Семинар – практикум по теме «Толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья»
Семинар – практикум по теме «Толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья» 1. Понятие «толерантность». Логопед. В последнее время в средствах массовой информации мы часто слышим слово «толерантность». Что оно обозначает и касается ли его значение нашей жизни? Толерантность – это терпимость к чужому образу жизни и поведению. Ведь все люди, живущие на Земле достойны любви и понимания, независимо от особенностей своего внешнего вида, интеллектуальных и физических возможностей. 2 . Дети с ограниченными возможностями здоровья. Логопед. С каждым годом индустрия нашей страны развивается всё интенсивнее: с одной стороны – улучшение условий жизни, с точки зрения технического прогресса, с другой стороны - ухудшение экологии и увеличение числа стрессовых ситуаций. Данные факторы способствуют ухудшению здоровья населения и являются одной из причин рождения детей с ограниченными возможностями здоровья. К этой категории относятся дети с нарушениями слуха, дети с нарушениями зрения, дети с тяжёлыми речевыми нарушениями, умственно отсталые дети, дети с задержкой психического развития, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Логопед. Как вы думаете, что чувствуют мама и папа, когда понимают, что у них ребёнок не такой, как остальные дети? Родители высказывают свои мнения. Логопед. Матери, у которых рождаются дети, имеющие выраженные признаки нарушения физического развития, например, детского церебрального паралича, или интеллектуального развития, синдрома Дауна, испытывают психологический шок, разочарование. Чувство вины, позора, страх перед последующими трудностями лечения и воспитания ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, приводят некоторых родителей к отказу от своего малыша или к распаду семей. Родителям "обычных" детей стоит задуматься о том, что никто не застрахован от несчастных случаев, простудных вирусных заболеваний и осложнений после них. Например, Луи Брайль, разработавший шрифт для слепых, потерял зрение в 3-х летнем возрасте. У скрипача Ицхака Перлмана на пятом году жизни отнялись ноги . Французская актриса Сара Бернар потеряла ногу после 30 лет. Американского президента Франклина Рузвельта в 38 лет разбил паралич... 3. Психотехническая игра «Поводырь-Слепец». Цель: предоставить возможность родителям пережить опыт отсутствия функционирования одного из анализаторов. Логопед. Сейчас мы с вами поиграем. Это всего лишь игра, но в ней вы поймете, что может чувствовать человек, лишенный способности видеть. Логопед предлагает родителям разбиться на пары участников, один из которых «Слепец», ему завязывают глаза, другой — «Поводырь». Он водит «слепца», стараясь избегать препятствий. Логопед. Какие чувства вызывает эта игра? Родители высказывают свои мнения. 4. «За» или «против». Логопед. Позволять ли своему ребёнку общаться с детьми с ограниченными возможностями здоровья? Это вопрос большинство родителей задают себе хотя бы раз в жизни. Для ребёнка с ограниченными возможностями дружеское общение с нормальными детьми бесценно. Оно предупреждает возникновение чувства собственной неполноценности, ущербности, вызываемое искусственно созданной изоляцией от других детей, положительно сказывается на их эмоциональном и умственном развитии. Логопед. Что может дать вашему ребёнку общение с ребёнком, имеющим ограниченные возможности? Родители высказывают свои мнения. Логопед. Ошибочно думать, что ребёнок с ограниченными возможностями здоровья не может быть другом в обычных детских играх. Общаясь с ребёнком с ограниченными возможностями, играя с ним, проявляя по отношению к нему заботу и внимание, нормально развивающиеся дети становятся добрее и мягче. Не беда, если, обращаясь к ребёнку с потерей слуха, они будут пользоваться пантомимой или воспринятыми от него мимическими знаками. Важно, что дети будут объединены общей, интересной для обеих сторон деятельностью, и нормально развивающиеся дети научатся оказывать поддержку и помощь «необычному» ребёнку, в случае необходимости будут готовы защитить его. 5. Заключение. Логопед. Позволим себе быть терпимее и добрее. Добро порождает добро.