Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 06.05.2024, 16:40

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Обучение и воспитание детей с речевыми нарушениями

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-АДАПТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-АДАПТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИОбучение и воспитание учащихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в системе специального образования показывает, что существуют проблемы, связанные с формированием основ коммуникативной культуры. Проблема выражается не только в овладении вербальными и невербальными средствами общения, но и в соблюдении социальных норм и правил коммуникативного поведения. Наличие речевой патологии и её вторичных последствий, выражающихся в недостаточном уровне сформированности высших психических функций и наличии индивидуально-психологических особенностей, отражаются на процессе межличностного общения, и как следствие этого, осложняют процесс социализации учеников школы V вида.
Успешная социализация выпускников школы возможна при достаточном уровне развития речи, который предполагает определённую степень сформированности средств языка (произношение и различение звуков, словарный запас, грамматический строй), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения. Чем выше уровень сформированных знаний, усвоенных на уроках и во внеурочное время, тем легче ребёнку приспособиться к условиям современного общества, тем выше качество его жизни.
Для успешной социально-трудовой реабилитации и дальнейшего профессионального самоопределения будущих выпускников в нашей специальной (коррекционной) школе V вида была разработана Программа «Путь к успешной личности» (2009г.), включающей в себя несколько направлений: личностно-ориентированное развитие, диагностика и мониторинг, коррекционно-развивающее, физическое и психологическое здоровье. Нами выявлены проблемы учащихся : несформированность на должном уровне монологической, связной и письменной речи; недостаточный уровень развития высших психических функций познавательных процессов; недостаточная потребность в полноценной коммуникативной деятельности; личностная незрелость учащихся; низкая мотивация к коррекционно-развивающим занятиям; недостаточная социальная активность; низкая мотивация в предпрофильной ориентации.
Анализируя проблемы, мы нашли и причины, связанные с особенностями речевого, психического развития учащихся с речевой патологией: перинатальная патология и как следствие физически и психически ослабленные дети; замедленный темп психофизиологического развития; системное недоразвитие речи, низкая активность речевой деятельности; слабая готовность к школе: интеллектуальная, психическая, физиологическая, социальная; гиперопека учащихся родителями и педагогическим коллективом; низкая осведомлённость в различных видах предпрофильной ориентации.
Для успешного решения проблем мы поставили задачи: повышение уровня мотивации к учебной деятельности; создание ситуации для активизации полноценной коммуникативной деятельности на коррекционно-развивающих занятиях, уроках, внеклассных и общешкольных мероприятиях, конференциях; использование воспитателями комплекса коррекционно-логопедических мероприятий для развития монологической, связной речи - часы развития речи, часы звуковой культуры речи, информационные часы; формирование социально-адаптированной личности через систему психологических развивающих тренингов; повышение мотивации учащихся к самоопределению дальнейшего образования, получения профессии; привлечение к сотрудничеству родителей, педагога-психолога при профориентации выпускников.
Особую значимость в аспекте социального взаимодействия будущих выпускников приобретают внеурочные мероприятия, которые осуществляются посредством постановки и решения усложняющихся коммуникативных задач в изменяющейся ситуации общения. Постепенно школьники научаются осознавать цели и условия общения, сознательно пользоваться языковыми средствами, активно взаимодействовать в конкретной ситуации общения. Учащиеся овладевают умением адекватно усваивать и передавать информацию в процессе межличностного общения, руководить коллективными формами работы, правильно реагировать на различные ситуативные факторы общения.
Для адекватного оценивания результатов речевой деятельности школьников, нами были определены критерии эффективности: положительная динамика развития речи и высших психических функций; успешная адаптация учащихся в школе, в какой-либо деятельности; снятие учащихся с внутришкольного ППМС сопровождения; удовлетворённость родителей результатами коррекционно-развивающей работы; успешное устройство выпускников по окончанию школы – катамнез.
Катамнез - это сложившаяся определенная система изучения деятельности и результатов социальной адаптации выпускников школы. Цель данной формы работы педагогического коллектива является сбор, анализ и обработка данных о трудоустройстве учащихся; о продолжении обучения их в системе начального профессионального обучения, об их социально-бытовых условиях.
В старших классах большое внимание уделяется вопросу профориентации. Она способствует решению важнейшей задачи школы – формирование полноценных граждан своей страны, а решение этой задачи зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут и где будут работать. Известно, что оптимистическая перспектива жизни (и прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегает многих подростков от необдуманных шагов (алкоголь, наркотики и т.д.). Таким образом, профориентационная работа со старшими школьниками – это также вклад в решение острых социальных проблем.
Анализируя данные за последние 5 лет о дальнейшем определении выпускников с ТНР, можно утверждать, что все старшеклассники (100%) продолжают обучение в средне-специальных образовательных учреждениях или в общеобразовательных школах. Ребята выбирают различные образовательные учреждения в зависимости от наклонностей: колледж строительства и предпринимательства, колледж экономики и права, геологоразведочный техникум, авиационный техникум, энергетический, медицинский, педагогический колледжи и др. Меньшее количество выпускников выбирают обучение в общеобразовательных учреждениях, таких как, СОШ № 15, 23, 8, лицей № 1. После получения среднего образования повзрослевшие дети-логопаты продолжают обучение в высших учебных заведениях: медицинский, педагогический, народного хозяйства институтах, государственном университете.
Из выше сказанного делаем вывод, что под влиянием всестороннего коррекционного обучения и воспитания у выпускников специальной школы V вида происходят позитивные изменения в развитии речевой и познавательной деятельности. У большинства учеников прослеживается активность в общественной жизни, добросовестное отношение к труду и стремление к дальнейшему образованию. Всё это позволяет положительно оценить возможности полной социальной адаптации выпускников с тяжёлыми нарушениями речи.

Литература:
1.Бендюков М. А., Соломин И. Л. Ступени карьеры : азбука профориентации. – СПб.: Речь, 2006. – 240 с. (С. 65-70)
2. Пряжников Н. С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М. : Вако, 2005. - 288 с.
Категория: Обучение и воспитание детей с речевыми нарушениями | Добавил: Участник_Елена (22.10.2014) | Автор: Аширова Елена Васильевна E
Просмотров: 1212 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 galahova7  
0
Здравствуйте, Елена Васильевна!
Ваша работа допущена к участию в конференции.

Куратор конференции, Любовь Павловна Галахова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024