Конспект логопедического занятия на тему «Дифференциация звуков [с]–[ш]» (1 класс)
Конспект логопедического занятия на тему «Дифференциация звуков [с]–[ш]» (1 класс) Цель: формирование у обучающихся умения дифференцировать звуки [с – ш] и правильно обозначать эти согласные на письме соответствующими буквами, профилактика дисграфии и дислексии Задачи: 1. Коррекционно – развивающие: • развивать фонематическое восприятие; • развивать навыки звуко-слогового анализа; • развивать мышление, внимание, память, зрительное восприятие; • расширять и активизировать словарный запас на материале темы «Животные»; • развивать мелкую моторику пальцев; • формировать навык работы по инструкции; • развивать высоту и силу голоса. 2.Образовательные: • вырабатывать у обучающихся чёткую дифференциацию звуков [с – ш]; • учить правильно обозначать эти согласные соответствующими буквами. 3. Воспитательные: • вызвать у детей интерес к материалу логопедических занятий; • воспитывать самостоятельность; • вызвать у детей интерес к русским народным песням. Оборудование у обучающихся: •зеркала; •индивидуальные карточки «Клубника и малина», «Гости Шипелочки и Свистелочки»; •цветные карандаши, простые карандаши. Оборудование у учителя-логопеда: •логопедический тренажёр «Дельфа – М», микрофон; •демонстрационные карточки с изображением букв «эс» и «ша»; • изображения Свистелочки и Шипелочки; •предметные картинки; • презентация. Ход занятия 1. Организационный момент. (Дети стоят около своих парт) Логопед: Представьте, дети, что вы сейчас в лесу. Покажите, какие там большие деревья. (Дети поднимают руки вверх) Подул тёплый ветерок, зашелестели листья на деревьях ш-ш-ш. (Дети быстро сгибают и разгибают пальчики) Подул холодный ветер, закачались сосны: с- с- с. (Дети покачиваются и машут руками) Ветер стих – не шелестят больше листочки, не качаются сосны. Снова подул тёплый ветерок, зашелестели листья на деревьях ш-ш-ш. (Дети быстро сгибают и разгибают пальчики) Подул холодный ветер, закачались сосны: с- с- с. (Дети покачиваются и машут руками) Ветер стих. Дети опускают руки и садятся за парты. 2. Сообщение темы занятия. Логопед: Как шумела листва от тёплого ветерка? Дети: ш-ш-ш А когда подул холодный ветер, как закачались сосны? Дети: с-с-с Логопед: Догадайтесь, над какими звуками мы будем работать на сегодняшнем занятии? Дети: Над звуками [с] и [ш]) 3. Артикуляционная гимнастика Логопед: Вы все знаете, что для того, чтобы правильно произносить все звуки, надо делать артикуляционную гимнастику. Берём зеркало, выполняем гимнастику. «Трубочка-улыбка». «Лопаточка». «Почистим нижние зубки изнутри». «Чашечка» «Качели». «Щёлкаем языком»». Дети перед зеркалом выполняют артикуляционную гимнастику. 4.Артикуляция звуков занятия. Логопед: У нас сегодня в гостях Шипелочка и Свистелочка. Они живут в том самом лесу, о котором мы с вами говорили в начале занятия. Догадайтесь, какой любимый звук у Свистелочки? (с-с-с)А какой любимый звук у Шипелочки? (ш-ш-ш) А звуки [с] и [ш] гласные или согласные? Почему? Дети: Эти звуки согласные, так как при их произнесении воздух встречает препятствия. Логопед: Уточним, как поизносится звук [с ]. Произнесите этот звук ещё раз перед зеркалом. В каком положении находятся губы? (в улыбке) Где находится язык? (за нижними зубами) В каком положении зубы? (Сближены друг с другом). Воздушная струя тёплая или холодная? (холодная) Логопед: Уточним, как поизносится звук [ш ]. Произнесите этот звук ещё раз перед зеркалом. В каком положении находятся губы? (слегка вытянуты в трубочку и округлены). Где находится язык? (за верхними зубами). В каком положении зубы? (разомкнуты). Воздушная струя тёплая или холодная? (тёплая) 5. Соотнесение звуков с буквами. Логопед: А какими буквами обозначаются звуки [с – ш]? Дети: «эс» и «ша». Логопед: Покажите печатную букву «эс», печатную букву «ша». Какая любимая буква у Свистелочки? А у Шипелочки? Письменные буквы вы будете изучать на уроках позже. 6. Игра «Вверх – вниз». Логопед: Шипелочка и Свистелочка предлагают вам поиграть. Если я подниму пальцы вверх – вы должны пошипеть, если я опускаю пальцы вниз – вы должны посвистеть. Дети выполняют задание. 7. Работа с логопедическим тренажёром. Логопед: Свистелочка и Шипелочка очень любят играть в разные компьютерные игры. Они предлагают вам поиграть. Скажите, с какого звука начинается слово шар? С какого звука начинается слово солнце? Если я показываю вам букву «эс» – вы свистите, облако на компьютере должно подняться к солнышку. Если я показываю вам букву «ша» – вы шипите, и облако на компьютере должно подняться к воздушному шарику. Дети выполняют задание на логопедическом тренажёре. 8. Игра « Собираем клубнику и малину». Логопед: Шипелочка и Свистелочка очень довольны тем, как вы выполнили задание и предлагают вам немного отдохнуть вместе с ними. Они очень любят собирать ягоды и напевать при этом свою песенку. У вас на партах лежат карточки, на которых нарисованы ягоды. Какие ягоды здесь нарисованы? Дети: клубника и малина. Логопед: Свистелочка любит собирать клубнику и петь «са-са-са», а Шипелочка любит собирать малину и петь «ша-ша-ша». Сейчас мы с вами соберём ягоды и споём песенку вместе с Шипелочкой и Свистелочкой. Поможет нам музыка русской народной народной песни « Калинка-малинка». Как только зазвучит музыка, «прыгаем» пальчиками по клубнике и поём «са-са-са». (Звучит музыка, дети «прыгают» пальчиками по ягодам). Логопед: А теперь поможем Шипелочке собрать малину. Прыгаем пальчиками по малине и поём «ша-ша-ша». (Играет музыка русской народной песни « Калинка-малинка». Логопед: А теперь по очереди прыгаем – сначала на две клубнички, а потом на одну малинку са-са -ша. 9. Игра «Большой- маленький. Логопед: Дети, а кто ещё, кроме Шипелочки, любит собирать малину? Дети: медведь. Логопед: А у медведя в лесу дом большой или маленький? Дети: Большой. Логопед: Рядом с медведем живёт лиса. А у лисы дом какой? Дети: маленький. Логопед: Встаём, грубым, как у медведя, голосам говорим: «А у медведя дом большой» и одновременно поднимаем руки вверх, затем опускаем руки вниз и тоненьким, как у лисы, голоском говорим: «А у лисы домик маленький». 10. Игра « Поймай слог, поймай слово» • Дети должны хлопнуть, если услышат слог сы. сы, да, жа, ло, сы, жи, ку, са, сы, пы, ши, ду, сы, жа • Дети «ловят» слова со звуком [с] Шарик, солнце, рог, зола, колос, корж, вилка, шапка, нос, мышка, жара, носок, сок, сено. Чем отличается первый звук слова сок, от первого звука слова сено? Дети: В слове сок первый звук твёрдый, а в слове сено первый звук мягкий. • Поймайте слог слог «шу» Су,шу, да, сы, ло, са, ку, шу, су, ду, шу, ши, жу, сы шу • Ловим слова со звуком [ш]. Определяем место звука в слове. Магазин, шапка, жук, полоса, шипы, улыбка, ананас, мышь, розы, сахар, краски, машина, карандаш. 11. Гости Шипелочки и Свистелочки. Логопед: Шипелочка и Свистелочка очень любят принимать гостей – разных животных. К Шипелочке ходят гости, в названиях которых есть звук [ш], а к Свистелочке ходят гости, в названии которых есть звук [с]. Звуки [с-ш] могут быть не только в начале, но и в конце, и в середине слова. Положите перед собой карточку с нарисованными животными. Произнесите название животного шёпотом. Если в слове есть [ш] – ведёте дорожку к букве «ша», если в слове есть [с] – ведёте дорожку к бувке «эс». Дети выполняют задание Логопед: А сейчас проверим, как вы выполнили задание. Поменяйтесь карточками с соседом по парте. Положите простой карандаш и возьмите любой цветной. Им вы будете исправлять ошибки. Кто ходит в гости к Свистелочке? Дети: лиса, собака, свинья. Логопед: Кто любит ходить в гости к Шипелочке? Дети: лягушка, кошка, мышь. 12. Физкультминутка. Логопед: Свистелочка и Шипелочка очень любят путешествовать. И сейчас мы вместе с ними ненадолго вспомним про их путешествия по тёплым странам и сделаем гимнастику для пальчиков. Звучит песенка «Ветер дует-задувает, пальмы в стороны качает»… Дети делают пальчиковую гимнастику и подпевают. 13. Игра «Четвёртый лишний». Логопед: Вы уже поняли, что Свистелочка и Шипелочка любят играть в разные игры. Поиграем вместе с ними в игру «Четвёртый лишний». Отгадайте, какой предмет лишний и почему. На слайдах: сок, машина, санки, сапоги. Дети: Лишнее слово машина, так как в нём звук [ш], а в остальных звук [с]. шапка, вишня, шахматы, сумка. Дети: Лишнее слово сумка, так как в нём звук [с], а в остальных звук [ш] 14 Игра « Добавь пропущенное слово». Малыш есть сладкую пшённую … кашку. Пожарный носит на голове … каску У меня есть плюшевый …мишка. На столе стоит с супом … миска. 15 Итог занятия. Логопед: Дети, наше занятие подходит к концу. Какие звуки мы сегодня учились различать? Дети: Звуки[ с-ш]) 16 Пароль на выход. Логопед: правильно произнесите слова каска – кашка, миска – мишка. Дети произносят пароль и выходят из класса.
Литература:
1. Баскакина И. В., Лынская М. И. Логопедические игры. Жужжалочка и Шипелочка. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звуков Ж и Ш . Айрис - пресс, 2008. 2. Баскакина И. В., Лынская М. И. Логопедические игры. Свистелочка. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука С. Айрис - пресс, 2008. 3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. – М.: ВЛАДОС, 2006. 4. Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе/ Под ред. Ж.М. Глозман. – М.: ТЦ Сфера, 2006. 5. Коваленко О.М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы: Учебно-методическое пособие. – М.: Астрель, 2006. 6. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. 7. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М.: Гном и Д, 2006. 8. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие/ Под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2005. 9. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1997.
На занятии использовалось оборудование: 1. Компьютерный логопедический тренажёр "Дельфа 142.1". ПроизводительООО "Дельфа М". 2. CD Диск "Пальчиковые игры". Е. Железнова.Серия"Музыкальные обучалочки"Веста - ТДА.