Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 27.04.2024, 02:28

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Обучение и воспитание детей с речевыми нарушениями

Разработка логопедического занятия с использованием метода зеркальной репродукции "Волга-матушка"
Тема занятия: "Волга-матушка".
Автор:Болонина Василина Владимировна, учитель-логопед первой квалификационной категории.

Образовательные области: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Цель занятия:
Развитие навыков звукового анализа и синтеза, рисования картин методом зеркальной репродукции.
Задачи:
- совершенствовать фонематический слух;
- развивать навыки звукового анализа и синтеза;
- тренировать в преобразовании слов путем замены одного звука;
- тренировать в дифференциации твердых и мягких согласных;
- обогащать словарный запас;
- расширять представления детей о реке Волге, природе Самарской области;
- развивать творческие способности детей в процессе рисования методом зеркальной репродукции картин;
- развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, зрительно-моторную координацию;
- развивать логическое мышление;
- развивать точность и координацию движений;
- воспитывать культуру общения, доброжелательность, целеустремленность;
- воспитывать аккуратность, бережное отношение к материалам для рисования;
- формировать положительную мотивацию к логопедическим занятиям.
Методы и приемы:
практические: театрализованная деятельность, дидактическая игра, подвижная игра, рисование методом зеркальной репродукции, слушание музыки;
наглядные: рассматривание иллюстраций, пейзажных фотографий, электронная игра-презентация;
словесные: беседа с детьми, ситуативный разговор, вопросы к детям, отгадывание загадок, словесно-речевые игры «Буква заблудилась», «Соберем букет».
Материалы, оборудование: проектор, ноутбук, экран, колонки, электронная игра-презентация, аудиозапись песни «Течет река Волга» (музыка М. Фрадкина, слова Л. Ошанина), дидактическое пособие «Кукла Лучик», предметные картинки с изображением полевых цветов (колокольчик, василек, лютик, незабудка, цикорий, одуванчик), карточки синего и зеленого цвета в форме кочек с буквами, пуфики, пейзажные фотографии по количеству детей (разные), папки-уголки из прозрачного бесцветного пластика формата А4, бумага для акварели формата А3, гуашь, кисти, емкости для воды, черные маркеры, поролоновые губки, пластиковые контейнеры для губок, мыло, салфетки, сувениры-магниты с изображением Волжского пейзажа, магнитная доска, магниты.
Формы организации детской деятельности:
- Двигательная деятельность:
Орг. момент «Цветок»
Динамическая пауза «Прыгаем по кочкам»
- Игровая деятельность:
Игра-драматизация
Дидактическая игра
Подвижная игра
Обыгрывание ситуаций
- Коммуникативная деятельность:
Беседа
Ситуативный разговор
Вопросы к детям
Общение с куклой
Называние предметных картинок
Звуковой анализ и синтез слов
Высказывания детей по впечатлениям о картинах
- Познавательно-исследовательская деятельность:
Отгадывание загадок
Дидактические игры «Буква заблудилась», «Соберем букет»
Отбор предметных картинок по заданию
Рассматривание пейзажных фотографий, иллюстраций
Наблюдение за действиями педагога
Анализ творческих работ
- Изобразительная деятельность:
Рисование пейзажа методом зеркальной репродукции картин
- Музыкальная деятельность:
Прослушивание песни «Течет река Волга» (музыка М. Фрадкина, слова Л. Ошанина) в исполнении Л. Зыкиной

Логика образовательной деятельности

1. Логопед приветствует детей, приглашает их встать в круг, держась за руки и соединив руки в центре круга. Затем участники расширяют круг:
Цветок наш раскрывается,
Занятье начинается!

2. Логопед предлагает детям сесть на пуфики. Загадывает детям загадки:
[i]1. В дверь, в окно стучать не будет,
А взойдет и всех разбудит (солнце)
2.Кто входит в окно,
Не ломая его? (луч солнца)

3. Логопед напоминает детям, что у них тоже есть знакомый «Лучик». Предлагает позвать его в гости.
Появляется кукла-персонаж Лучик, управляемый руками логопеда.

Лучик приветствует детей и просит их о помощи, так как злой волшебник заколдовал стихи в книге Лучика, и в них перепутались некоторые буквы.
Лучик читает заколдованное стихотворение, на экране демонстрируется игра-презентация «Буква заблудилась»:

Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючок попался ДОМ!
Предлагает детям определить, в каком слове есть ошибка, и исправить ее. Дети рассматривают иллюстрации на экране. Определяют слово с ошибкой (дом), исправляют ошибку путем замены буквы Д на букву С. Рассказывают стихотворение с правильным словом «сом».

4. Логопед беседует с детьми, где рыбак мог поймать сома, какая крупная река протекает недалеко от нашего города, бывали ли ребята на Волге. Обращает внимание детей на фотографию волжского пейзажа на экране.
Лучик предлагает отправиться в путешествие на берег Волги. Для этого придется пройти через лес, луга, преодолеть болото.

5. Логопед предлагает детям пройти через лес. Лучик просит найти ошибку в стихотворении:
Закричал охотник: «Ой!
ДВЕРИ гонятся за мной!»
На экране демонстрируется игра-презентация «Буква заблудилась». Дети рассматривают иллюстрации на экране. Определяют слово с ошибкой (двери), исправляют ошибку путем замены буквы Д на букву З. Рассказывают стихотворение с правильным словом «звери».
Логопед просит детей прислушаться к тишине леса, постараться услышать отдельные звуки его обитателей и догадаться, кто спрятался в этом лесу:
Л-О-СЬ, В-О-Л-К, Л-И-С-А, М-Ы-Ш-К-А

6. Логопед говорит, что лес пройден, впереди луг. Просит назвать луг ласково. Спрашивает детей, чем можно заниматься на лугу.
Лучик предлагает найти ошибку в следующем заколдованном стихотворении:
Мы собирали васильки,
На головах у нас ЩЕНКИ.
На экране демонстрируется игра-презентация «Буква заблудилась».

Дети рассматривают иллюстрации на экране. Определяют слово с ошибкой (щенки), исправляют ошибку путем замены буквы Щ на букву В. Рассказывают стихотворение с правильным словом «венки».
Логопед предлагает поиграть в игру «Соберем букет». Раздает детям и Лучику карточки с изображениями полевых цветов (василек, лютик, одуванчик, колокольчик, незабудка, цикорий). Называет первый звук названия цветка, мимо которого нужно пройти, предлагает ребенку, у которого соответствующая карточка, назвать свой цветок и прикрепить карточку на магнитную доску. Логопед объясняет происхождение слова «незабудка».

7. Лучик говорит, что они добрались до болота, и читает заколдованное стихотворение:
На болоте нет дорог,
Я по КОШКАМ – скок да скок!
Просит найти ошибку.
На экране демонстрируется игра-презентация «Буква заблудилась». дети рассматривают иллюстрации на экране. Определяют слово с ошибкой (кошки), исправляют ошибку путем замены буквы Ш на букву Ч. Рассказывают стихотворение с правильным словом «кочки».

8. Динамическая пауза. Подвижная игра «Прыгаем по кочкам». Логопед приглашает ребят и Лучика перебраться через болото по кочкам. Приглашает детей пройти в другую часть кабинета, где на полу разложены карточки-кочки с буквами. Задание: если попадется кочка твердая (синяя), то произнести твердый звук, если мягкая (зеленая) – мягкий звук, обозначенный буквой на кочке. По очереди наступая на карточки-кочки с буквами, дети проходят каждый по своему маршруту, называют твердые и мягкие согласные звуки, обозначенные буквами, в зависимости от цвета кочки.

9. Логопед объявляет, что болото пройдено, и впереди небольшая речка Криуша, приток реки Волги. Просит детей сесть на пуфики. Лучик предлагает исправить еще одну ошибку, чтобы двигаться дальше:
Сели в ЛОЖКУ и айда!
По реке – туда-сюда!
На экране демонстрируется игра-презентация «Буква заблудилась».
Дети рассматривают иллюстрации на экране. Определяют слово с ошибкой (ложка), исправляют ошибку путем замены буквы Ж на букву Д. Рассказывают стихотворение с правильным словом «лодка».

10. Лучик приглашает детей в плавание на лодке по реке Криуше.
Логопед говорит, что они доплыли до реки Волги. Лучик читает заколдованное стихотворение:
Синеет Волга перед нами!
Летают МАЙКИ над волнами!
На экране демонстрируется игра-презентация «Буква заблудилась».

Дети рассматривают иллюстрации на экране. Определяют слово с ошибкой (майки), исправляют ошибку путем замены буквы М на букву Ч. Рассказывают стихотворение с правильным словом «чайки».

11. На слайде демонстрируется волжский пейзаж. Логопед просит детей высказать свое мнение об увиденном.

12. Логопед предлагает детям нарисовать Волжские просторы методом зеркальной репродукции и приглашает их к столу, оборудованному для рисования. Детям предлагаются на выбор разные пейзажные фотографии реки Волги. Фотографии помещены в папки-уголки. Логопед натирает папки-уголки мылом, затем просит детей обвести основные линии пейзажа маркером и предлагает нарисовать выбранный пейзаж с помощью гуаши. Показывает приемы смешивания гуаши разных цветов в процессе рисования на папке-уголке. Помогает детям в процессе работы. Звучит песня «Течет река Волга» в исполнении Л. Зыкиной. По завершении картин предлагает детям протереть лист бумаги влажной губкой, приложить его к папке-уголку, прижать руками, а затем снять лист бумаги выбранным методом (за уголок, за верхний край, за нижний край). Обращает внимание детей на получившиеся картины.

13. Логопед демонстрирует творческие работы всех участников и просит детей пофантазировать, какая погода изображена на их рисунках.
Логопед подводит итог путешествия, спрашивает детей, что им понравилось на занятии, и предлагает возвратиться в детский сад:
Раз, два, три,
Лучик, в садик нас верни!


14. Лучик благодарит детей за помощь и интересное совместное путешествие. Дарит детям магниты с изображением видов реки Волги. Прощается с детьми.
Логопед хвалит детей, предлагает им разместить творческие работы на выставке, прощается с детьми.

Использованная литература:
Шибаев А.А. Язык родной, дружи со мной. СПб., ОАО "ДЕТГИЗ", 2008.

Источник: https://cloud.mail.ru/public/2iYu/7wNvUMC1R
Категория: Обучение и воспитание детей с речевыми нарушениями | Добавил: Василина (28.12.2016) | Автор: Болонина Василина Владимировна E
Просмотров: 1378 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 onik71  
Уважаемая Василина Владимировна!
Сообщаю, что Ваша работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию во Всероссийской научно-методической конференции "Современные интерактивные технологии в коррекционном образовании".
С уважением, технический эксперт Николаева Ольга Валериевна.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024