Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 08.05.2024, 15:37

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Обучение и воспитание детей с речевыми нарушениями

Групповое логопедическое занятие в подготовительной группе с ОНР, ЗПР."Осенние месяцы. Признаки осени"
Занятие по развитию связной речи и формированию лексико-
грамматических категорий.
Тема: «Осенние месяцы. Признаки осени»
Образовательные цели: Уточнение и закрепление понятий об основных единицах времени. Наблюдение и определение временной последовательности изменений признаков осенних месяцев. Систематизировать и закрепить названия месяцев осени. Учить дифференцировать признаки величины высоты, ширины, толщины и упражняться в употреблении слов с противоположным значением.
Коррекционно-развивающие цели: Развивать у детей потребность в речевом общении. Активизировать внимание. Развивать логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения. Развивать диафрагмальное дыхание. Развивать мелкую моторику. Развивать чувство равновесия и координацию движений.
Воспитательные цели: Воспитание уверенности в речевой коммуникации. Умение работать в коллективе.
Оборудование: Картина «Старик- Годовик». Карточки с цифрами 1, 2,3. Картина с тремя «птицами» - символами осенних месяцев. Картины: «дуб», «берёза». Картины, изображающие признаки осени. На каждого ребёнка по 1- 2 жёлтых листьев с разных деревьев, сделанных из бумаги. Полотно ткани (органза) тёмного цвета (примерно 0,5 м. шир. и 1,5-2 м. длина). Семена подсолнуха (белые крупные, и тёмные мелкие), вата. Из картона 3 «облака-тучи»,
Предварительная работа: - дети уже познакомились со сказкой- загадкой В.И. Даля «Старик- годовик» и его «изображением», и изображением 4-х троек птиц –«символов» месяцев и времён года.
- в свободное время подготавливаем с детьми из картона 3 «облака-тучи» и размазываем пластилином (бело-голубого, серого и серо-чёрного цвета).
- Разучиваем с детьми в течение недели на занятие и вне занятий стишок про осень с одновременными движениями рук.
«Осень »
«Если листья пожелтели - сжимать и разжимать кисти рук
Дождь холодный моросит - напряжённые пальцы, колебательные движения
Птицы к югу полетели, - ладони повернуть к себе, большие пальцы
переплетены – «птичка», остальными колебательные движения
Значит, осень к нам спешит» - хлопнуть в ладоши, раздвигаем пальцы
отводим напряжённые руки в стороны.
(На доске уже висят картинки чуть ниже верхнего пространства)


1 2 3





Ход занятия:
I Орг. момент
Ребята, посмотрите, а у нас гость. Это ?.... (СТАРИК- ГОДОВИК) (изображение находится в стороне от центральной доски)



Он просит узнать, какое время года на дворе? ….. (осень)
А назовите, пожалуйста, ПРИМЕТЫ осени (…..)
Молодцы!
II Основная часть
1. Старик-Годовик взмахнул рукавом и вылетела тройка птиц.
(выставляю и привлекаю внимание к картине с тремя «птицами»-символами осенних месяцев )
1 2 3


У каждой птицы своё имя. Напомните, пожалуйста .. («сентябрь»….«октябрь»… «ноябрь»)
Сегодня мы подробно поговорим о приметах каждого месяца.
Ответьте, какой сейчас месяц? (октябрь)
А ДО октября какой БЫЛ месяц?... (сентябрь) (указкой показываю цифру 1 и изображение 1-ой птицы-месяца)
Вот мы и начнём с 1-ого месяца осени.
( работаем с картинами на центральной доске)
Посмотрите, ветка какого дерева на картинке? (Ветка дуба)
А это ветка с какого дерева? (с берёзы)

2. ПСИХОГИМНАСТИКА
Давайте поиграем: Мы сейчас будем превращаться в дерево дуб и березку.
Игра «Наоборот»: (дети на протяжении занятия отвечают, потом хором проговаривают слова-антонимы)
Покажите ствол дуба, (туловище наше очень напряглось) какой ? – (ТОЛСТЫЙ), а ствол берёзы наоборот какой? … (ТОНКИЙ).. постойте на 1-й ноге, как стройные берёзоньки. … (дети несколько секунд упражняются в балансировке)
Покажите, крону дуба (руки, как у «силача» - напряглись). Крона дуба какая? (СИЛЬНАЯ, КРЕПКАЯ), а у берёзы наоборот ( опустили - расслабили руки) .. (СЛАБАЯ, ХРУПКАЯ)
У дуба ветви растут…… (ВВЕРХ) ( руки наискосок вверх напряглись), а берёзы ….наоборот (ВНИЗ) (руки расслабленные опустили вниз)
У дуба крона (ШИРОКАЯ) (напряжённые руки расставили в стороны), а березки, наоборот, какая …(УЗКАЯ) (соединили руки опущенные вниз вдоль туловища, расслабились)
Молодцы! Ребята сядьте, пожалуйста, на свои места.
3. 1 (указка) В сентябре дубовые листья только начинают желтеть они ЖЕЛТОЗЕЛЕНЫЕ, повторите. А у берёзы листва уже какая? (ЖЁЛТАЯ)
Ребята, на солнце жёлтые листья блестят, переливаются, как будто золотые монетки. И это время как называется ? …(«ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»)
А ещё раннюю осень называют «ЗЛАТОЦВЕТ» Почему? (Многие деревья золотого цвета)
Это РАННЯЯ ОСЕНЬ (дети хором повторяют)
2 А сейчас поговорим о середине осенней поры. (привлекаю внимание ко
2-ой «птице»- месяцу). Какой это месяц? (ОКТЯБРЬ)
А что произошло с веткой дуба и с веткой берёзы в октябре? (ЛИСТЬЯ ПАДАЮТ)
Если в сентябре ветра ещё …( ТЁПЛЫЕ), а октябре дуют … наоборот (ХОЛОДНЫЕ, ПРОХЛАДНЫЕ) ветра и с деревьев опадают увядшие, пожелтевшие листья.

4. Упражнение по формированию диафрагмального дыхания и удлинённого ротового выдоха
Изобразите, пожалуйста, как дует сильный ветер. (напоминаю: вдохнули, не поднимая плеч, надули животик как «шар», выдыхаем воздух через рот, не надувая щёк, а животик становится как «ямка»)
Посмотрите, в каком месяце осени облетели почти все листья ?.....(ВО 2-ОМ, В ОКТЯБРЕ)
(воспитатель помогает раздать всем листья деревьев, которые могут лежать под стульчиками)
Положите листочки на ладони, а теперь ещё сильнее подуем на ветку со звуком I ууууу I …
5. А когда много листьев слетает с деревьев как это можно назвать? ..(ЛИСТОПАД). Давайте хором скажем Старику Годовику, как называется явление природы, когда падают листья …(ЛИСТОПАД)
( можно наклониться помять листья, прислушаться к шуршанию и назвать ШУРШАТ …… ШУРШАЩИЕ…)
( привлекаю внимание к последней «птице»- месяцу), а далее на доску
А после октября … следующий какой месяц? ( 3 ) (НОЯБРЬ)
А что произошло с нашими веточками?.. (ОСТАЛИСЬ БЕЗ ЛИСТЬЕВ, ГОЛЫЕ)
Деревья остались без листьев, природа готовится к какому времени года? (ЗИМЕ)
Если сентябрь РАННЯЯ осень, то ноябрь, наоборот, какая осень? .. (ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ)
6. ФИЗКУЛЬТ. МИНУТКА
Встаньте, пожалуйста, расскажем Старики Годовику стишок об осени:

( воспитатель в это время прикрепляет следующие иллюстрации на центральной доске, где заранее оставили место для них. Внимание! Картинка неба сентября вывешивается в перевёрнутом виде, а солнце закрывается белой бумагой)
Молодцы, сядьте, пожалуйста.
7. Какие ещё признаки осени вы знаете? (указкой привлекаю внимание к картинам)

1 2 3
Давайте посмотрим на небо РАННЕЙ осени ….
А вы ничего не замечаете необычного? (если внимательны дети, то их рассуждения..)
Разве дождь идёт снизу вверх, как фонтан? ….
(Логопед сам или воспитатель помогает перевернуть изображение)

Какие облака по цвету в сентябре? ( БЕЛЫЕ)
На фоне чистого голубого неба белые облака, а в ноябре? (ЧЁРНЫЕ)
СВЕТЛЫЕ - ТЁМНЫЕ
Они ЛЁГКИЕ, ВОЗДУШНЫЕ, а ноябре, наоборот, … (ТЯЖЁЛЫЕ).
В сентябре плывут очень ВЫСОКО, поднимите вверх руки (ВЫСОКО), а в ноябре, наоборот, (НИЗКО), опустите вниз руки.
1 Какой дождь, какие капли? (КРУПНЫЕ, РЕДКИЕ) Изобразите дождь (дети попеременно меняя пальчики постукивают себе по ладони)
2 А в октябре капли ЧАСТЫЕ, МОРОСЯЩИЕ (дети изображают такой дождь быстрыми постукиваниями пальчиками)
3 А в ноябре, поздней осенью, какие осадки? … Бывает и ДОЖДЬ ХОЛОДНЫЙ, но бывает и СНЕГ. (дети повторяют )
8. Упражнение на развитие мелкой моторики
А сейчас разделимся на 3 команды и на наших приготовленных «облаках» из пластилина попробуем изобразить дождь, идущий в сентябре, в октябре и в ноябре. А семена подсолнечника нам помогут.(воспитатель и логопед помогают детям ) Крупные капли (белые, большие семена подсолнуха на бело-голубом облаке, отработать словарь прилагательных «КРУПНЫЕ, РЕДКИЕ» (капли в сентябре, ранней осенью). Мелкие капли (тёмные семена подсолнуха, приклеивать частотно). И сравнивая осадки октября активизировать слова «МЕЛКИЙ, МОРОСЯЩИЙ дождь». А на полотно ноября , кроме семечек приклеить и чуть вату.
9. Пышный ковёр из листьев ПОТЕМНЕЛ и ПОБЛЕК. ( логопед на листву, которая на полу, кладёт полотно -«тропинку» из тёмной органзы)
Чёрными стали лесные тропки. Недаром зовут ноябрь «ЧЕРНОТРОПОМ» (дети повторяют)
Небо почти всё время затянуто СВИНЦОВЫМИ облаками.
Ребята, а как понять «свинцовые»? (ответы детей). «Свинцовые» значит ТЯЖЁЛЫЕ, как железо.
III Закрепление
Какие вы ребята молодцы!.. А Старик- Годовик просит перечислить осенние месяцы! (СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ) Здорово!
Напомните, а какая осень в сентябре? (РАННЯЯ)
А в ноябре наоборот?.. (ПОЗДНЯЯ)
Ребята! Представляете?!
А мне Старик - Годовик прислал портрет «октября» со словами: «Ну и характер у этого октября «ПЕРЕМЕНЧИВЫЙ»! (закрепляю картинку под цифрой 2 )
А как понять?! ...непостоянный…(прикрываю то одну часть картины, то другую) - он то плачет, то наоборот (смеётся)
За день погода может измениться несколько раз: то солнышко ярко…. (светит), то дождик надоедливо (моросит), а то и первые снежинки запорхают.

2



IV Подведение итогов занятия.
Ребята, пора заканчивать наше занятие. А давайте расскажем Старику Годовику, что вы узнали на занятии? … Что понравилось?.. Что не понравилось?.. Что расскажете своим родителям?

Источник: http://Составлено и прошло апробирование в своей работе автором занятия
Категория: Обучение и воспитание детей с речевыми нарушениями | Добавил: ilmira19 (22.09.2014) | Автор: Зайнуллина Ильмира Исламовна E
Просмотров: 2289 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 galahova7  
0
Здравствуйте, Ильмира Исламовна!
Ваша работа допущена к участию в конференции.

С уважением, куратор конференции Любовь Павловна Галахова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024