и разжимание кулачков.
И полезных, и приятных
Хлопки в ладоши.
Повар, врач, маляр, учитель
Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим пальцем
Сразу всех не называю,
Сжимание и разжимание кулачков.
Вам продолжить предлагаю.
Вытянуть руки вперёд ладонями вверх.

«Наша Армия»
«Танки»
Вышли танки на парад,
«Шагают» пальчиками по столу.
Стали строем ровно в ряд.
Ладони прижаты друг к другу.
Раз, два, три, четыре, пять –
Очень просто их считать.
Соединяют попарно пальцы правой и левой рук.

«Мебель»
«Мебель»
В доме жалуется пол:
«До чего мой труд тяжел:
Дети поочерёдно кладут кисти рук на стол.
Тумба, кресло и столы,
Там кровать, а тут шкафы.
Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинца.
Еле-еле их терплю –
Только жалобно скриплю!»
Сжимают и разжимают пальцы на обеих руках.

«Времена года. Весна»
«Весна»
Весна пришла по снежному,
По влажному ковру.
Ходят пальчиками по столу.
Рассыпала подснежники,
Руки на столе ладонями вниз.
Посеяла траву.
Раздвигают – сдвигают пальцы.
Теперь зовёт со всех концов
Руки согнуты в локтях,
пальцы открыты.
Гусей, стрижей и аистов,
Кукушек и скворцов.
Загибают по одному пальчику на каждой руке.

«Семья. Праздник 8 марта»
«Моя семья»
Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это - мама,
Это - я,
Это - бабушка моя,
Это - папа,
Это - дед.
И у нас разлада нет.
Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.

«Посуда»
«Посуда»
Раз, два, три, четыре,
Одна ладонь скользит по другой по кругу.
Мы посуду перемыли:
Ладони прижаты друг к другу.
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварёшку.
Загибают по одному пальчику, начиная с мизинца.

«Комнатные растения»
«Букет цветов»
Посадили зернышко,
«Кладут» в левую ладошку пальчиками правой руки сложенными в щепоть «зёрнышко».
Выглянуло солнышко.
Солнышко, свети – свети!
Кисти сжимаем и разжимаем по очереди.
Зернышко, расти – расти!
Ладони вместе, руки двигаются вверх.
Появляются листочки,
Ладони соединить, пальцы по очереди соединяются с большим пальцем на двух руках одновременно.
Распускаются цветочки.
Кисти сжимаем и разжимаем по очереди.

«Хлеб. Весенние сельскохозяйственные работы»
«Пекарь»
Пекарь, пекарь,
Хлопают в ладоши.
Из муки испеки нам колобки.
Пекут колобки.
Да сушки – Ванюшке,
Соединяют большие и указательные пальцы.
Да баранки – Танюшке,
Соединяют большие и средние пальцы.
Да бублики – Гришке,
Соединяют большие и безымянные пальцы.
Да крендель – Маришке.
Соединяют большие и мизинцы.
«Космос»
«Здравствуй»
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю
Дети пальцами правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой, похлопывая друг друга кончиками, начиная с больших пальцев
- Всех я вас приветствую!
Переплетают пальцы замочком и поднимают руки над головой.

«Аквариумные и пресноводные рыбы»
«Рыбка»
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть.
Сложить ладони вместе и показать, как плавает рыбка.
Рыбка, рыбка, озорница,
Погрозить пальчиком.
Мы хотим тебя поймать.
Медленно сблизить ладони.
Рыбка спинку изогнула.
Снова показать, как плывёт рыбка.
Крошку хлебную взяла.
Сделать хватательное движение двумя руками.
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла.
Снова показать, как плывёт рыбка.

«Полевые и садовые цветы»
«Алые цветы»
Наши алые цветки
Распускают лепестки.
Ладони и пальцы соединены в форме тюльпана.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Плавные покачивания кистями рук.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Пальцы медленно загибаются, приобретая форму тюльпана.
Тихо засыпают,
Головой качают.
Покачивания «головкой» тюльпана.

«День Победы»
«Доброта»
Если пальчики грустят –
Доброты они хотят.
Пальцы плотно прижать к ладони.
Если пальчики заплачут –
Их обидел кто-то значит.
Потрясти кистями.
Наши пальцы пожалеем –
Добротой своей согреем.
«Моют» руки, дышат на них.
К себе ладошки мы прижмём,
Поочерёдно, 1 вверху, 1 внизу.
Гладить ласково начнём.
Гладить ладонь другой ладонью.
Пусть обнимутся ладошки,
Поиграют пусть немножко.
Скрестить пальцы, ладони прижать, пошевелить пальцами.
Каждый пальчик нужно взять
И покрепче обнимать.
Каждый пальчик зажимаем в кулачке.

«Насекомые»
«Насекомые»
Прилетела к нам вчера
Взмахи перекрещенными кистями рук.
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелёк
И весёлый мотылёк,
Жук-жучок и стрекоза,
На каждое название насекомого соединяют пальцы, начиная с мизинцев.
Как фонарики, глаза.
«Колечки» - указательные и большие пальцы соединены.
Пожужжали, полетали,
Взмахи перекрещенными кистями рук.
От усталости упали.
Тихо кладут руки на стол.

«Времена года. Лето»
«Дождик»
Дождик, дождик, капелька,
Водяная сабелька.
Соединяют поочерёдно пальцы правой и левой рук.
Лужу резал, лужу резал,
Резал, резал, не разрезал,
И устал,
Ребром правой ладони «режут» левую и наоборот.
И перестал.
Тихо кладут кисти рук на стол.

Список используемой литературы:
1. О.С. Гомзяк Говорим правильно в 5-6 лет. Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»./О.С.Гомзяк.- М.; ГНОМ и Д, 2009 г.
2. О.Н. Громова, Т.А. Прокопенко учебно-практическое пособие/ «Игры – забавы по развитию мелкой моторики руки» - М., «Гном и Д», 2001 г.
3. М.Ю. Картушина Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет./ М.Ю.Картушина – М., Творческий центр Сфера, 2005 г.
4. М.Ю. Картушина Логоритмические занятия в детском саду. Методическое пособие./ М.Ю.Картушина – М., Творческий центр Сфера, 2005 г.
5. И.С. Лопухина Логопедия – речь, ритм, движение. Пособие для логопедов и родителей. / И.С. Лопухина – СПб.; Дельта, 1997 г.
6. Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика». Пособие для родителей и педагогов./ М., «Родничок», 2000 г.
Категория: Обучение и воспитание детей с расстройством аутистического спектра | Добавил: bhbyrf (11.03.2016) | Автор: Ефименко Ирина Викторовна E
Просмотров: 1914 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 4
1 galahova7  
0
Здравствуйте, Ирина Викторовна!
Ваша работа допущена к участию в Конференции.

Куратор Конференции, Любовь Павловна Галахова

2 bhbyrf  
Здравствуйте, Любовь Павловна! К сожалению, добавляя материал, я не выполнила всех инструкций и не зашла на ссылку, чтобы получить сертификат. Подскажите пожалуйста как быть, нужен сертификат.
С уважением, Ирина Викторовна.

3 galahova7  
0
Ирина Викторовна, по этой ссылке Вы можете заказать сертификат http://moi-universitet.ru/ru/schoolkonkurs/9946/9947/ Выбирайте сертификат и способ оплаты, после оплаты, менеджеры выпишут Вам сертификат.
А это ссылка на Вашу работу, которая указывается в заказе http://www.moi-sat.ru/publ....nt15768
Это ссылка на эту страницу, где работа и комментарии. smile Удачи!!!
Куратор конференции, Любовь Павловна Галахова

4 bhbyrf  
Большое спасибо!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024