Конспект подгруппой организованной логопедической деятельности «Морское путешествие. Автоматизация звука [л] в словах»
Конспект подгруппой организованной логопедической деятельности «Морское путешествие. Автоматизация звука [л] в словах».
Цель: Закрепление навыка правильного произношения звука [л] изолированно, в прямых слогах и разных позициях слова. Задачи: Образовательные: Упражнять в правильном произнесении звука [л] изолированно, в прямых слогах, словах. Упражнять в согласовании имён существительных с числительными. Формировать навыки фонематического анализа. Коррекционные: Активизировать моторику речевого аппарата. Развивать мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию. Развивать ротовой выдох. Развивать слуховое внимание, фонематическое и зрительное восприятие. Воспитательные: Формировать мотивацию к логопедической деятельности. Воспитывать желание говорить правильно, чётко, красиво.
Оборудование: Карандаши 3 шт., зеркала 3 шт., счётные палочки 3 комплекта, иллюстрация или макет корабля, иллюстрации «Островов», схема для акустико-артикуляционной характеристики звука [л], стаканы с водой 3 шт., трубочки для коктейля 3 шт., условные обозначения звуков для анализа слова: квадратики синего, зелёного, красного цветов, рисунок лабиринта.
1. Орг. момент. Логопед: Сегодня мы отправимся в путешествие. А вот в какое и на каком виде транспорта вы догадаетесь сами, если выполните моё задание. 2. Графический диктант. 1 клетку вверх, 3 клетки вправо, 2 клетки вверх, 2 клетки влево, 2 клетки вверх, 2 клетки вправо, 1 клетку вверх, 1 клетку вправо, 5 клеток вниз, 3 клетки вправо, 1 клетку вниз, 1 клетку влево, 1 клетку вниз, 5 клеток влево, 1 клетку вверх, 1 клетку влево. Логопед: что у вас получилось? Дети: корабль Логопед: в какое путешествие мы отправимся на корабле? Дети: в морское путешествие. 3. Артикуляционная гимнастика. Логопед: Но к путешествию нужно как следует подготовиться. Давайте напечём блинов, чтобы было чем подкрепиться, ( упр. «Блинчик»). К блинам возьмём с собой вкусное варенье (упр. «Вкусное варенье») Перед выходом в море давай проверим, как перенесём качку (упр. «Качели») Качка нам не страшна! Однако нам надо поторопиться. Бегом на причал! (упр. «Индюк»). Посмотрите, на нашем корабле натянут парус. (упр. «Парус») 4 Развитие фонематического восприятия. Выкладывание лестницы из счётных палочек. Логопед: Подняться на корабль можно по трапу - это такая специальная лестница. Но трап нужно сначала построить. Доски (счётные палочки) лежат перед вами, а гвоздями послужат слова, в которых есть звук [л]. Прибивайте доску только тогда, когда услышите звук [л]. Слова: лук, бабочка, шапка, луна, стол, белка, кукла, шкаф, стул, ручка. Дети: выкладывают лестницу из счётных палочек. 5 Акустико-артикуляционная характеристика звука [л]. Логопед: Трап готов. Будем подниматься по нему и на каждую ступеньку нужно назвать звук [л]. Перед тем, как называть этот звук опишите, что делают губы, зубы, язык, как проходит воздух, звучит ли голос? Дети: - язык вверху, кончик прижат к бугоркам (альвеолам); - по бокам языка образуется щель, в которую проходит воздух; - губы разомкнуты, зубы тоже. -голос звучит. 6 Изолированное произнесение звука [л]. Дети: Называют на каждую ступеньку звук [л]. 7 Дыхательное упражнение «Шторм в стакане». Логопед: чтобы отправиться в дальнее морское путешествие, необходимо завести мотор двигателя корабля. Давайте подуем в трубочку, погружённую в стакан с водой, контролируя правильность выдоха. Дети: Выполняют дыхательное упражнение. 8 Ритмическая игра с произнесением слогов со звуком [л]. Координация речи с движением. Дети: Выполняют ритмические движения. ЛА-ЛА-ЛА – хлопаем в ладоши, ЛО-ЛО-ЛО – стучим ладонями по столу, ЛУ-ЛУ-ЛУ – хлопаем ладонями по коленям, ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – хлопаем ладонями по плечам наискосок. Логопед: Мы вышли в открытое море. Впереди виднеется какой-то остров. 9 «Остров загадок» Логопед: На этом острове нам нужно отгадать загадки. Дети: Отгадывают загадки, чётко проговаривая слово-отгадку. Я землю копала — Ничуть не устала. Кто мной копал, Тот и устал. Лопата Две полоски на снегу Оставляю на бегу. Лыжи Сам деревянный, А голова железная. Молоток Принялась она за дело, Завизжала и запела. Ела, ела, дуб, дуб, Поломала зуб, зуб. Пила Все время стучит, Деревья долбит. Но их не калечит, А только лечит. Дятел Белый камушек Растаял, На доске следы оставил. Мел В дупле живет Да орешки грызет. Белка Зубато, серовато, По полю рыщет, Овец ищет. Волк Логопед: Задание выполнили, плывём дальше.На горизонте снова появился остров. 10 « Остров считай-ка» Согласование имён существительных и прилагательных с числительными. Игра «Сосчитай до пяти». Стол, стул, яблоко, платье, весло, кукла, клумба. Логопед: Все справились с заданием.Снова отправляемся в плавание. Вижу на горизонте остров. 11 «Остров звуков» Логопед: На этом острове нам нужно составить схему слова Волны Дети: выкладывают схему, дают характеристику каждому звуку. 12 Упражнение «Лабиринт». Логопед: Пора возвращаться домой, но вот беда, мы сбились с курса. Чтобы завершить наше путешествие нам надо пройти лабиринт. Дети: Проходят «Лабиринт». 12. Итог. Логопед: Путешествие наше закончилось. Надо составить отчёт о нашем путешествии. Дети: Рассказывают о путешествии.
Литература. 1 Борисова Е. А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. [Текст] Методическое пособие. – М.; ТЦ Сфера, 2011.- 64 с. 2 Елкина Н. В. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Н. В. Елкина, Т. И. Тарабарина – Ярославль: Академия развития, 1997 – 224с. 3 Знакомимся с клеточками. Папка дошкольника./ ИП Бурдина, 2013 – 16 с. 4 Развивающая игра. Лабиринты./ Весна-дизайн: ЧП Бурдина, 2004 – 10 с.