Урок алгебры в 10 классе по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»
Урок алгебры в 10 классе по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» Цели:
Образовательные: способствовать выработке навыков и умений при сложении и вычитании дробей с одинаковыми знаменателями, закрепить в ходе выполнения упражнений формулы сокращённого умножения.
Развивающие: содействовать развитию у школьников логического мышления, культуры математической речи, памяти.
Воспитательные: формировать у учащихся интерес к предмету, к получению знаний, воспитывать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Оборудование: ноутбук, презентация «О великом Пифагоре», портрет Пифагора, таблички с речевым материалом, с ответами к заданиям, тесты.
Ход урока 1.Организационный момент. 2.Проверка слышимости. (за экраном) формулы сокращённого умножения квадрат суммы квадрат разности разность квадратов удвоенное произведение сумма кубов разность кубов 3.Сообщение темы и целей урока. Сегодня на уроке мы будем выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, закреплять формулы сокращённого умножения, узнаем о жизни и открытиях замечательного учёного, имя которого вы узнаете позже. 4.Фонетическая зарядка. Я вас прошу слушать внимательно и следить за своей речью, говорить понятно, чётко произносить все звуки, следить за ударением в словах. На уроке мы часто будем произносить словосочетания, и опираться на правило. Давайте их прочитаем ещё раз. Послушайте: общий множитель подобные слагаемые разложить на множители общий знаменатель можно сократить Основное свойство дроби Если числитель и знаменатель дроби разделить или умножить на одно и то же число, то значение дроби не изменится. 5.Актуализация знаний. (За экраном) Прежде чем приступить к выполнению упражнений, я хочу проверить, как вы знаете правила. Внимательно слушайте вопросы и чётко на них отвечайте. Что значит сократить дробь? Как сложить дроби с одинаковыми знаменателями? Как выполнить вычитание дробей с одинаковыми знаменателями? 6.Устная работа. Приведите дробь к новому знаменателю: 1/(х-5)=⋯/(5-х)=⋯/(2а-10)=⋯/(а(а-5))=⋯/(х^2-25)=⋯/〖(х-5)〗^2 =⋯/(х^3-125) Соотнесите ответы с буквами и назовите фамилию великого математика, о котором пойдёт речь сегодня на уроке. (Пифагор)
1 х-5 а -1 х^(2 )+5х+25 2 х+5 П О А И Р Ф Г
Слайд 1-2
Разложите на множители: а) 5х -15 в) х^2+6х+9 д) y^2-36x^2 б) а^2-4 г) a^2-4ab+4b^2 е) (a-2)(a^2+2a+4) Соотнесите буквы с ответами примеров, и вы узнаете, где родился и жил Пифагор. (Греция)
a^3-8 5(х-3) 〖(a-2b)〗^2 (y-6x)(y+6x) 〖(x+3)〗^2 (a-2)(a+2) Я Г Ц И Е Р
Слайд 3 Уже с детства Пифагор стремился к знаниям. У него были большие способности к разным наукам: к математике, астрономии, музыке, истории.
Сократите дробь: a^5/a^3 ; x^6/x^12 ; (a(a-2))/(a-2); (x+4)/(x^2-16); (3〖(x-8)〗^2)/(x^2-16x+64) Соотнеся ответы примеров с буквами, вы узнаете, что Пифагор создал у себя на родине. (Школа)
3 1/x^6 1/(x-4) a a^2 А К Л О Ш
Слайд 4 Пифагор учил своих учеников истории, медицине, астрономии, математике. Из его школы вышли выдающиеся политические и государственные деятели, историки, математики, астрономы. 7.Тренировочные упражнения. Выполните действия: а) (5+2х^2)/7х-(5-12х^2)/7х б) 3р/(р-4)-(р+8)/(р-4) в) а^2/(а-4)-(8а-16)/(а-4)
Физминутка (гимнастика для глаз).
Работа по учебнику: стр. 17 №57(а) Выполнив задание вы, вы узнаете, по какому виду спорта был Пифагор чемпионом в Олимпийских играх. (По кулачному бою) Слайд 5 Выполните тест. Тест Вариант 1
Выполните сложение и вычитание дробей. Используя найденные ответы, запишите в таблицу высказывание Пифагора:
правят (16x+y)/8x + (3x-5y)/8x
миром (16x-y)/8x-(3x+5y)/8x
числа (a^2+3ab)/(a-2b)-(7ab-4b^2)/(a-2b)
a – 2b (19x-4y)/8x (13x-6y)/8x
Вариант 2
Выполните сложение и вычитание дробей. Используя найденные ответы, запишите в таблицу высказывание Пифагора:
правят (14x+y)/7x + (4x-2y)/7x
миром (14x+y)/7x-(3x-5y)/7x
числа (a^2+4ab)/(a-3b)-(10ab-9b^2)/(a-3b)
a – 3b (18x-y)/7x (11+6y)/7x
Слайд 6 8.Работа без аппаратов. (За экраном) 9.Итог урока. Сегодня на уроке мы с вами закрепили сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, познакомились с биографией Пифагора. Закончить урок я хочу заповедями великого математика. Слайд 7 Заповеди (правила) Пифагора и его учеников
Делать то, что впоследствии не огорчит тебя и не принудит раскаиваться; Не делай никогда того, что не знаешь, но научись всему, что следует знать; Не пренебрегай здоровьем своего тела; Приучайся жить просто и без роскоши.