Непосредственно коррекционно-образовательная деятельность по коррекции заикания и звукопроизношения
Непосредственно коррекционно-образовательная деятельность по коррекции заикания и звукопроизношения
Тема: Речевое дыхание. Постановка нижнее – диафрагмального типа дыхания Цель: способствовать повышению уверенности в себе и своих возможностях, развитию самостоятельности. Задачи: учить детей внимательно слушать взрослых и правильно выполнять их требования; учить детей спокойно, вместе со всеми выполнять упражнения и задания, правильно общаться друг с другом; выявить особенности характера и поведения каждого ребенка, проводить коррекцию личностных и поведенческих отклонений; познакомить детей с органами дыхания; обучить детей нижне-диафрагмальному типу дыхания в положении лежа и спокойному плавному выдоху; развивать ощущения движения органов дыхания, главным образом диафрагмы и передней стенки живота. Оборудование: логопедический профиль; иллюстрация к сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»; Царевна Лебедь; мяч. Ход деятельности I. Организационный момент. Игра. Назови имя — На прошлом занятии мы с вами познакомились, и, я надеюсь, подружились. Давайте сейчас поиграем в интересную игру, которая подскажет нам, все ли имена своих новых товарищей мы запомнили. Дети встают в круг. Игра заключается в том, что бросая мяч по кругу, дети называют свои имена. Затем игра проводится еще раз, но теперь ребенок должен назвать имя своего товарища, которому бросил мяч. II. Проверка домашнего задания. — На занятие вы принесли свои красивые и очень интересные игры-поддувалочки. Давайте рассмотрим их и поиграем. Каждый ребенок молча демонстрирует свою игру и показывает, как в нее играть, т.е. выполняет дыхательное упражнение. III. Работа над новым материалом. 1. Беседа о дыхании. — Мы выполняли дыхательные упражнения — учились долго и плавно выдыхать. А зачем нам надо уметь так дышать сейчас я вам расскажу. Когда люди разговаривают, общаются друг с другом, то пользуются речью. Слова нашей речи состоят из звуков. Например, слово ты состоит из двух звуков [т], [ы]; слово мир — из трех звуков [м'], [и], [р]; слово рука — из четырех звуков [р], [у], [к], [а]. В образовании звуков речи участвуют легкие, дыхательное горло, гортань, голосовые складки, полость рта, полость носа, губы, язык. Когда мы произносим звук речи, то выдыхаем воздух из легких. Воздух идет по дыхательному горлу через гортань. В гортани есть голосовые складки. Если складки натянуты, то при прохождении воздуха между ними они дрожат, и получается звучание, которое называется голосом. (Логопед показывает детям логопедический профиль и дает необходимые пояснения.) — Красивый голос это одно из достоинств человека, один из факторов привлекательности. Знаете, как описывает А. С. Пушкин прекрасную Царевну-Лебедь в «Сказке о царе Салтане»? Логопед показывает детям иллюстрацию к сказке и читает отрывок из произведения. Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит; А сама-то величава, Выступает, будто пава; А как речь-то говорит, Словно реченька журчит. В этом отрывке А.С. Пушкин ставит красоту голоса в один ряд с красотой внешности, походки. И вы обязательно научитесь говорить красиво. А сейчас я приглашаю вас на волшебный ковер, который поможет нам научиться правильно дышать. Дети снова переходят в ту часть комнаты, где на полу расстелен ковер и ложатся на пол параллельно друг другу. Для выполнения этого упражнения можно использовать индивидуальные коврики. 2. Упражнение на развитие диафрагмального дыхания — Сейчас я научу вас выполнять упражнение, которое поможет вам правильно дышать и красиво говорить. (Обучение диафрагмальному дыханию лучше проводить индивидуально.) Упражнение «Шарик». — Лечь на спину. Ноги не перекрещивать. Глазки смотрят в потолок. Одну руку положить вдоль тела и ладошкой прижать к ноге. Другую руку положить на живот (область диафрагмы). Сделать медленный глубокий вдох носом (рот закрыт). Задержать дыхание — почувствовать, как у вас в животе надулся шарик. Какого цвета ваш шарик? Представьте сами. Сделать шумный выдох через широко открытый рот. Задержать дыхание — почувствовать, как шарик сдулся. — Вдох через нос — почувствовать, как воздух проходит и «надувает» живот. Теперь плавно выдыхаем через приоткрытый рот — почувствовать как животик «сдувается»... Вдох..., выдох..., вдох..., выдох... — Вот какие вы молодцы! Все замечательно научились надувать «шарики». А каких же цветов были ваши шарики? Логопед обращается по очереди к каждому ребенку с вопросом, а ребенок отвечает одним словом. Ваня, какого цвета твой шарик? Розового. (Розовый) IV. Итог деятельности Сегодня на занятии мы учились соблюдать режим молчания и правильно дышать.