Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 26.04.2024, 15:55

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Обучение и воспитание детей со сложной структурой нарушений

Успех социализации учащихся со сложной структурой дефекта путем формирования жизненно важных компетенций

Наше государство ратифицировало ряд международных документов. Приятно наблюдать, что родители стали смелее в требованиях по обучению детей со сложной структурой дефекта, а изменившееся положение общества к детям-инвалидам позволило расширить систему помощи данной категории детей. Опыт работы отечественных и зарубежных специалистов, пересмотр отношения к категории «особых» детей в нашем обществе вынесли положительный вердикт – каждый ребенок имеет право на получение необходимого образования. Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью не способны к самостоятельной жизни, нуждаются в опеке со стороны взрослого. Однако при создании специальных условий они становятся частично трудоспособными и могут быть социально адаптированы.
Работа специалистов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида г. Кирово-Чепецка Кировской области носит комплексный характер в организации коррекционно-образовательного процесса и психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и направлена на удовлетворение потребностей каждого обучаемого в формировании жизненно важных практических навыков, то есть жизненных компетенций, которые помогут ребенку со сложной структурой дефекта интегрироваться в окружающую среду. Компетентность в сфере образования лиц с ограниченными возможностями здоровья приобретается и формируется в процессе жизнедеятельности и представляет собой личностную характеристику каждого отдельно взятого ребенка. Центром внимания для коррекционно-развивающей и воспитательной работы является повседневная жизнь каждого школьника. И конечная цель слаженной работы специалистов школы – достижение максимально возможных положительных результатов в социально-бытовой адаптации ребенка с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Психофизическое развитие таких детей имеет ряд специфических особенностей: у них очень медленный темп обучения, преобладание непроизвольного внимания над произвольным, высокая утомляемость, неустойчивость настроения, большая зависимость работоспособности от погодных и природных изменений. Кроме специфических особенностей, дети имеют индивидуальные особенности эмоционального, поведенческого характера, серьезные речевые дефекты, разные формы и глубину недоразвития высших психических функций. Также обучение любому действию в школе осложняется для ребенка с особыми образовательными потребностями еще и следующими общими обстоятельствами: его привлекают к организованной учебной деятельности, повышается уровень требований к дисциплине, ограничивается свободная естественная потребность в движении и др. При этом дети одного и того же возраста в силу степени тяжести заболевания, могут сильно отличаться по уровню развития. Однако следует отметить высокую учебную мотивацию, эти дети очень хотят учиться. Задача родителей и педагогов максимально сгладить напряжение в связи с новой возникшей жизненной ситуацией.
Для организации образовательного процесса важно предусмотреть:
• индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, учитывающий особенности развития каждого ребенка;
• объем нагрузки, следует чередовать физическую нагрузку и двигательную активность;
• учитывать особенности восприятия, стимулируя все действующие сенсорные системы;
• связь обучения с уже имеющимся жизненным опытом.
Специалисты школьной службы сопровождения дефектолог, психолог, логопед, психиатр в рамках реализации комплексного подхода постоянно взаимодействуют. Проведение занятий учителя - дефектолога, логопеда на индивидуальных или групповых занятиях, психолога организуются по принципу единого тематического планирования.
При комплексном подходе в формировании жизненных компетенций для детей со сложной структурой дефекта особую важность представляет формирование социально-трудовой компетенции, которое происходит во взаимодействии педагога с учениками и выстраивается в следующей последовательности:
• оценка образовательной ситуации: урока, перемены, вне учебной трудовой деятельности и т.п.;
• определение компонента трудовой деятельности, который будет реализовываться в процессе педагогического взаимодействия
• выбор технологии трудового производства: ручного, самообслуживающего, хозяйственно-бытового, швейного, столярного, картонажного и др.;
• реализация технологии, связанной с наличием собственной мотивации к труду и своим опытом трудовой деятельности.
Ребенок через факт самообслуживания устанавливает определенные отношения с окружающими людьми, может осознать свои обязанности по отношению к ним. Через эту деятельность ребенок узнает цену заботе о себе и приобретает умение заботиться о своих близких и родственниках. Ребенок старается быть полезным, по возможности не обременять окружающих, а помогать им. Занятия обслуживающим трудом создают возможности для воспитания у детей элементарных навыков культуры труда: рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, планирования своей деятельности по предметной схеме, предметно-операционному плану или словесной инструкции. Дети учатся отбирать необходимые материалы для выполнения задания, бережного отношения к ним, стремятся сделать работу хорошо и своевременно. В процессе своей обслуживающей деятельности дети со сложной структурой дефекта не только повторяют трудовые операции, но и учатся моделировать жизненные ситуации, что, несомненно, способствует формированию как учебно-познавательной, так и коммуникативной компетенциям. Труд является тем средством обучения, которое, отвечая потребностям и интересам ребёнка, находит эмоциональный отклик в его душе, способствует развитию его личности в целом и мотивационной сферы в частности. В результате целенаправленного обучения у них постепенно формируется учебный и социальный интерес не только к результатам, но и к самому процессу деятельности.
При планировании уроков учитывается значимость формируемых компетенций, стремимся к тому, чтобы каждый ученик понял, с чем он познакомится сегодня на уроке и где сможет применить полученные знания. Педагогический опыт показывает, что, успешно справившись со своей работой, появляется ситуация успеха, вера в свои силы «у меня получилось, значит я это могу», и желание получить похвалу педагогов и родителей.
Обслуживающая трудовая деятельность детей зависит как от количества затраченных детьми усилий, так и от наличия у них определённых умений и навыков. Дети стараются как можно лучше выполнить порученное им дело, так как понимают его смысл и значение. Педагоги стараются дать понять, для чего и для кого необходима данная работа. Таким образом, происходит постепенное формирование ценностно–смысловой компетенции. По мере формирования трудовых навыков и умений мы переходим от показа, действий вместе со взрослым по образу и подобию к подробному словесному сопровождению по предметно-операционному плану, что способствует закреплению навыков, выработке автоматизма движений. Педагог старается добиваться того, чтобы учащиеся поняли, что они делают нужное дело не только для себя, но и для окружающих их взрослых и одноклассников. По мере выполнения работы совместно с детьми оцениваем ее результаты, исправляем ошибки. При выполнении трудовых заданий от учащихся требуется слаженность действий, умение устанавливать правильные деловые отношения, организованность, желание работать для всех. Дети учатся на практике доказывать правоту своих решений, показывать выносливость перед трудностями. Систематическое выполнение подобных дел, положительный и доброжелательный эмоциональный настрой способствуют формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие, настойчивость, доброжелательное отношение к окружающим, а также формированию общественно значимых мотивов трудовой деятельности. Таким образом, педагоги формируют умение, способствующее принимать решения в различных жизненных ситуациях. Развивая у нашей категории учащихся умение сочетать свои интересы с интересами товарищей, умение сотрудничать и работать в коллективе, умение договариваться, мы способствуем формированию коммуникативной компетенции.
По формированию определенных жизненных умений педагогами школы ведется мониторинг:
показатель Оценка(это может быть любой условный знак)
Действие выполняет взрослый (у ребенка нет желания принимать участие в выполнении работы).
Действие выполняется со значительной помощью взрослого.
Действие выполняется с частичной помощью взрослого.
Действие выполняется по последовательной пошаговой инструкции (по предметно-операционному плану).
Действие выполняется по подражанию или по образцу.
Действие выполняется полностью самостоятельно или совсем с незначительной помощью взрослого
Уровень выполнения деятельности ребенком отражается учителем в выводах при обсуждении динамики развития на заседании школьного психолого-медико-педагогического консилиума, при составлении индивидуальной адаптированной образовательной программы для ребенка.
Каждый специалист школы осуществляет мониторинг результатов своей деятельности, отслеживает динамику развития каждого отдельно взятого ребенка, исходя от достигнутого им минимального уровня развития. Внутри целостной образовательной системы школы пользуемся следующей градацией и условными обозначениями, что касается данной категории детей:
• действие сформировано – «ДА»;
• действие осуществляется при сотрудничестве со взрослым – «ПОМОЩЬ»;
• действие выполняется частично, даже с помощью взрослого – «ЧАСТИЧНО»;
• действие пока не доступно для выполнения – «НЕТ».
Говорить о значительных, серьезных успехах в социальной адаптации и развитии детей со сложной структурой дефекта в нашем регионе рано, но, несомненно, результат есть. Родители в большинстве случаев, получив возможность на обучение ребенка-инвалида, школу пока воспринимают как «дневную камеру хранения». Хотелось бы видеть в них союзников, единомышленников в развитии и воспитании детей, пока педагогам больше приходится доказывать, что «у вашего сына или дочери это получается, это он может и т.п.». Ведется большая консультативная работа с родителями.
Привлечение детей со сложной структурой дефекта к занятиям различными видами трудовой деятельности, включение в процесс обучения, выполнение упражнений, имеющих как личностный, так и общественный смысл для каждого ученика, позволяют наблюдать, как дети научаются устанавливать доступные социальные связи на уровне коллектива класса и школы, как формируются у них социальные навыки взаимодействия с окружающими и, как следствие этого, достаточную социализацию в будущем.

Литература: 

  1. Маллер А.Р .Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. М.: Издательский центр «Академия», 2003 
  2. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. М.: Аркти, 2002
  3. Рубинштейн С.Я. психология умственно отсталого школьника. Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических      институтов.         М., «Просвещение», 1970
  4.  Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе. Спб: издательство «Дидактика плюс». М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002
  5. Шипицина Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя. – СПб.: Издательство «Союз», 2004
Категория: Обучение и воспитание детей со сложной структурой нарушений | Добавил: kblbz1959 (01.04.2015) | Автор: Дрягина Лидия Викторовна E
Просмотров: 2431 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
1 galahova7  
0
Здравствуйте, Лидия Викторовна!
Вставила, по Вашей просьбе, литературу. smile
Ваша работа допущена к участию в конференции.

Куратор конференции, Любовь Павловна Галахова

2 kblbz1959  
Спасибо за помощь и доверие. Всего наилучшего

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024