Обучение аутичного ребенка по синквейнам Ибрагимова Р.А., Яныбаева Г.Я., заместители директора по УВР МБОУ «Башкирская гимназия № 140 им.З.Биишевой» ГО г.Уфа РБ В связи с введением с первого сентября 2016 года Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья перед образовательными организациями встает вопрос, а готовы ли школы, и готовы учителя принять таких детей? В первую очередь, образовательным учреждениям нужно позаботиться о техническом оснащении, укомплектованности кадрами, об обучении педагогов для работы с детьми с ОВЗ. Наша гимназия провела мониторинг детей, проживающих на закрепленной территории, и определила ряд направлений, по которым предстоит работать в 2016/2017 учебном году. Ряды школьников в следующем учебном году могут пополниться детьми с ЗПРР, ДЦП и расстройствами аутистического спектра. Педагоги гимназии имеют опыт работы с ребенком с РАС. Авторы данной статьи рассматривают некоторые аспекты развития речи аутичного ребенка. Обучение аутичного ребенка требует особого подхода. В данном случае традиционные методы обучения могут не работать. Для аутичного ребенка, освоившего технику глобального чтения и знающего определенные категориальные понятия, можно применять синквейн для развития речи, обогащения словарного запаса. Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Если обычный ребенок сам составляет сиквейны, и это ему необходимо для развития образного мышления, для аутичного ребенка нужно предложить готовые варианты синквейнов. С применением синквейна можно сделать попытку объяснить части речи аучтиному ребенку (имя существительное, глагол, имя прилагательное; или объяснить предмет, признак и действие). Таким образом, у такого ребенка будет расширяться понятийная сфера. Краткая и лаконичная форма синквейна, соотнесенного конкретным предметным понятием, даст возможность аутичному ребенку расширить понятие об окружающем мире. «Обычно такой ребенок очень рано начинает любить детские стихи, охотно сам декламирует их, но во многом он любит их за ритм, рифмы, особое звучание слов» (О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. Аутичный ребенок. Пути помощи. Москва; 2007). А синквейн является стихотворной формой, хотя и нерифмованной. У аутичному ребенку тяжело дается осмысление окружающего мира. Поэтому на первом этапе обучения метод глобального чтения, где картинки или предметы подписываются целыми словами, и слово всегда сочетается в зрительном поле ребенка с предметом, который оно обозначает – помогает ребенку накопить данной категории определенные знания. В дальнейшем, чтобы данный процесс не превратился в механическое запоминание понятий, необходимо постепенно расширять сферу знаний, умений, навыков ребенка. В данном случае, синквейн является наиболее удобной формой систематизации и обобщения знаний о конкретном предмете. С ребенком обязательно нужно «проговорить» синквейн, использовать наглядный материал, проиграть выполнение действий, потому что детям такой категории подходит наглядно-действенный метод, и они в большинстве случаев действия выполняют с помощью. Для аутичного ребенка важны учебные предметы, которые расширяют его знания об окружающем мире и других людях. В начальной школе – это чтение, природоведение, потом - предметы гуманитарного и естественного циклов. Здесь, как и везде, ему нужны не формальные знания, а их связь с реальной личной жизнью. Если для ребенка с отставанием в умственном развитии такая связь нужна для облегчения понимания, то здесь, наоборот, идущее от учителя знание об окружающем мире может способствовать развитию вместе с ребенком его личных отношений и людьми. Поэтому авторы статьи разработали методику занятий по лексическим темам (семья, игрушки, животные и т.д.). Данная методика авторами статьи апробирована в работе с одним аутичным учащимся. Хотя работа только на начальном этапе, первоклассник проявляет большой интерес к занятиям. Для составления синквейна лучше всего применять слова, обозначающие понятия предмета, признака предмета и действия, из арсенала (словарного запаса) аутичного ребенка. Для изучаемого мальчика занятия начали с синквейнов по лексической теме «Семья», т.к. ребенок знает всех членов своей семьи, ежедневно взаимодействует с ними (аутичный ребенок очень привязан к своей семье). Например:
Папа Хороший, добрый. Работает, любит, строит. Я люблю папу. Отец.
В своей деятельности педагоги могут использовать разные виды работ над синквейном: 1. Составление краткого рассказа. 2. Составление синквейна с самим учащимся по знакомым ему сюжетам сказок, рассказов. 3. В синквейне убрать одну строку, чтобы учащийся догадался и сам дополнил отсутствующую строку.