Групповое логопедическое занятие в подготовительной группе с ОНР, ЗПР."Осенние месяцы. Признаки осени"
Занятие по развитию связной речи и формированию лексико- грамматических категорий. Тема: «Осенние месяцы. Признаки осени» Образовательные цели: Уточнение и закрепление понятий об основных единицах времени. Наблюдение и определение временной последовательности изменений признаков осенних месяцев. Систематизировать и закрепить названия месяцев осени. Учить дифференцировать признаки величины высоты, ширины, толщины и упражняться в употреблении слов с противоположным значением. Коррекционно-развивающие цели: Развивать у детей потребность в речевом общении. Активизировать внимание. Развивать логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения. Развивать диафрагмальное дыхание. Развивать мелкую моторику. Развивать чувство равновесия и координацию движений. Воспитательные цели: Воспитание уверенности в речевой коммуникации. Умение работать в коллективе. Оборудование: Картина «Старик- Годовик». Карточки с цифрами 1, 2,3. Картина с тремя «птицами» - символами осенних месяцев. Картины: «дуб», «берёза». Картины, изображающие признаки осени. На каждого ребёнка по 1- 2 жёлтых листьев с разных деревьев, сделанных из бумаги. Полотно ткани (органза) тёмного цвета (примерно 0,5 м. шир. и 1,5-2 м. длина). Семена подсолнуха (белые крупные, и тёмные мелкие), вата. Из картона 3 «облака-тучи», Предварительная работа: - дети уже познакомились со сказкой- загадкой В.И. Даля «Старик- годовик» и его «изображением», и изображением 4-х троек птиц –«символов» месяцев и времён года. - в свободное время подготавливаем с детьми из картона 3 «облака-тучи» и размазываем пластилином (бело-голубого, серого и серо-чёрного цвета). - Разучиваем с детьми в течение недели на занятие и вне занятий стишок про осень с одновременными движениями рук. «Осень » «Если листья пожелтели - сжимать и разжимать кисти рук Дождь холодный моросит - напряжённые пальцы, колебательные движения Птицы к югу полетели, - ладони повернуть к себе, большие пальцы переплетены – «птичка», остальными колебательные движения Значит, осень к нам спешит» - хлопнуть в ладоши, раздвигаем пальцы отводим напряжённые руки в стороны. (На доске уже висят картинки чуть ниже верхнего пространства)
1 2 3
Ход занятия: I Орг. момент Ребята, посмотрите, а у нас гость. Это ?.... (СТАРИК- ГОДОВИК) (изображение находится в стороне от центральной доски)
Он просит узнать, какое время года на дворе? ….. (осень) А назовите, пожалуйста, ПРИМЕТЫ осени (…..) Молодцы! II Основная часть 1. Старик-Годовик взмахнул рукавом и вылетела тройка птиц. (выставляю и привлекаю внимание к картине с тремя «птицами»-символами осенних месяцев ) 1 2 3
У каждой птицы своё имя. Напомните, пожалуйста .. («сентябрь»….«октябрь»… «ноябрь») Сегодня мы подробно поговорим о приметах каждого месяца. Ответьте, какой сейчас месяц? (октябрь) А ДО октября какой БЫЛ месяц?... (сентябрь) (указкой показываю цифру 1 и изображение 1-ой птицы-месяца) Вот мы и начнём с 1-ого месяца осени. ( работаем с картинами на центральной доске) Посмотрите, ветка какого дерева на картинке? (Ветка дуба) А это ветка с какого дерева? (с берёзы)
2. ПСИХОГИМНАСТИКА Давайте поиграем: Мы сейчас будем превращаться в дерево дуб и березку. Игра «Наоборот»: (дети на протяжении занятия отвечают, потом хором проговаривают слова-антонимы) Покажите ствол дуба, (туловище наше очень напряглось) какой ? – (ТОЛСТЫЙ), а ствол берёзы наоборот какой? … (ТОНКИЙ).. постойте на 1-й ноге, как стройные берёзоньки. … (дети несколько секунд упражняются в балансировке) Покажите, крону дуба (руки, как у «силача» - напряглись). Крона дуба какая? (СИЛЬНАЯ, КРЕПКАЯ), а у берёзы наоборот ( опустили - расслабили руки) .. (СЛАБАЯ, ХРУПКАЯ) У дуба ветви растут…… (ВВЕРХ) ( руки наискосок вверх напряглись), а берёзы ….наоборот (ВНИЗ) (руки расслабленные опустили вниз) У дуба крона (ШИРОКАЯ) (напряжённые руки расставили в стороны), а березки, наоборот, какая …(УЗКАЯ) (соединили руки опущенные вниз вдоль туловища, расслабились) Молодцы! Ребята сядьте, пожалуйста, на свои места. 3. 1 (указка) В сентябре дубовые листья только начинают желтеть они ЖЕЛТОЗЕЛЕНЫЕ, повторите. А у берёзы листва уже какая? (ЖЁЛТАЯ) Ребята, на солнце жёлтые листья блестят, переливаются, как будто золотые монетки. И это время как называется ? …(«ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ») А ещё раннюю осень называют «ЗЛАТОЦВЕТ» Почему? (Многие деревья золотого цвета) Это РАННЯЯ ОСЕНЬ (дети хором повторяют) 2 А сейчас поговорим о середине осенней поры. (привлекаю внимание ко 2-ой «птице»- месяцу). Какой это месяц? (ОКТЯБРЬ) А что произошло с веткой дуба и с веткой берёзы в октябре? (ЛИСТЬЯ ПАДАЮТ) Если в сентябре ветра ещё …( ТЁПЛЫЕ), а октябре дуют … наоборот (ХОЛОДНЫЕ, ПРОХЛАДНЫЕ) ветра и с деревьев опадают увядшие, пожелтевшие листья.
4. Упражнение по формированию диафрагмального дыхания и удлинённого ротового выдоха Изобразите, пожалуйста, как дует сильный ветер. (напоминаю: вдохнули, не поднимая плеч, надули животик как «шар», выдыхаем воздух через рот, не надувая щёк, а животик становится как «ямка») Посмотрите, в каком месяце осени облетели почти все листья ?.....(ВО 2-ОМ, В ОКТЯБРЕ) (воспитатель помогает раздать всем листья деревьев, которые могут лежать под стульчиками) Положите листочки на ладони, а теперь ещё сильнее подуем на ветку со звуком I ууууу I … 5. А когда много листьев слетает с деревьев как это можно назвать? ..(ЛИСТОПАД). Давайте хором скажем Старику Годовику, как называется явление природы, когда падают листья …(ЛИСТОПАД) ( можно наклониться помять листья, прислушаться к шуршанию и назвать ШУРШАТ …… ШУРШАЩИЕ…) ( привлекаю внимание к последней «птице»- месяцу), а далее на доску А после октября … следующий какой месяц? ( 3 ) (НОЯБРЬ) А что произошло с нашими веточками?.. (ОСТАЛИСЬ БЕЗ ЛИСТЬЕВ, ГОЛЫЕ) Деревья остались без листьев, природа готовится к какому времени года? (ЗИМЕ) Если сентябрь РАННЯЯ осень, то ноябрь, наоборот, какая осень? .. (ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ) 6. ФИЗКУЛЬТ. МИНУТКА Встаньте, пожалуйста, расскажем Старики Годовику стишок об осени: ( воспитатель в это время прикрепляет следующие иллюстрации на центральной доске, где заранее оставили место для них. Внимание! Картинка неба сентября вывешивается в перевёрнутом виде, а солнце закрывается белой бумагой) Молодцы, сядьте, пожалуйста. 7. Какие ещё признаки осени вы знаете? (указкой привлекаю внимание к картинам) 1 2 3 Давайте посмотрим на небо РАННЕЙ осени …. А вы ничего не замечаете необычного? (если внимательны дети, то их рассуждения..) Разве дождь идёт снизу вверх, как фонтан? …. (Логопед сам или воспитатель помогает перевернуть изображение) Какие облака по цвету в сентябре? ( БЕЛЫЕ) На фоне чистого голубого неба белые облака, а в ноябре? (ЧЁРНЫЕ) СВЕТЛЫЕ - ТЁМНЫЕ Они ЛЁГКИЕ, ВОЗДУШНЫЕ, а ноябре, наоборот, … (ТЯЖЁЛЫЕ). В сентябре плывут очень ВЫСОКО, поднимите вверх руки (ВЫСОКО), а в ноябре, наоборот, (НИЗКО), опустите вниз руки. 1 Какой дождь, какие капли? (КРУПНЫЕ, РЕДКИЕ) Изобразите дождь (дети попеременно меняя пальчики постукивают себе по ладони) 2 А в октябре капли ЧАСТЫЕ, МОРОСЯЩИЕ (дети изображают такой дождь быстрыми постукиваниями пальчиками) 3 А в ноябре, поздней осенью, какие осадки? … Бывает и ДОЖДЬ ХОЛОДНЫЙ, но бывает и СНЕГ. (дети повторяют ) 8. Упражнение на развитие мелкой моторики А сейчас разделимся на 3 команды и на наших приготовленных «облаках» из пластилина попробуем изобразить дождь, идущий в сентябре, в октябре и в ноябре. А семена подсолнечника нам помогут.(воспитатель и логопед помогают детям ) Крупные капли (белые, большие семена подсолнуха на бело-голубом облаке, отработать словарь прилагательных «КРУПНЫЕ, РЕДКИЕ» (капли в сентябре, ранней осенью). Мелкие капли (тёмные семена подсолнуха, приклеивать частотно). И сравнивая осадки октября активизировать слова «МЕЛКИЙ, МОРОСЯЩИЙ дождь». А на полотно ноября , кроме семечек приклеить и чуть вату. 9. Пышный ковёр из листьев ПОТЕМНЕЛ и ПОБЛЕК. ( логопед на листву, которая на полу, кладёт полотно -«тропинку» из тёмной органзы) Чёрными стали лесные тропки. Недаром зовут ноябрь «ЧЕРНОТРОПОМ» (дети повторяют) Небо почти всё время затянуто СВИНЦОВЫМИ облаками. Ребята, а как понять «свинцовые»? (ответы детей). «Свинцовые» значит ТЯЖЁЛЫЕ, как железо. III Закрепление Какие вы ребята молодцы!.. А Старик- Годовик просит перечислить осенние месяцы! (СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ) Здорово! Напомните, а какая осень в сентябре? (РАННЯЯ) А в ноябре наоборот?.. (ПОЗДНЯЯ) Ребята! Представляете?! А мне Старик - Годовик прислал портрет «октября» со словами: «Ну и характер у этого октября «ПЕРЕМЕНЧИВЫЙ»! (закрепляю картинку под цифрой 2 ) А как понять?! ...непостоянный…(прикрываю то одну часть картины, то другую) - он то плачет, то наоборот (смеётся) За день погода может измениться несколько раз: то солнышко ярко…. (светит), то дождик надоедливо (моросит), а то и первые снежинки запорхают.
2
IV Подведение итогов занятия. Ребята, пора заканчивать наше занятие. А давайте расскажем Старику Годовику, что вы узнали на занятии? … Что понравилось?.. Что не понравилось?.. Что расскажете своим родителям?