Организация воспитания и обучения детей с ОВЗ (с тяжёлыми нарушениями речи) в СП ГБОУ СОШ №6 г.о. Отрадный Самарской области Детский сад №15
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ ( С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ) В СП ГБОУ СОШ № 6 Г.О. ОТРАДНЫЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ДЕТСКИЙ САД № 15 Согласно законодательства введения ФГОС для обучающихся ОВЗ, целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в нашем дошкольном учреждении, является обеспечение специальных условий для оптимального развития, успешной интеграции его в социум. Сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи осуществляется поэтапно: Диагностический этап—комплексное изучение детей, составление плана проведения диагностического исследования. Консультативно-проективный этап- обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможныx вариантов решения проблемы, обсуждение позитивных и негативных сторон разных решений, прогнозирование эффективности работы. После того, как выбор способа решения проблемы состоялся, важно распределить обязанности по его реализации, определить последовательность действий, уточнить сроки исполнения и возможность корректировки планов. В итоге составляется индивидуальная программа развития на каждого ребенка с ОВЗ. Деятельностный этап-обеспечивает достижение желаемого результата. Задача специалистов службы сопровождения состоит в оказании помощи по реализации плана как педагогу, так и ребенку. В стратегию деятельности специалистов службы сопровождения на пути сотрудничества с семьей входит организация взаимодействия родителей, возможности контакта которых в обычной жизни ограничены. Развитие отношений как: специалисты - родители - родители позволяет перейти от формального отношения к проблемам в речевом развитии ребенка к конструктивному их решению, реализуемому во взаимодействии. В нашем дошкольном учреждении функционирует модель комплексного сопровождения детей с ОВЗ в рамках психолого-педагогического консилиума (ППк), основные направления которого: • всестороннее обсуждение проблем ребенка и его семьи в ракурсах информации специалистов разного профиля, • составление индивидуальной программы коррекционно-развивающей работы с учетом приоритетных направлений, ознакомление и согласование ее с родителями, •коллегиальное рассмотрение вопросов , связанных с реализацией программы, • внесение корректив в программу при необходимости, • определение реабилитационного потенциала ребенка и его семьи. • консультирование всех участников комплексного сопровождения по вопросам, связанным со специальными образовательными потребностями ребенка, личностными особенностями детей с проблемами в развитии, правами детей и их родителей. Обследование и сопровождение ребенка специалистами ППк осуществляется на основании договора между учреждением и родителями воспитанников. Диагностическое обследование ребенка специалистами ППк проводится при комплектовании групп комбинированной направленности Обследуется общий уровень развития ребенка, речь, эмоциональные и коммуникативные свойства. Осуществляется комплексное изучение детей и составляется индивидуальная программа развития на каждого ребенка с ОВЗ, которая предусматривает мероприятия лечебно-оздоровительного и психолого-педагогического характера и включает основные направления деятельности всех специалистов службы сопровождения. Программа состоит из следующих разделов: • Логопедическая коррекция коммуникативно-речевого развития ребенка. • Психологическое сопровождение. • Музыкально-коррекционная работа. • Оздоровительная и лечебно-профилактическая коррекционная работа. • Коррекционно-развивающая работа воспитателей. • Коррекционно-развивающая деятельность родителей. Плановая диагностика результативности коррекционно - развивающей работы специалистов ППк проводится в середине и конце учебного года (январь, май). Плановые ППк проводятся не реже одного раза в квартал. Внеплановые заседания консилиума проводятся по запросам родителей (законных представителей) и специалистов ДОО по отрицательной динамике развития ребёнка, недостаточном усвоении программы ДОО. Контроль за организацией процесса сопровождения детей осуществляется председателем консилиума. Психолого-педагогический консилиум способствует адекватному решению основных приоритетных задач сопровождения ребенка. Данная модель позволяет оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, прослеживать динамику коррекционной работы, координировать деятельность всех специалистов службы сопровождения дошкольного учреждения. Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ ( с тяжелыми нарушениями речи ) это - комплексная технология психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано. При организации обучения детей с ОВЗ с тяжёлыми нарушениями речи (с ОНР) в нашем учреждении используются программы: 1. «Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО, СПб, Детство-пресс, 2015. Нищевой Н.В. 2. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Вераксы Н. Е., Васильевой М. А.,Комаровой Т. С. — М., 2012. 3.Нормативы САНПИН от 15 мая 2013 года № 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013г, регистрационный № 28564). С целью обеспечения коррекционно-развивающей работы разработаны индивидуальные программы развития для детей с ограниченными возможностями здоровья с учётом рекомендаций ПМПК Центра диагностики и консультирования г.о. Отрадный., где представлены индивидуально ориентированные коррекционные мероприятия всех участников службы сопровождения. Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды, для чего в нашем учреждении созданы и активно используются информационные стенды для родителей по основным направлениям деятельности детей с ОВЗ, разработан и функционирует сайт учреждения, на котором выставляется актуальная информация. В качестве ассистента, оказывающего необходимую помощь детям с ОВЗ в нашем учреждении выступает помощник воспитателя, который сопровождает детей на групповые занятия, помогает одеваться и раздеваться детям, учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка. Индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков речевом и психическом развитии детей с ОВЗ с ТНР (ОНР) в условиях образовательного учреждения, способствует формированию универсальных учебных действий воспитанников (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных). Индивидуальные и групповые занятия проводятся в соответствии с календарно-тематическим планированием, режимом дня, расписанием занятий, требованиями САНПИН от 15 .05. 2013 г. и индивидуальными программами развития детей узкими специалистами службы сопровождения и воспитателями. Выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ с ТНР (ОНР) Осуществляется на диагностическом этапе всеми специалистами службы сопровождения по методикам и тестам, принятым в специальной педагогике и психологии. Индивидуально ориентированная помощь детям с ОВЗ С ТНР ( ОНР) осуществляется специалистами службы сопровождения в соответствии с индивидуальными программами развития детей, разработанными во взаимодействии со всеми специалистами и воспитателями ДОО на основе результатов, полученных в ходе диагностического обследования детей и учётом рекомендаций ПМПК, и утверждёнными на первом заседании ППк и включающими в себя работу по следующим направлениям: коррекция речевого развития, коррекция когнитивной сферы, развитие общей моторики, восполнение пробелов в усвоении образовательной программы ДОО, музыкальное воспитание с элементами танцевальной, теат¬ральной терапии. Освоение детьми с ОВЗ с ТНР (ОНР) программы обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов службы сопровождения и семей воспитанников. Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, возможностей и способностей, заложенных в детях природой, и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию воспитателей и родителей дошкольников. Целостность программы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей дошкольников. В группе комбинированной направленности ДОО коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты и родители дошкольников под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно- развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов. Воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию осуществляют все мероприятия, предусмотренные программой, занимаются физическим, социально-коммуникативным, познавательным, речевым, художественно-эстетическим развитием детей. Интеграция детей с ОВЗ с ТНР (ОНР) и освоение ими программы обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов службы сопровождения и семей воспитанников. Реализация принципа интеграции предусматривает совместную работу учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, воспитателей и родителей дошкольников. В программе это взаимодействие отражается в совместной работе всех участников образовательного процесса во всех пяти образовательных областях. Таким образом, освоение программы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей дошкольников.