Логопедическое занятие с подгруппой детей старшей группы с нарушением речи. Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложениях. Цель: Развивать умение правильно произносить звук «л» Задачи: 1.Коррекционно – обучающие: - учить детей точно и полно отвечать на вопросы; - формировать лексико-грамматический строй; - автоматизация звука в слогах, словах и предложениях; 2. Коррекционно – развивающие: - развитие фонематического слуха и фонематического восприятия; - развитие логического мышления, внимания, памяти; - развитие речевой моторики, мелкой моторики пальцев рук; 3. Воспитательные: - воспитывать интерес к занятию через использование занимательных упражнений; активность, усидчивость. Оборудование. Зеркала, профиль артикуляции звука [Л], компьютер, презентация, предметные картинки, игрушки. Ход занятия 1. Организационный момент (слайд-1) -Догадайтесь, кто к нам придёт, а для этого отгадайте загадку: Кто там скачет по дорожке? Цок-цок-цок. У кого так резвы ножки? Цок-цок-цок. Шелковиста её грива, Весела она, игрива. У неё так шёрстка гладка, Это к нам бежит …(Лошадка.)(слайд-2) 2.Сообщение темы - Сегодня мы будем учиться правильнопроизносить звук [Л] в слогах, словах и предложениях. На занятии вы должны отвечать на вопросы полными ответами, внимательно слушать, повторять за мной все движения, которые я буду показывать. 3. Артикуляционная гимнастика(слайды-3,4,5,6,7,8,9,10) А сейчас, давайте приготовим ваши артикуляционные аппараты, чтобы они правильно произносили звук «л». Сели ровно, спина прямая, руки лежат на парте. Упражнения: «Улыбка», «Заборчик», «Хоботок», «Шарик», «Качели», «Часы», «Непослушный язычок», «Футбол». Гимнастику сделали, теперь, встали, как лошадки прыгаем и цокаем к компьютеру для выполнения дыхательной гимнастики.(слайд-11) 4. Упражнение на дыхание: (выполнение на тренажёре: Дельта 140) Упражнения: «Мельница», «Колобок», «Вулкан», «Салют», «Стрелок». 5.Развитие мелкой моторики: пальчиковая гимнастика. Пролегла дорожка гладко, Скачет вдоль по ней лошадка Цок-цок-цок, цок-цок-цок- Через поле во лесок. (Пальцы обеих рук слегка стучат по столу.) У моей лошадки грива Вьётся по ветру красиво. Крикнет лошадь: «Иго-го!» И умчится далеко. 6. Развитие общей моторики: физкультурная минутка. – Ты куда спешишь, лошадка? (бегут по кругу) – У меня с утра зарядка, (поднимают реки вверх) Тороплюсь я в чисто поле, (прыгают на месте) Чтобы там побегать вволю!(бегут по кругу) 7. Изолированное произнесение звука [Л] Упражнение на развитие силы голоса (по карточке) (показ профиля артикуляции). - Давайте вспомним, как правильно нужно произносить звук «л». Кончик языка упирается за верхние зубы, губы улыбаются. По бокам от языка воздух пробирается (сначала тихо гудим, потом громче) л-л-л-Л-Л-Л. - Какой звук сейчас мы произносим? Давайте вспомним, какой он: - гласный или согласный (согласный, потому что воздух встречает преграду на своем пути – зубы и язык). - глухой или звонкий. 8. Произношение звука [Л]в слогах: -Гуляла лошадка по лугу, щепала, травку стало ей весело, и она запела песенку: Ла –ла –ла - ла ал –ал –ал - ал Ло –ло –ло - лоул –ул –ул - ул Лу –лу - лу- луол - ол - ол–ол 9.Произношение слов: Ло-ло-ло-где сова твоё дупло. Лы-лы-лы Мила вымыла полы. Лу-лу-лу-мы не били по стеклу. Ла-ла-ла-стоит лампа у стола. Ло-ло-ло-у лодки длинное весло. 10. Психогимнастика - Погуляла лошадка идёт дальше. Встретила она (выкладываются картинки) слона и удивилась (мимика – удивления), льва и испугалась (испуг), белку и обрадовалась (радость). 11. Развитие фонематического слуха - Послушайте внимательно, если услышите звук [Л] в словах, хлопните в ладоши: стол, кровать, мыло, нога, шкаф, школа, полка, подушка, ракета, слон, ласточка, диван, сумка, лампа, рука, рубашка. 12. Звук [Л] в словах. Из предложенных картинок нужно выбрать только те, в названии которых есть звук "л". 13. Произношение предложений. Составьте предложения с картинками на слайдах. (слайд-12,13,14,15,16)
14. Итог занятия - С каким звуком мы сегодня работали? -Где находится язычок, когда произносим этот звук? - Понравилось вам занятие? (слайд-17) Лошадка говорит большое вам спасибо, ей очень понравилось, как вы произносили звук «л». На следующее занятие она тоже хочет прийти к вам.