Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 19.05.2024, 02:27

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Обучение и воспитание детей с речевыми нарушениями

Особенности логопедической работы с детьми с ОВЗ в условиях специального (коррекционного) детского дома.
Особенности логопедической работы с детьми с ОВЗ в условиях специального (коррекционного) детского дома.
В специальном (коррекционном) детском доме №4 г. Ростова-на-Дону находятся дети возрастом от трех до семи лет, от которых отказались родители, из неблагополучных семей или оставшиеся без попечения родителей в связи с решением суда об ограничении их в правах (отбывание в местах лишения свободы, помещение в психиатрические диспансеры), дети, у которых родители инвалиды или по заявлению родителей сроком на один год.
Это дети с ограниченными возможностями здоровья(нервно-психические, речевые нарушения, нарушение зрения, опорно-двигательного аппарата и т.д.) Чаще всего у детей не одно нарушение здоровья, а имеются сочетанные дефекты, что значительно осложняет коррекционную работу.
Оказание помощи детям- сиротам с ограниченными возможностями здоровья, заключающуюся в максимальной компенсации имеющихся у них нарушений развития – основная задача врачей, педагогов, психологов и логопедов, работающих в детском доме.
Работа учителя-логопеда в специальном коррекционном детском доме для детей с ОВЗ имеет принципиальные отличия от работы с детьми такого же возраста, например, в дошкольном учреждении.
На что следует обратить внимание:
 Группа разнородна по возрастному признаку (дети от 3 до 7 лет).
 Психофизиологический статус детей также разнороден. Здесь находятся дети со смешанными специфическими расстройствами психического и речевого развития; некоторые имеют пограничное состояние ЗПР-УО, есть и те, чей интеллект соответствует возрасту.
 Речевой статус детей так же разнообразен: ЗРР, недоразвитие речи, дизартрия, моторная алалия, ринолалия.
 Большинство детей, помимо этого, имеют нарушение зрения (близорукость, амблиопия, косоглазие и т.д).
 Дети с особыми потребностями отличаются дисгармоничным развитием, пониженной обучаемостью и работоспособностью, имеют худшее, чем сверстники, качество адаптационных механизмов, склонны к патологическим реакциям на перегрузки
 Нахождение детей в группе не имеет четко очерченных рамок как в ДОУ. Они могут находиться в детском доме и длительное время (3-4 года), и непродолжительное (несколько месяцев). Поступление и выбывание идет в течение всего учебного года.
В связи с этим особое внимание в своей работе я уделяю развитию фонематических процессов. Теория и практика логопедической работы доказывают, что развитые фонематические процессы – важный фактор успешного становления речевой системы в целом:
 Коррекция нарушений произношения (звукопроизношения, слоговой структуры слов) возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.
 Давно отмечена взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи.
 Умение услышать, выделять каждый отдельный звук в слове, отделять его от других звуков, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
Успешная подготовка наших детей к школе невозможна без определенного уровня речевого развития. Для обучения в школе необходимо иметь значительный словарный запас, довольно хорошо развитый грамматический строй речи, не говоря уже о звукопроизношении. «Кроме того, совершенствование диалогической и монологической речи, практическое овладение различными средствами выразительности языка возможны лишь на основе осознания ребенком языковой действительности, элементарных практических наблюдений и обобщений в области родного языка, а также на основе отношения к речи другого человека как регулирующей его деятельности» ((Р.Д.Тригер).
Большинство наших воспитанников имеют в анамнезе задержку психического развития церебрально-органического генеза, что усложняет усвоение ими речи на уровне, соответствующем их возрасту. Поэтому требуется более углубленная и целенаправленная работа, направленная на развитие фонематического слуха, устранение дефектов произношения, обогащение словаря, развитие грамматического строя речи.

Работа по развитию фонематических процессов проводится в течение всего учебного года как в рамках специально организованной деятельности, так и в совместной.
Следует отметить такие формы работы по развитию фонематических процессов как:
Игры и упражнения, направленные на развитие слухового восприятия, внимания, памяти, на развитие фонематического слуха и фонематических представлений;
Слушание аудиозаписей сказок и спектаклей;
Логопедические развлечения.
Диагностика фонематических процессов проводится по методике А.Д.Виноградовой. Данные диагностики в конце учебного года показали положительную динамику. Дети, прошедшие обучение имеют хорошие показатели, что говорит о необходимости и в дальнейшем вести углубленную работу по развитию фонематических процессов у воспитанников нашего детского дома.
Категория: Обучение и воспитание детей с речевыми нарушениями | Добавил: nata10104 (15.11.2014) | Автор: Иткина Наталья Николаевна E
Просмотров: 1653 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 galahova7  
0
Здравствуйте, Наталья Николаевна!
Ваша работа допущена к участию в конференции.

С уважением, куратор конференции, Любовь Павловна Галахова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024