Статья на тему "Развитие тактильно-двигательного восприятия у детей с тяжёлыми и множественными психофизическими нарушениями"
Государственное Бюджетное Стационарное Учреждение Социального Обслуживания Московской Области Красно-Дубравский детский дом-интернат "Журавушка"
Статья на тему "Развитие тактильно-двигательного восприятия у детей с тяжёлыми и множественными психофизическими нарушениями"
Подготовила воспитатель Фиклеева Елена Станиславовна
Орехово-Зуево 2014 Тактильный вид ощущений не возникает сам по себе, он развивается в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела ребёнка и даёт возможность познавать форму, величину, плотность, упругость и шероховатость, холод или тепло, характерные для предмета. Иначе говоря, тактильное восприятие представляет собой отражение целого комплекса качеств объекта, воспринимаемым человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры. Сложность и особенность коррекционно-педагогической работы развития тактильно-двигательного восприятия детей со сложными и множественными психофизическими нарушениями заключается в том, что данная категория детей, как правило, не проявляет интереса к окружающему миру и стремления к тактильному обследованию предметов. У ребёнка с нарушениями тактильного восприятия нарушается и формирование представлений о своём теле, страдает развитие крупной и тонкой моторики, координации движений. Могут формироваться страхи и нарушение поведения. В случаях, когда ребёнок не получает необходимой информации из окружающей среды, он не может адекватно реагировать на происходящие вокруг события. В таких случаях ребёнок либо "уходит в себя" и "закрывается" от окружающего мира, никак не проявляя интерес к нему, что выражается в полной пассивности и внешней отрешённости ребёнка, либо любое тактильно-двигательное воздействие воспринимает, как слишком сильное и непереносимое, что проявляется в повышенной эмоциональной и двигательной активности. Исходя из вышесказанного, мы поставили перед собой следующие задачи по развитию тактильно-двигательного восприятия детей со сложными и множественными психофизическими нарушениями находящихся на первом этапе развития: 1) вызвать у детей интерес к жизни, к окружающей действительности, к предметному окружению через развитие систем и органов восприятия; 2) создать предметно-развивающую среду; 3) развивать и обогащать тактильно-двигательный опыт детей во время проведения всех режимных моментов (во время занятий и игр, во время проведения гигиенических процедур и купания, во время раздевания и одевания, во время прогулки, во время приёма пищи); 4) обучать способам обследования предметов; 5) побуждать к целенаправленным действиям и координации движений; 6) развивать общую и тонкую моторику; 7) формировать представления о своём теле; 8) разнообразить жизнь детей, наполнить новыми красками жизни; 9) развивать осознание своего "я". В своей работе по развитию тактильно-двигательного восприятия мы в основном использовали метод тактильной стимуляции. Занятия тактильной стимуляцией с детьми относительно просты, благодаря этому они легко включаются в коррекционно-развивающие занятия и повседневную жизнь детей. Работа по тактильно-двигательной стимуляции детей со сложными и множественными психофизическими нарушениями предназначена для детей, у которых самостоятельная тактильно-двигательная деятельность крайне ограничена и их опыт в области собственного движения и взаимодействия с окружающим миром полностью зависит от помощи других людей. Для игр и занятий мы использовали следующие материалы. Природные материалы: семена фасоли, кукурузы, сухие листья различных деревьев, траву (верхушки), кору, шишки, жёлуди, веточки, цветы, пучки травы, перья, мох и др. Упаковочные материалы: верёвочки, крышки, бечёвочки, гофрированный картон, пенопласт, картонные коробки, полиэтиленовые пакеты с пузырями, папиросная бумага, фольга, ленты, целлофан, упаковочная бумага и др. Бытовые мелочи: мех, губка, шерсть, кожа, замша, войлок, линолеум, цепочки, бусы, кружево, зубные щётки, расчёски, пуховки, кисточки и др. Специально были изготовлены следующие пособия. Паучок, с лапками из материалов различной фактуры; утёнок, с лапками из поролона (во время занятия их можно намочить); лягушонок, с лапками из целлофана (холодные и гладкие лапки); рукавички, в виде котёнка, мышонка; ёжик, с иголками из щётки для чистки одежды; гусеницы и бабочки, из материалов различной фактуры и другие. Проводя анализ результатов работы по развитию тактильно-двигательного восприятия у детей со сложными психофизическими нарушениями, мы пришли к выводу, что необходима систематизация форм и методов организации деятельности, расширение и обогащение знаний и тактильного опыта детей. Поэтому, опираясь на работы Л.С. Выготского, И.А. Соколянского, Т.И. Обуховой, Т.В. Лисовской, Э.Г. Пилюгиной был составлен перспективный план занятий. Согласно ему занятия проводятся один раз в неделю. Так же были разработаны и систематизированы игры на развитие тактильно-двигательного восприятия детей со сложными психофизическими нарушениями. В первый раздел включены игры, определяющие тактильную стимуляцию. Такие, как: "Мягкий котёнок", "Дождик", "Паучок" и др. Во второй – игры на развитие ощущения положения тела в пространстве. Такие, как: "Я тебя люблю", "Повернулись", "Полетели" и др. В третий – игры на развитие мелкой моторики. Такие, как: "Наши пальчики", "Поймай птичку", "Червячки" и др. Планируя работу, мы учитывали, что стимуляция тактильно двигательного восприятия проходит через все режимные моменты и все виды деятельности детей. Ребёнок познаёт окружающий мир не только во время специализированных игр и занятий, но и во время проведения гигиенических процедур и купания, и во время одевания и раздевания, и во время приёма пищи, и во время прогулки. Таким образом, благодаря проведённой работе, заметно улучшились все показатели сенсомоторного развития детей, что подтверждает эффективность сочетания выбранных форм и методов работы с детьми со сложными и множественными психофизическими нарушениями
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. Басилова Т.А., Александрова Н.А. "Как помочь малышу со сложными нарушениями развития": Пособие для родителей. - М.: "Просвещение",2008. 2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии.- СПб.: СОЮЗ, 1999. 3. Пособие для педагогов/ И.К. Боровская, М.В. Былино, Ю.Н. Кислякова, Е.М. Калинина, И.В. Ковалец, Т.Л. Лещинская, Т.В. Лисовская.- Национальный институт образования.- Минск,2007. 4. Источник: htpp://kosmodrom.su
Здравствуйте, Елена Станиславовна! Ваша работа не допущена к участию в конференции, так как на сайте отсутствует информация об авторе по плану: 1. Название мероприятия: Всероссийская научно-методическая конференция «Методические разработки для коррекционных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений имеющих коррекционные классы, группы, детей с ограниченными возможностями здоровья индивидуального обучения» 2. Предмет/образовательная область: 3. Класс \группа \коллектив для кого предназначена разработка: 4. Автор/ы статьи: 5. Должность автора/ов: 6. Образовательная организация: 7. Республика/край: 8. Город/село: Эту информацию необходимо разместить в разделе "Краткое описание" Загружайте работу заново, а неудачную загрузку мы удалим. Удачи!
Куратор конференции, Любовь Павловна Галахова
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]