Диагностика детей с расстройствами аутистического спектра
Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» дается понятие обучающегося с ограниченными возможностями здоровья как физического лица, имеющего недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Большой группой детей с ОВЗ являются дети с расстройством аутистического спектра. Их количество ежегодно увеличивается на 2-3% (по данным МСЭ по Алтайскому краю). На этой теме я и хотела сегодня остановиться. Синдром РДА был впервые описан американским психиатром Каннером в 1943 г. По Каннеру Аутизм – это особый вариант психического развития начинающийся в раннем возрасте. В России аутизм рассматривался в русле шизофрении, а помощь сводилась только к медикаментозному лечению и помещению в психиатрическую лечебницу. Наиболее интенсивно вопросы психолого-педагогической помощи детям с РДА начали разрабатываться с конца 70 – х годов века. Впервые к аутизму как к особому варианту психического развития (искаженному) подошла Клара Самойловна Лебединская, именно в это время было доказано, что дети с РДА нуждаются, прежде всего, в комплексной помощи и ни чуть не меньше в психолого-педагогической. Принципы психолого-педагогической диагностики • Принцип комплексного изучения. • Принцип целостного системного изучения ребенка. • Принцип динамического изучения ребенка. На экране предоставлен новый классификационный подход к диагностике детей с ОВЗ. Критерии комплексной психолого-педагогической диагностики. 1. Психофизические особенности 2. Критерий раннего развития 3. Клинический диагноз 4. Характер поведения 5. Регуляция деятельности 6. Социально-эмоциональная адаптированность 7. Коммуникативная активность 8. Когнитивные особенности 9. Необходимая помощь 10. Обучаемость, обученность
Характер поведения • Упорядоченность • Адекватность ситуации • Следование поведенческим стереотипам Регуляция деятельности • Сформированность программирования и контроля деятельности • Удержание алгоритма деятельности • Регуляция эмоциональной экспрессии
Социально-эмоциональная адаптированность • Адекватность в ситуации • Критичность • Адекватность эмоциональных реакций (по силе, типу) • Сформированность социально-коммуникативных норм • Сформированность навыков самообслуживания
Специфические условия обследования ребенка с РАС: • Ребенку нужно время для адаптации и ориентации в пространстве кабинета. • При выборе количества и объема диагностических заданий следует иметь в виду психическую и физическую истощаемость детей с РАС, а также их высокую сенсорную чувствительность. • Необходимо учитывать трудности восприятия на слух и сопровождать инструкцию доступной наглядностью по возможности краткой и схематичной. • Для ребенка необходимо создать ситуацию успеха. Примерные диагностические средства для оценки различных сфер психической деятельности ребенка и его личности, используемые педагогом-психологом в работе с детьми младшего дошкольного возраста (от 3 до 5 лет) • Метод наблюдения • Запоминание двух групп слов • Методика Выготского–Сахарова • Детская предметная классификация Методики, используемые психологом для оценки особенностей и уровня развития различных сфер психической деятельности ребенка и его личности (от 5 до 7 лет) • Методика Пьерона — Рузера • Методика В.М. Когана Методика «Заборчик» Методика «Шифровки» • Цветные Прогрессивные Матрицы Дж. Равена • Методика «Кубики Кооса» • Методика «Исключение предметов» • Методика «Эмоциональные лица» Примерные диагностические средства для оценки различных сфер психической деятельности ребенка и его личности, используемые педагогом-психологом в работе с детьми младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет) • Счет по Е. Крепелину Методика «Таблицы Шульте» • Корректурные пробы • Оценка сформированности произвольной моторики рук (проба «Пальчики») • Методика «Узоры» • Определение понятий Сравнение понятий • Простые аналогии • Исключение предметов • Тест Рука Список использованной литературы: 1. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы / Отв. ред. С.В. Алехина // Под общ. ред. Н.Я. Семаго. — М.: МГППУ, 2012. — 80 с. 2. Пакеты диагностических методик для комплексной диагностики в условиях ПМПК. Методические рекомендации для специалистов ПМП
Уважаемая Нина Сергеевна! Сообщаю, что Ваша работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию во Всероссийской научно-методической конференции "Современные интерактивные технологии в коррекционном образовании". С уважением, технический эксперт Николаева Ольга Валериевна.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]