Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 06.05.2024, 23:03

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Обучение и воспитание детей со сложной структурой нарушений

Элементы исследовательской работы в обучении учащихся с ограниченными возможностями здоровья, или как превратить недостатки в преимущества

А.И. Капитульская, учитель химии, биологии,
ГБОУ СОШ 277 Кировского района Санкт-Петербурга
Элементы исследовательской работы в обучении учащихся с ограниченными возможностями здоровья, или
как превратить недостатки в преимущества
За последние 5-7 лет государство перестало закрывать глаза на проблему детей с особыми потребностями в здоровье и осознало необходимость их воспитания и образования с тем, чтобы пополнить общество не иждивенцами, а образованными, экономически и социально активными молодыми людьми, способными приобрести ту или иную профессию. Ряд правительственных документов однозначно формулирует эту задачу. 1,2,3
Стратегия определена, но как на практике решить эту жизненно важную проблему?
Общегосударственная задача пополнения общества полезными членами решается на глубоко личностном уровне, уровне взаимоотношений учитель-ученик. Для учителя глобальная цель превращается в совершенно конкретную: вернуть (или дать) ребенку веру в себя, открыть перед ним сферы приложения своих возможностей, привить интерес к предмету, который в дальнейшем, возможно, станет предметом выбора, определяющим будущую профессию.
Препятствий на этом пути предостаточно: более чем скромное количество часов, выделяемое на освоение программы; отсутствие социализации ребенка, а значит духа соревновательности, обмена мнениями, взаимопомощи. И, наконец, упадочническое настроение детей, особенно тех, кто был выбит из активной жизни внезапной травмой.
И, тем не менее, практический опыт обучения таких детей дает надежду: жизненный вакуум может быть заполнен! Заполнен исследовательской деятельностью.
Мне повезло: «мои» предметы, биология и химия, дают простор для эксперимента даже в домашних условиях. Задача учителя создать «затравку», дать толчок: наблюдения, порой длительные, ежедневные, занесение наблюдений в лабораторный журнал – все это может и должно происходить в отсутствие учителя.
Опыт пока еще небольшой, но для меня и моих учеников значительный:
седьмой класс - предмет биология (зоология); 9 класс – неорганическая химия; 10 класс – биология, органическая химия.
Начало переходу от пассивного освоения материала к активному положило появление в домах детей-инвалидов цифровых микроскопов, предоставленных и подключенных школьной службой поддержки. Замечателен этот прибор тем, что позволяет изучать как статичные, так и движущиеся объекты, менять увеличение, делать серии фотографий, устанавливая произвольные промежутки времени между кадрами, снимать видео, наконец. Не мудрено, что начали мы с наблюдения, благо осень была долгой и теплой, и можно было «отловить» объекты исследования: дождевых червей, улиток и чудом уцелевшую бабочку.
Уроки превратились из навязываемой учителем беседы с рассматриванием картинок в самостоятельное познание. Сама тема урока больше не требовала озвучивания учителем: она становилась очевидной и формулировалась учеником самостоятельно.
Результат наших микроисследований ошеломляющий: троечник усваивает материал на «пять».
Что уж греха таить, пришлось и учителю понести расходы - приобрести цельные тушки осьминожков в обычном продовольственном магазине. Зато изучение строения щупалец, подсчет «присосок» на них составило часть домашнего задания, так же как и таблица сравнения внешних признаков моллюсков разных классов.
Неожиданным «бонусом» для учителя стало размещение ученицей в социальной сети самостоятельно снятого с помощью цифрового микроскопа видеоролика движения садовой улитки по марле (видео показалось ей подходящим к тематике Хэллоуина). Это ли не социализация, к которой мы так стремимся?
Наличие микроскопа подстегнуло интерес к явлениям микромира вообще. Фотографии тканей гниющего яблока во времени, выращивание плесени «под объективом микроскопа». Эти работы были выполнены ученицей самостоятельно.
Теперь каждый урок биологии – испытание фантазии и творческого потенциала учителя, которые необходимы, чтобы удовлетворить возникшую у ученицы жажду исследования. Учимся вместе.
Эпизод второй. Девятый класс. Химия. В отрыве от живого эксперимента это достаточно трудный и скучный предмет, не так ли?
И здесь неоценимую помощь мне оказала книга О.Ольгина «Опыты без взрывов»5. Не выходя за рамки домашней аптечки и кухни, не производя взрывов и опасных для здоровья (и имущества родителей) экспериментов, нам все-таки удалось познакомиться с реальными превращениями веществ.
Первый наш опыт – травление железа йодом. Использовали свечку (парафин), старый нож, аптечный йод. Травление – процесс длительный. Поэтому опыт проводился в два этапа: нанесение парафина на лезвие и выцарапывание узора были выполнены на уроке, а длительное, многократное нанесение йода пипеткой на рисунок ученик проделывал самостоятельно в течение недели!
На очередном занятии произошло торжественное удаление парафинового слоя и изучение результата. Реакция соединения металла и неметалла нас не подвела. Теперь настал подходящий момент записать уравнение реакции. Этой и многих других.
Успех вызвал обоюдное желание продолжить эксперименты.
Так у нас возникла регулярная пяти-десятиминутная «затравка» урока (актуализация знаний) – постановка задачи, обсуждение гипотезы, подготовка всего необходимого для домашнего эксперимента согласно распечатанной учителем подробной инструкции. Само исследование за редким исключением ученик проводит во внеурочное время. Уже на втором занятии нового типа появилась потребность в отдельной тетради – лабораторном журнале, тем более, что часть наших исследований выходила за рамки программы. (Например, изучение абсорбции с помощью таблеток активированного угля, смекты, кукурузных палочек.) Абсорбировали как краситель (капля зеленки в воде), так и запахи (капля одеколона в закрытой банке).
Для ознакомления с индикаторами и свойствами среды использовали раствор черничного варенья (ну, чем не лакмус?), отвар свеклы, декантированный раствор протертой черной рябины.
Кислотность среды проверяли в растворах столового уксуса, огуречного маринада, питьевой соды, стирального порошка, хозяйственного мыла. Результаты ученик записывал в таблицу:
Табл.1. Изменение цвета индикаторов в зависимости от кислотности среды
Индикатор Вода кипяченая Столовый уксус и/или маринад Раствор соды Раствор стирального порошка Раствор хозяйственного мыла
Черничное варенье, отфильтрованный раствор розовый красный Слабо-лиловый фиолетовый лиловый
Свекольный отвар бордовый красный бурый бурый бурый
Отфильтрованный раствор сока черной рябины красный кроваво-красный, рубиновый бордовый фиолетовый бордовый
Отдельное достижение - эксперимент как иллюстрация задачи на нахождение недостатка. Вещества и «приборы», которые нам понадобились: столовый уксус, питьевая сода; четыре пластиковые бутылки, четыре сдутых воздушных шарика, чайная ложка, воронка. Эксперимент почерпнут из книги О.Ольгина «Опыты без взрывов», где можно подробно ознакомиться с его описанием.
Так как заготовки были частично сделаны учителем и требовали количественного подхода, исследование проводили на уроке. Результаты сводили в таблицу, не забыв предварительно выдвинуть гипотезу:

Табл.2. Зависимость объема углекислого газа от соотношения исходных реагентов

Номер бутылки Количество столового уксуса,
мл Количество соды,
чайные ложки Диаметр надувшегося шара, см Окраска индикатора
(черничный)
1 20 1 6 красный
2 20 2 14 розовый
3 20 3 15 бледно лиловый
4 20 5 15 лиловый

Вывод о зависимости количества продукта реакции от количества наименьшего из реагентов был сделан учеником на основании полученных данных. Особого внимания, на мой взгляд, заслуживает тот факт, что в этом исследовании нам пригодились результаты предыдущей работы по изучению изменения окраски домашних индикаторов.
Занятие, последовавшее за экспериментальным, было полностью посвящено решению задач соответствующего типа. Интерес к материалу и качество усвоения заметно отличались от таковых у других учеников, не приобщившихся к эксперименту.
Не все опыты оправдывали наши гипотезы. Например, попытка выделить медную составляющую из «желтых» монет (10 коп.,50 коп.) потерпела фиаско. Рисунок аверса монеты растворился в уксусе полностью. «Медные» деньги не содержат меди вообще! В отличие от жетонов метро, которые исправно краснели, отдавая в раствор кислоты ионы никеля (и цинка?) и сохраняя медь, не подвластную действию кислот. Гипотеза подтвердилась лишь частично, но зато полностью была освоена тема «Взаимодействие металлов с кислотами в зависимости от положения в Ряду электрохимических напряжений».
Самое трудное для преподавателя химии в условиях надомного обучения – найти приемлемый эксперимент, доступный по исходным материалам, неопасный и несложный в проведении, соответствующий программе. Это настоящая проверка учителя на наличие творческих способностей и на способность к самообразованию!
Наконец, 10 класс. Такое же послеоперационное состояние. После активных занятий спортом - бездействие. Нельзя сидеть, опасно выходить на улицу, но… можно исследовать явление осмоса с помощью солевого раствора и кубиков, вырезанных из сырого картофеля! Этот эксперимент также требует длительного наблюдения и составления таблицы сравнения результатов, а значит, проводился ученицей самостоятельно во внеурочное время.
Начало исследовательской деятельности в области биохимии было положено. Впереди у нас опыты по денатурации молочного и яичного белка разными способами, гидролиз крахмала под действием слюны, почти количественное определение аскорбиновой кислоты в апельсиновом соке йодным титрованием и др. Если видишь настоящий интерес ребенка к исследованию, варианты экспериментов рождаются в голове сами собой (конечно, после поиска и изучения литературных и видео источников).

Что же нам в итоге дали эксперименты?
 Рост интереса к предмету.
 Увеличение часов, посвященных предмету, за счет внеурочной деятельности.
 Осмысленное освоение материала вместо зубрежки.
 Осознание значения учебы для практической деятельности.
 Навыки самостоятельной деятельности и самоорганизации.
 Навыки исследовательской работы (постановка задачи, выдвижение гипотезы, подготовка рабочего места и материалов, проведение эксперимента, запись результатов, анализ результатов).
 Возможно, выбор будущей профессии.
 Отвлечение учащегося от болезни, травмы, одиночества.
 Как конкретное следствие всего перечисленного, повышение успеваемости.
 Тему для общения в социальных сетях.
 Повышение самооценки.
Комплекс перечисленных позитивных результатов позволяет мне рассматривать свой опыт как соответствующий требованиям системно-деятельностного подхода4 к обучению и заслуживающий дальнейшего применения и развития.
Литература:
1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012
2. Письмо Минобразования РФ от 28.02.2003 N 27/2643-6 «О методических рекомендациях по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения». Режим доступа к письму http://zakon.law7.ru/base61/part7/d61ru7510.htm
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.07.96 N 861 «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях». Режим доступа к постановлению http://zakonbase.ru/content/part/109604
4. Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов [Текст] / Н. И. Аксенова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г.Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 140-142.
5. Ольгин О. Опыты без взрывовТекст.Рецензент: д-р хим.наук М.Г.Гольдфельд, УДК 541. Изд.второе, переработанное. – М.: Химия, 1986. – 192 с.
6. Ольгин О. Чудеса на выборТекст.М.:Дет. лит., 1987. - 127с.

Категория: Обучение и воспитание детей со сложной структурой нарушений | Добавил: akapitulska (01.08.2014) | Автор: Капитульская Анна Исааковна E
Просмотров: 1211 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 galahova7  
0
Анна Исааковна! Ваша работа допущена к участию в конференции.
С уважением, куратор Конференции, Любовь Павловна Галахова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024