Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 05.05.2024, 09:16

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Обучение и воспитание детей с расстройством аутистического спектра

Развивающая методика обучения аутичного ребенка

Аутизм – это пожизненное нарушение развития, которое влияет на коммуникацию и отношения с другими людьми, а также на восприятие и понимание окружающего мира.

       Аутисты испытывают трудности с социальной коммуникацией, трудности с  социальным взаимодействием, трудности с социальным воображением. Детский аутизм при общем типе нарушения развития внешне принимает очень разные формы. Он включает и глубоко дезадаптированного безречевого ребенка с низким уровнем умственного развития и детей с блестящей «взрослой» речью и ранним интересом к отвлеченным областям знания, избирательной одаренностью. И те и другие, однако, нуждаются в специальной педагогической и психологической помощи.

Обычные дети, познают мир от части к синтезу целого или от целого образа к его частности. Аутичный ребенок развивается совершенно по-другому. Например, когда такой ребенок в раннем возрасте начинает усваивать речь, он схватывает ее целыми блоками и долго использует их не меняя, в том виде, в котором получил. Он может просить есть или отказываться идти гулять с помощью цитат из какого-нибудь детского стихотворения.

Аутичный ребенок, если освоит сначала буквы или слоги, то в тексте будет стереотипно выделять только их и привлечь его внимание к слову будет очень трудно. Поэтому аутичному ребенку без промежуточных этапов нужно дать образец, готовый к использованию: идти к чтению через отработку глобального узнавания простых слов, к письму через освоение сразу написания целых букв и слов; обучать арифметике, сразу начиная с простейших счетных операций.

     Большое значение имеет освоение ребенком учебных навыков чтения, письма, счета. Эти навыки становятся новыми средствами коммуникации, новыми каналами получения информации о мире, взаимодействия с другими людьми.

        Метод Глена Домана – метод глобального чтения. Обучение начинается с 3-6 месячного возраста. По мнению ученых, ребенок в период от 0 до 6 лет получает знаний больше, чем за всю оставшуюся жизнь. Принцип методики состоит в том, что ребенку многократно демонстрируются карточки со словами. Слово написано целиком, а не по буквам или слогам. Методика построена на определенном воздействии на отдельные участки детского мозга. По данной методике малышам показывают карточки с подписями, выполненными ярким цветом и крупным шрифтом. Демонстрацию карточек нужно проводить в быстром темпе, меняя их одну за другой. При этом ребенок будет усваивать информацию на подсознательном уровне.

          Сам процесс демонстрации не должен утомить ребенка либо наскучить ему. Поэтому в течение одного занятия достаточно показать 10 карточек (можно и меньше, в зависимости от уровня восприятия ребенка) одного тематического характера. Тематические наборы картинок нужно демонстрировать, озвучивая название объектов на них, по три раза в день на протяжении 10 дней. Затем можно вводить новые элементы, углублять и расширять тематику картинок.

Важно систематически проводить занятия, однако, через силу заставлять малыша делать то, чего он не хочет, также не стоит. Ведь уже в раннем возрасте у него может появиться ассоциативная неприязнь к учебе. Главное правило успеха в том, что ребенку  занятия должны быть интересны.

Авторы книги «Аутичный ребенок. Пути помощи»  также предлагают педагогам и родителям не учить ребенка побуквенному или послоговому чтению, а сразу обратиться к методике «глобального чтения», т. е. чтения целыми словами. Эта методика представляется более адекватной при обучении аутичных детей, чем побуквенное или послоговое чтение.  Научившись складывать буквы или слоги, аутичный ребенок может долгое время читать «механически», не вникая в смысл прочитанного, и фактически начинает использовать данный процесс для аутостимуляции.

При «глобальном чтении» педагоги избегают этой опасности, так как картинки или предметы подписываются целыми словами, и слово всегда сочетается в зрительном поле ребенка с предметом, который оно обозначает.

Кроме того, научить аутичного ребенка читать целыми словами легче и быстрее, чем по буквам и по слогам, так как он, с одной стороны, с большим трудом воспринимает фрагментированную информацию (поступающую в виде букв, слогов и т. д.), а, с другой стороны, способен моментально запоминать, «фотографировать» то, что находится в его зрительном поле (О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. Аутичный ребенок. Пути помощи. Москва; 2007)

  Методическая разработка «Развивающая система обучения ребенка с диагнозом «аутизм»»  приспособлена для ребенка-аутиста, так как материал в ней тематически сгруппирован, минимизирован, оптимизирован. Преподносится по блочной системе. Аутисты не воспринимают дробную информацию, мелкие картинки. Нет специальных пособий для обучения детей-аутистов, так как считается, что обучение каждого ребенка данной категории сугубо индивидуально.

Данная методическая разработка - индивидуальная методика обучения одного мальчика-аутиста. Автор пособия не имеет специального образования по коррекционной педагогике, дефектологии, логопедии. Это всего лишь попытка автора, кандидата филологических наук, заместителя директора по учебно-воспитательной работе общеобразовательной школы найти способы обучения своего ребенка, страдающего аутизмом.

 Материал подстроен под особенности восприятия сына автора (мальчика 8 лет, с синдромом Каннера 2 степени), изложен в простой, конкретной форме, так как дети данной категории воспринимают только конкретную информацию. Представленные блоки тем были использованы для подготовки к обучению в школе и обучения в 1 классе.

Благодаря  занятиям по методу глобального чтения, мальчик обучается по коррекционной программе VII вида (три года тому назад была рекомендована коррекционная программа VIII вида). Несмотря на отставание в развитии от сверстников, ребенок имеет неплохие (для своего диагноза) знания по окружающему миру, математике, умеет глобально читать, научился писать печатными буквами, печатать на компьютере. 

 Цель занятий по данной методической разработке – накопление и расширение предметных знаний об окружающем мире, пополнение словарного запаса, развитие устной и письменной речи (обозначение понятий ребенок может переписывать в тетрадь, либо может набирать на клавиатуре компьютера),  развитие коммуникативных навыков (взаимодействие с учителем, коммуникатором), развитие академических (учебных) навыков.

 Системные, постоянные занятия, системное запоминание материала, систематизация знаний – составляющие успеха занятий.

Рекомендуемая литература:

  1. 100 вопросов по коррекционной педагогике.
  2. А.А. Плешаков. Окружающий мир. 1 класс, в двух частях. М., Просвещение, 2011. УМК «Школа России».
  3. В.Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. Азбука. 1 класс, в двух частях. М., Просвещение, 2011. УМК «Школа России».
  4. Владимир Степанов. Считаем вместе (считалочки).М., 2004.
  5. Володина В.С. Альбом по развитию речи.
  6. М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова. Математика, 1класс, 1,2 части. Москва, Просвещение, 2012. УМК «Школа России».
  7. М.И.Моро, С.И.Волкова. Тетрадь по математике. №1, 2. Для 1 класса начальной школы. М., Просвещение, 2002.
  8. Мария Монтессори. Мой метод. Начальное обучение. М., 2006. – 350 с.
  9. Мартыненко Л.А., Постоева Л.Д. Коррекция речевых нарушений у детей 5-6 лет. С.-Пб, 2010, -172 с.
  10.  Мини-игры «Пальчики». Игра для детей 3-5 лет. Москва, ООО «Дрофа-Медиа», 2010.
  11. Набор карточек. Серия «Первые уроки». М., ООО «Линг-Книга», 2010.
  12. О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. Аутичный ребенок. Пути помощи: Теревинф; Москва; 2007
  13. Окружающий мир: Цветная палитра. Дидактический материал. Составитель С.Вохринцева, С.Ледкова. Екатеринбург, Изд-во «Страна фантазий», 2009.
  14. Прописи для самых маленьких. Считаем от 0 до 10. Минск, РУП «Издательство «Белорусский Дом печати»», 2015.
  15. Серия «Рабочие тетради для дошкольника». «Обучение грамоте» в двух частях. ООО ВК «Дакота».
  16. Серия «Умные книжки». Послушный карандаш. Развиваем мелкую моторику рук. Для детей 4-5 лет. Москва, ООО «Издательская Группа Аттикус», 2007.
  17. Серия карточек «Учебные пособия для дошкольников» (уроки для самых маленьких). Ростов-на-дону, «Издательский дом «Проф-пресс»», 2007.
  18. Серия наглядно-дидактических пособий «Расскажите детям». М., Издательство «Мозайка-синтез», 2008.
  19. Серия: «Для детского сада». От буквы к слову. Для детей от 4 лет (прописи). М., ООО «омега-пресс», 2015.
  20. Серия: «Суперраскраска». Прописи-раскраски  с наклейками.Тверь, ОАО «Издательство «Высшая школа»», 2015.
  21. Энциклопедия малыша. Моя первая книга самая любимая (от 6 месяцев до 3 лет). Белый город.
  22. Ю.Б.Гиппенрейтер. Обращаться с ребенком. Как? .М., 2010. – 238 с.
  23.  FreeDigitalPhotos.net [Электронный ресурс] // URL: http://www.freedigitalphotos.net/ (дата обращения: 27.01.2016). 
  24. Freerange Stock [Электронный ресурс] // URL: https://freerangestock.com/ (дата обращения: 26.01.2016). 
  25. Pixabay [Электронный ресурс] // https://pixabay.com/ (дата обращения: 22.01.2016). 
  26. Public Domain Pictures  [Электронный ресурс] // http://www.publicdomainpictures.net/ (дата обращения: 25.01.2016). 
  27. Stockvault.net [Электронный ресурс] // http://www.stockvault.net/ (дата обращения: 20.01.2016). 


Источник: https://cloud.mail.ru/public/5NFK/Kye61xuft
Категория: Обучение и воспитание детей с расстройством аутистического спектра | Добавил: yagaf71 (01.02.2016) | Автор: Яныбаева Гульниса Ягафаровна E
Просмотров: 2039 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 galahova7  
0
Здравствуйте, Гульниса Ягафаровна!
Ваша работа допущена к участию в Конференции.

куратор Конференции, Любовь Павловна Галахова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024