Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 18.05.2024, 10:42

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Обучение и воспитание детей с нарушенным слухом

Творческий проект «По мотивам сказок Шарля Перро»
Творческий проект «По мотивам сказок Шарля Перро» подготовили:

Григорян Маро Шалоновна,
руководитель методического объединения воспитателей начальной школы, высшая квалификационная категория, воспитатель начальной школы;

Борода Галина Васильевна, сурдопедагог, высшая квалификационная категория;

Гюлушанян Ануш Сергеевна, руководитель методического объединения учителей начальной школы, высшая квалификационная категория, учитель начальных классов.

ГКС (К) О «С (К) ОШИ №27» город Пятигорск, Ставропольский край

Творческий проект «По мотивам сказок Шарля Перро» является частью единой коррекционно - развивающей технологии оказания специальной педагогической помощи младшим школьникам с нарушением слуха.
Проектная деятельность ориентируется на создание образовательного продукта (инсценирование сказки «Красная шапочка»).
Данный проект - межпредметный. Учащиеся выполняют познавательные задания. Проект носит групповой характер.
Проблема проектной деятельности обеспечивает мотивацию включения в самостоятельную работу, находится в области познавательных интересов и в зоне ближайшего развития.
В процессе проектной деятельности формируются отдельные элементы работы: целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, работа с различными источниками информации.
В проекте представлен практический опыт работы учителя, воспитателя, сурдопедагога класса. Данная работа посвящена одной из важнейших проблем специальной педагогики – развитию психических функций школьников (восприятия, внимания, памяти, мышления), компонентов устной и письменной речи. Работа над проектом продиктована необходимостью пополнения арсенала дидактических средств игрового характера, развития речи учащихся. Представлена чёткая структура изложения материала: цель и задачи, этапы и методы проектной работы, достигнутые результаты. Материалы адресованы учителям, воспитателям, дефектологам, заинтересованным родителям.
Обеспечивая реализацию основной общеобразовательной программы образования, определена цель проектной деятельности – реализация проектного замысла (инсценирование сказки «Красная шапочка»), овладение способами взаимодействия с окружающими людьми, всестороннее развитие психических качеств, формирование основ культуры личности через творческую деятельность, развитие устной и письменной речи.
Задачи:
1. Формирование умения сотрудничать со взрослыми и сверстниками в играх, драматизациях, позволяющих приобщаться к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений.
2. Развитие внимания, памяти, мышления, компонентов устной речи детей.
3. Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, побуждение к эмоциональному отклику на литературные произведения.
Для решения поставленных задач использовались следующие формы работы с детьми:
• организованная образовательная деятельность (дидактические игры, просмотр и обсуждение мультфильмов «Золушка», «Кот в сапогах», «Красная шапочка», чтение и обсуждение этих сказок, изготовление атрибутов к сказкам, оформление выставок, инсценирование и драматизация, продуктивная деятельность, смотры и конкурсы);
• самостоятельная деятельность детей (развивающие настольно-печатные игры, предполагающие общение со сверстниками; игры по мотивам художественных произведений, самостоятельная работа в уголке книги, дидактические игры, предоставление детям возможности самостоятельно рисовать, лепить, конструировать, рассматривать репродукции картин, иллюстрации);
• взаимодействие с семьями детей (информирование родителей о ходе образовательного процесса, совместная деятельность).
Проект «По мотивам сказок Шарля Перро» опирается на современные технологии:
• «Формирование нравственного здоровья школьника»;
• игровые технологии «Игры и упражнения по развитию речи школьников» В. Дмитриевой, «Методика проведения подвижных игр» Э.Я. Степаненковой, «Развитие игровой деятельности» Н.Ф. Губановой; Е.Г.Речицкая - «Развитие глухих школьников в процессе внеклассной работы»;
• установление доверительно – деловых контактов с семьями воспитанников;
• технология «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы».
Актуальность
Разработка проекта вызвана необходимостью повысить эффективность в развитии познавательных и речевых способностей, психических качеств детей и привлечь в организованную деятельность семьи воспитанников, специалистов школы-интерната.
У детей с нарушениями слуха наблюдается незрелость эмоциональной сферы и эстетических чувств, а применение проектной деятельности позволяет получить положительные результаты в формировании эмоциональности, развитии художественного вкуса, речи учащихся.
Творческий проект продиктован необходимостью пополнения арсенала дидактических средств игрового характера.
Инновации
Проект «По мотивам сказок Шарля Перро» является частью единой коррекционно - развивающей технологии оказания специальной психолого-педагогической коррекционной помощи школьникам с нарушениями слуха в условиях специальной коррекционной школы. Организованная деятельность осуществляется в рамках целостного подхода к развитию психических свойств ребёнка, развитию речи.
Творческий проект опирается на принцип интеграции ключевых компетенций: учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, общекультурных, личностных. Такой подход не только стимулирует взаимодействие с окружающими людьми, но и способствует более успешному решению остальных образовательных задач.
Отличительной особенностью проекта «По мотивам сказок Шарля Перро» является систематизированный набор дидактических и развивающих игр с героями сказки «Красная шапочка».
Последовательность работы над проектом:
-определение темы проекта;
-поиск проблемы, постановка цели проекта;
-выбор способов, сбор и изучение информации, составление плана проекта, распределение обязанностей;
-подготовка и защита презентации (выступление учащихся);
-анализ результатов выполнения проекта, оценка качества проекта.

На 1 этапе при знакомстве с содержанием сказок Ш. Перро «Золушка», «Кот в сапогах», «Красная Шапочка» используются следующие формы работы:
• просмотр мультфильмов «Красная шапочка», «Золушка», «Кот в сапогах»; (сл. 4)
• рассматривание иллюстраций и чтение сказки Ш. Перро «Красная Шапочка», словарная работа; (сл 5)
• Чтение и разбор содержания сказки (сл.6)
Роль родителей всегда велика, поэтому привлекаем их к чтению сказок в домашних условиях.
На 2 этапе проводится беседа по содержанию сказки с опорой на вопросный план, иллюстрации к сказке. (сл. 7)
На 3 этапе формулируются вопросы поискового и аналитического характера - «зачем?», «почему?» для развития мыслительной деятельности, процессов анализа, синтеза с учётом индивидуальных особенностей учащихся, уровня их подготовленности.
На 4 этапе формируются умения самостоятельно (или при помощи взрослого) передавать содержание сказки (сл. 8) Для этого необходимым условием будет:
- создание игровой мотивации;
- создание мотивация общения в условиях помощи взрослого.
Создание игровой мотивации:
1. Вы рассказываете, что у игрового персонажа - куклы, зайца или мишки …, что- то случилось (заблудился, потерялся или, наоборот, предстоит радостное событие), поэтому крайне необходимо ему помочь. В нашем классе очень добрые и умелые дети, которые наверняка помогут.
2. Вы обращаетесь к детям с вопросом, согласны ли они оказать помощь, и дожидаетесь ответа. Очень важно, чтобы дети сказали о своей готовности помочь.
3. Вы предлагаете детям рассказать сказку товарищу, (медвежонку, зайчику, кукле …).
4. Самостоятельное рассказывание сказки (отрывка из сказки).
5. Игрушки используются для оценки умений и навыков детей в рассказывании сказки от лица персонажей.
6. По окончании необходимо, чтобы дети поиграли с игрушкой, которой они оказали помощь.
Мотивация общения в условиях помощи взрослых.
В этом случае побуждающими для детей мотивами являются общение с педагогом, возможность получить одобрение, а также интерес к тем новым делам, которые ребёнок может совершить вместе с вами.
1. Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться таким-то делом, коротко излагаете его суть, говорите, что в одиночку вам будет сложно или неинтересно, и предлагаете всем желающим принять участие.
2. Таким образом, создаются условия для самостоятельного рассказывания сказки.
На 5 этапе работы со сказкой используется необычный вид деятельности, он называется «эмоциональное проживание сказки». (сл. 9, 10) На этом этапе решается ряд образовательных, коррекционных и воспитательных задач:
• учить понимать эмоциональное состояние героев сказки, сопереживать героям сказки и откликаться на эмоциональное состояние окружающих;
• развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов;
• корректировать эмоционально-волевую сферу детей;
• развивать речь учащихся, улучшать их произношение.
На этапе эмоционального проживания сказки детям предлагаются задания на развитие мимики, пантомимики, общей моторики. Например, изобразите на лице настроение волка из сказки «Красная шапочка» - сердитое, удивлённое, радостное. Изобразите настроение Красной шапочки - испуганное, весёлое.
На 6 этапе – изготовление рисунков, поделок (самостоятельное или вместе с родителями) и оформление выставки. (сл. 11- 14)
На 7 этапе – письменная работа учащихся. (сл. 15)
На 8 этапе – репетиции к сказке «Красная шапочка». (сл.16)
На 9 этапе – итогом организованной образовательной деятельности становится драматизация сказки «Красная шапочка». (сл.17- 41)
Дети самостоятельно (с помощью взрослых) выбирали роли, заучивали диалоги, учились выразительности и эмоциональности в исполнении. Использовался основной приём - показ взрослым образца выразительной речи и движений, приём подражания образцу.
В осуществлении этих видов деятельности на всех этапах работы должны помогать родители. Прежде всего, в знакомстве со сказкой, изготовлении поделок, костюмов, атрибутов, в заучивании ролей. Поэтому роль заинтересованных родителей всегда велика.
Необходимо объяснять родителям ценность диалогического общения с детьми, обмена информацией и эмоциями.


Результаты
Результатом проектной деятельности «По мотивам сказок Шарля Перро» является эмоциональное выступление детей с нарушениями слуха на традиционном речевом празднике - отчете с драматизацией сказки Ш. Перро «Красная шапочка» .
1. Дети научились правильно, выразительно, эмоционально проговаривать текст своей роли.
2. Развитие коммуникативных способностей детей ярко проявились в совместных имитационных играх, в самостоятельной инсценировке отрывков сказок.
3. Обогатился словарь детей. Они узнали новые пословицы и поговорки о добрых делах и поступках людей и научились выразительно их проговаривать.
4. Дети научились выполнять правила поведения во время выступления перед зрителями, оказывать друг другу помощь в рассказывании сказки.
5. Сформировались умения понимать и эмоционально откликаться на поступки героев сказок.
6. Силами родителей и педагогов создана папка рисунков и фотографий, в которой отражена совместная проектная деятельность.
Сценарий сказки
«Красная Шапочка» подготовили:

Григорян Маро Шалоновна,
руководитель методического объединения воспитателей начальной школы, высшая квалификационная категория, воспитатель начальной школы;

Борода Галина Васильевна, сурдопедагог, высшая квалификационная категория;

Гюлушанян Ануш Сергеевна, руководитель методического объединения учителей начальной школы, высшая квалификационная категория, учитель начальных классов.

ГКС (К) О «С (К) ОШИ №27» город Пятигорск, Ставропольский край

Сценарий сказки «Красная Шапочка»
Действующие лица:
1. Ведущий 1 Вадим
2. Ведущий 2 Шарфудин
3. Мама Ксюша
4. Бабушка Поля
5. Красная Шапочка Таня
6. Волк Вадим
7. Мальчик Шарфудин
8. Белочка 1 Ксюша
9. Белочка Поля
10. Охотник 1 Дима
11. Охотник 2 Артём

Вадим. Здравствуйте, дорогие зрители!
Сказку посмотреть, не хотите ли?
Шарфудин. В одной деревушке,
В маленькой избушке,
За лесом, за лесочком
Жила мама с дочкой.
Ксюша Дочка, иди сюда!
Испекла я пирожок
Бабушке с картошкой.
Ты пойди к ней домой,
Отнеси лукошко.
Таня Ладно, мамочка, пойду.
И букет ей соберу.
Ксюша Волка встретишь на пути,




Разговор не заводи.
(Красная Шапочка собирает цветы под музыку, уходит со сцены)
Вадим. Ах, какая девочка!
Какая шапочка, какие цветочки!
Куда идёшь, мой ангелочек?
Таня. К бабушке иду
И несу в лукошке
Пирожки
Вадим. С мясом?
Таня. Нет, с картошкой
Вадим. Эх!
Таня. Болтать с тобой я не могу,
К бабушке я побегу.
Вадим. Где живёт твоя бабушка?
Таня. Вон там, на опушке.
(Красная Шапочка уходит)
Вадим. Кого мне съесть,
Бабушку или внучку?
Лучше бабушку, а потом внучку.
( Белочки услышали разговор волка и Красной Шапочки. Волк уходит со сцены)
Ксюша. Волк хочет съесть бабушку
Поля. А потом внучку
Вместе. Помогите! Помогите!
Шарфудин. Что случилось? Почему вы кричите?
Ксюша. Волк хочет съесть бабушку
Поля. А потом внучку
Шарфудин. Какую внучку?
Вместе. Красную Шапочку
Шарфудин. Нужно её предупредить
(Уходят со сцены. Красная Шапочка напевая собирает цветы. Прибегает мальчик.)
Шарфудин. Ты разговаривала с волком?
Таня. Да.
Шарфудин. Ты сказала, где живёт бабушка?
Таня. Да.
Шарфудин. Беги за охотниками
А я займусь волком
Таня. Что я им скажу?
Шарфудин. Скажи, что волк хочет съесть твою бабушку
Таня. ОЙ! Бегу, бегу!
(Шарфудин прибегает к бабушке)
Шарфудин. Бабушка, прячься в шкаф.
Поля. Зачем?
Шарфудин. Сюда идёт волк. Он хочет тебя съесть.
Поля. О, боже!
(Бабушка прячется в шкаф. Мальчик накрывает подушку одеялом, ставит кувшин с очками вместо головы и тоже прячется. В это время врывается волк, съедает подушку)
Вадим. Фу! Какая невкусная бабушка!
(Прибегают охотники)
Артём. Лапы вверх!
Дима. Стоять на месте
(Волк поднимает лапы, оглядывается. Видит охотников, начинает трястись)
Артём. Что ты тут делаешь?
Вадим. Я пришёл в гости
Дима. К кому?
Вадим. К бабушке
Артём. А где бабушка?
Вадим. Кажется, я её съел
Шарфудин. Вот бабушка!
Дима. А вот и внучка!
Вадим. Кого же я съел?
Ксюша. Ты съел подушку (достаёт подушку из-под живота волка)
Все (смеются) А - я – яй!
Артём. Сколько раз тебе говорить.
Дима. Людей нужно любить!
Вадим. Я плохому научился,
Но теперь я изменился.
Вы меня, друзья, простите.
И с собою в пляс возьмите.
Все вместе Ладно, пойдём
Категория: Обучение и воспитание детей с нарушенным слухом | Добавил: gretjen55 (05.12.2014) | Автор: Григорян Маро Шалоновна E
Просмотров: 1851 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 galahova7  
0
Здравствуйте,  Маро Шалоновна, Галина Васильевна,  Ануш Сергеевна !
Ваша  работа допущена к участию в конференции.

С уважением, куратор конференции, Любовь Павловна Галахова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024