Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 18.05.2024, 23:40

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Обучение и воспитание детей с речевыми нарушениями

Конспект образовательной деятельности для детей с заиканием 6-7 лет "Замечательная рыбалка"
Тема: «Замечательная рыбалка» [/b](составление творческого рассказа по сюжетной картине с изменением результата действия)

Адресная направленность: 6-7 лет с заиканием

Доминирующая образовательная область: речевое развитие

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие
Вид детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная
Цель: учить детей составлять творческий рассказ по сюжетной картине с изменением действия, формирование плавности речи

Задачи:
1. Развивать речевую и мыслительную активность при составлении творческого рассказа, трансформируя сюжет в соответствии с замыслом.
2. Активизировать предикативный и адъективный словарь, путем подбора точных слов, образных сравнений.
3. Устанавливать свойства и признаки природных объектов, сравнивая их с другими, имеющими схожие характеристики, находить различая, делать умозаключения.
4. Развивать высшие психические функции: внимание, память, воображение, мышление.
5. Пробуждать инициативу, творчество, находчивость.

Коррекционные задачи:
1. Продолжать работу над просодическими компонентами речи: дыханием, интонацией, темпом и ритмом.
2. Тренировать практическое усвоение глаголов «положить, кладу»
3. Закрепить навык пользования плавной самостоятельной речью без заикания.
4. Добиваться фонетически четкого оформления фраз.

Методы и приемы:
1. методы формирования сознания (фронтальная беседа, игровая ситуация);
2. методы организации деятельности и формирования опыта поведения (игра, речевые ситуации и упражнения, составление творческого рассказа по картине, подбор сравнений к сюжетным картинам, составление мнемотаблиц и схем рассказа);
3. методы стимулирования поведения (поощрение);
4.методы контроля, самоконтроля и самооценки (опрос, умения и навыки познавательной и коммуникативной деятельности).
5. методы организации и осуществления познавательной деятельности (беседа, приемы ТРИЗ, подбор художественного слова к иллюстрации)

Подготовка к непосредственно образовательной деятельности в режимные моменты: Составление творческого рассказа по картине Т.Ткаченко «Рыбалка», зарисовка мнемотаблиц и схемы рассказа, составление предложений сравнения по серии сюжетных картин, изготовление книжек-малышек.

Организация среды для проведения образовательной деятельности детей: портрет А.Барто, маски мартышки, бегемотика, серия сюжетных картинок (снегири на ветке, елочки в снегу, спящий ежик, капель, летний пейзаж, осенний пейзаж), картина «Заяц», картина Т.Ткаченко «Рыбалка», книжки-малышки, изготовленные детьми

Планируемые результаты: речевая и мыслительная активность при составлении творческого рассказа, дети способны трансформировать сюжет в соответствии с замыслом. Используют предикативный и адъективный словарь, путем подбора точных слов, образных сравнений при составлении творческого рассказа. Устанавливают свойства и признаки природных объектов, сравнивая их с другими, имеющими схожие характеристики, находят различия, делают умозаключения.
Проявляют инициативу, творчество, находчивость. Демонстрируют практическое усвоение глаголов «положить, кладу». Пользуются плавной самостоятельной речью без заикания, фонетически четко оформляя фразы.

Продолжительность – 30 минут

Ход занятия.

Организационный момент. Мотивация.
Совсем недавно мы отметили 100-летие нашего любимого детского поэта и писателя (показывает на портрет). Вспомните ее имя. (Агния Барто)
Её стихи учили Ваши бабушки, дедушки и мамы. Интересно, а как придумывала детские стихи А.Барто? (примерные варианты ответов: наблюдала, придумывала, фантазировала и т.д.)
Правильно. Наблюдая, она подбирала красивые слова, интересные сравнения. Так рождались её стихи. Чтобы не забыть мы сделали зарисовки самых необычных сравнений. Откройте свои книжечки и вспомните эти стихи:
- Она наблюдала за воронами, они напомнили ей кляксы на ветках.
-В стихах про кота – кот играет клубком, как мышкой.
-Зайцы висели на ёлке, как елочные игрушки в стихотворении «Дело было в январе».
-Мяч желто-зеленый похож то на солнце, то на траву.

Целеполагание.
Сегодня мы попытаемся немного придумывать, творить. Я предлагаю Вам стать маленькими художниками слов - «Художники сами-рисуем словами». А что придумаем – надо красиво проговорить.
Встаньте, как Вам удобно и вспомним по цепочке правила речи:
Говорим неторопливо.
Очень четко и красиво.
Паузы мы соблюдаем,
Звук ударный выделяем.

Основная часть.
Проговаривайте слоги как я, но на один слог больше: мба-мба-мба
Тлу-тлу-тлу-тлу и т.д.
Дети объясняют, проговаривая фразу: «Я сказала 4 слога, потому что Вы сказали 3 слога» и т.д.

Говори неторопливо, как я, но на 1 слог меньше: тро-тро-тро; тна-тна
Дети объясняют, проговаривая фразу: «Я сказала 2 слога, потому что Вы сказали 3 слога» и т.д.

Какие органы речи помогают нам говорить красиво? (язык, губы, зубы)
Давайте сделаем разминку и проговорим скороговорки (любые по выбору):
 Бык тупогуб, у быка губа тупа.
 От топота копыт пыль по полю летит.
 Уха нет у мухи, у мухи нет уха.
 У 33 полосатых поросят 33 хвостика торчат.
 У ежа и елки иголки колки.
 На горке, на пригорке стоят 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, 3 Егорка.
А представьте себе, что мы превратились в животных. Как стихотворение про слоненка протараторили бы мартышки? (быстро, громко, весело)

Детям предлагаются маски мартышки и проговорить стихотворение:
Слоненок удивил слонят:
Слоненок встал на самокат.

А неуклюжий бегемот, как бы он сказал? (медленно, грустно, неторопливо). Дети надевают маску и проговаривают в заданном темпе стихотворение.

Раз мы художники слова, то какими словами мы можем нарисовать бегемота. Какой он? (огромный, неуклюжий, медлительный, толстый, толстокожий, неповоротливый)
А мартышки? (веселые, шумные, игривые, проворные).

Про какого зверя можно сказать, что он дрожит, как осиновый листок? (про зайца)
На доске вывешивается картинка зайца, дети садятся.
Игра «Скажите другими словами»: что означает выражение «Дрожит, как осиновый листок»? (пугается, трусит, вздрагивает). Если он трусит, он какой? (трусливый). А сейчас поиграем в занимательную игру. Придумайте «Заяц какой? На что или кого похож? Чем отличается?»
Заяц труслив, как мышь, но на него не охотится кошка. Еще чем от мыши отличается? (дети дают варианты ответов).
Заяц белый, как комок снега, но не тает. Летом заяц серый, как тучка, но не дождик. Скажите про заячьи уши (хвостик, мех) (возможные варианты ответов- заяц длинноухий, как бульдог, но не рычит; заяц пушистый, как оренбургский платок, но его на голову не наденешь)
Что делает заяц? На что или кого похож и чем отличается? (возможные варианты ответов детей- заяц скачет, как мяч, но нерезиновый; прыгает, как кенгуру, но у него нет сумочки; кувыркается, как акробат в цирке, но он не человек; прислушивается, как сторож, но живет в лесу).
Замечательные сравнения Вы дали, молодцы. Давайте изобразим, как скачет заяц на одном месте (прыжки на носочках), кувыркается (имитация движения руками), прислушивается, дрожит, боится (физминутка).
-Хотите дальше поиграть? (Игра на развитие зрительной ассоциации «На что похож») Для этой игры Вы сами разложите картинки на столе (дети располагаются вокруг стола стоя). Ярослав, положи всем по одной картинке. Что ты делаешь? (Я кладу картинку) Что сделал Ярослав? (Ярослав положил картинку). Вова, что он делает? (Он кладет картинку).
-Даша разложит остальные картинки. Что делает Даша? (Даша раскладывает картинки). Что ты сделаешь сейчас, Даша? (Я разложу картинки) Что ты делаешь сейчас? (Я кладу картинки). Спасибо за помощь.
Посмотрите и скажите длинными предложениями: на кого похожа зимняя заснеженная елочка? (Зимняя заснеженная елочка похожа на Снегурочку в белой шапке и белой шубке – на доске выставляется пара картинок)
Речевой материал, который отрабатывается в игровом упражнении: Снегири на голых ветках похожи на спелые красные яблоки. Капающие сосульки похожи на гирлянду флажков. Спящий ёжик похож на серый клубок. Зеленая травка похожа на мягкий зелёный ковер. Осенние листья в луже похожи на золотых рыбок, плавающих в аквариуме.
Скажите, листочки могут плавать в воде аквариума? А рыбки смогут жить в луже? (дети делаю умозаключения). А где еще могут жить рыбы? (в реке, озере, море)

Работа с картиной – творческое рассказывание с изменением результата действия.
I вариант конец рассказа.
Ребята подойдите ближе к картине и вспомните какой интересный рассказ о зимней рыбалке мы составили накануне. Предлагаю вам оставаться художниками слова, рассказать по картине. Как он назывался? («Вот это рыба!», «Отличный улов», «Удачная рыбалка»)
Какое название вам больше нравиться?
Посмотрите на доску, на ней схема рассказа. Вспомните: у каждого рассказа есть начало, середина и конец. Эта схема поможет вам составить рассказ. Дети по цепочке составляют рассказ по картине (логопед корректирует фразы, одобряет наиболее точные выражения).
Такое могло произойти в жизни? А сегодня я предлагаю вам составить другой конец рассказа. В этом рассказе на память о рыбалке не останется фотографии. Может быть такое? Подумайте, как будут развиваться события? (Легко ли было Владику держать щуку? Почему? О чем могли говорить в это время ребята? Предположите, почему Ваня долго не мог сделать снимок? Как он двигался? Что могло произойти с живой рыбой? (дергалась, плюхнулась) Что получилось на такой фотографии? Как назовем такую картину? («Запоздалый снимок»)
Саша, расскажи придуманный конец рассказа. Не забудь употреблять слова: махнула, колола, выскальзывала, не стоя на мосте, наводил фотоаппарат, приседал, подходил, плюхнулась. Логопед оценивает рассказ.
II вариант конец рассказа.
Еще почему могла не получиться фотография? (сломался фотоаппарат, закрыт объектив, кончилась пленка, упал фотоаппарат)
Какой вариант вам больше нравится? (упал фотоаппарат) Давайте его спланируем. На этот раз рыбак будет крепко держать рыбу. А фотограф? (заходил со всех сторон, приседал, поскользнулся, выронил фотоаппарат прямо в прорубь). Как назовем такой рассказ? («Горе фотограф», «Неумелый фотограф»)
Маша, расскажи новый конец рассказа, когда получился другой результат. (Ребенок рассказывает, логопед оценивает, анализирует). Повторно предлагаю составить рассказ по картине, выбрав понравившейся новый конец (анализ рассказа).

Итог занятия. Рефлексия. Замечательно сегодня вы рисовали словами. Я предлагаю вам в ваших книжечках зарисовать и щуку, и ребят. А дома маме рассказать придуманный рассказ. Мамы запишут интересные слова, которые вы употребляли. Кому вы можете рассказать новый рассказ? Какой рассказ вам больше всего понравился? Легко ли вам было быть «художниками слова»?
Категория: Обучение и воспитание детей с речевыми нарушениями | Добавил: Elena_Kondrakova (04.01.2016) | Автор: Одинцова Любовь Тимофеевна E
Просмотров: 1247 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 galahova7  
0
Здравствуйте, Любовь Тимофеевна!
Ваша работа допущена к участию в Конференции!

Куратор Конференции, Любовь Павловна Галахова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024