Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 18.05.2024, 11:19

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Обучение и воспитание детей с нарушенным слухом

Практические рекомендации учителям начальных классов для эффективной организации проектной деятельности учащихся с нарушением слуха
Дети с нарушением слуха, обучающиеся в школе-интернате, отличаются от своих слышащих сверстников. Снижение слуха и отклонение в развитии словесной речи тормозят развитие всех познавательных процессов у слабослышащего ребёнка, накладывают отпечаток на развитие его социальных потребностей, ограничивают общение с окружающими. Все сферы познавательной деятельности испытывают дефицит. Страдает речь, восприятие, память, внимание, представление, мышление. Каждый слабослышащий школьник имеет определенные трудности во взаимодействии с окружающим миром, связанные с дальнейшей социализацией и реабилитацией.
Коррекционная направленность обучения слабослышащих школьников предполагает поиск новых форм и методов обучения, направленных на формирование навыков самостоятельности и саморазвития. На современном этапе развития образования учитель в своей педагогической деятельности должен сочетать традиционные методы обучения и современные технологии.
Изучение психолого-педагогической литературы, а также анализ опыта работы учителей школы-интерната, позволили нам выдвинуть следующую гипотезу. Внедрение в образовательный процесс проектных технологий помогает нестандартно и более эффективно развивать остаточный слух и речевую деятельность у данной категории детей, а также способствует формированию умений самостоятельно приобретать знания и пользоваться ими, эффективно действовать в жизненной ситуации, адаптироваться в окружающем мире.
Формирование УУД у детей с нарушением слуха посредством организации проектной деятельности основано на взаимодействии «педагог — дети». Для достижения данной цели определены следующие задачи:
 приобретение учащимися знаний в смоделированных ситуациях;
 обогащение и активизация словаря, совершенствование грамматического строя речи, стимулирование коммуникативной деятельности детей;
 активизация познавательной деятельности и творческих способностей ребёнка;
 формирование способности организации своей деятельности;
 овладение умениями взаимодействия в условиях совместной деятельности;
 повышение педагогической компетентности родителей посредством организации совместной деятельности.
Данная цель и задачи полностью соответствуют новому Федеральному государственному стандарту начального общего образования, который устанавливает требования к результатам обучающихся, осваивающих основную образовательную программу: личностным, метапредметным и предметным.
Проект – это комплексный метод, предполагающий использование широкого спектра исследовательских, поисковых и практических приемов, организацию обучения в сотрудничестве. Проектный метод – это универсальный метод: он совместим с различными системами обучения и формами организации учебного процесса (урочной и внеурочной).
Следует отметить, что организация проектной деятельности в школе II вида осуществляется с учетом психофизических возможностей учащихся с недостатками слуха, и коллективная деятельность является приоритетной. Коллективная деятельность в условиях коррекционных школ II вида имеет немаловажное значение. Не нужно объяснять, насколько важно ребенку с нарушением слуха научиться общению и общаться. Способность выразить свои желания, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей поможет ему войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он сможет адаптироваться в окружающем его мире, научиться жить в нем.
Важным положительным качеством метода является его активная форма обучения, которая, решая общеобразовательные задачи по предмету, даёт возможность слабослышащим детям проявить своё творчество, фантазию, возможность реализовывать свои способности. Безусловно, для таких детей, как и любой вид творческой деятельности, проект очень сложен.
Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития. Кроме того, метод проектов в специальной школе имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать при его реализации:
• Учет психофизических возможностей слабослышащих учащихся.
• Ведущая и направляющая роль учителя.
• Помощь и консультация учителя на всех этапах проектной деятельности.
• Знания не должны подаваться учащимся в готовом виде, необходимо создание психолого-педагогических ситуаций во время учебного процесса для активизации познавательной деятельности учащихся с недостатками слуха.
Работа с применением метода проекта должна строиться по принципу усложнения, поэтому в основу учебной программы следует заложить следующие положения:
• постепенное увеличение объема знаний и навыков;
• выполнение проектов в различных областях, начиная с более знакомых (школа, дом, места отдыха, родной край, времена года и др.);
• постепенное усложнение требований, предъявляемых к решению проблем.
Учитель должен помочь школьникам:
• получить различные материалы, информацию, инструменты и т. д.
• обсудить способы преодоления трудностей;
• контролировать различные фазы рабочей процедуры;
• дать краткий анализ проекта.
Методами обучения слабослышащих школьников проектной деятельности являются: наблюдения, демонстрация, самостоятельная работа с литературой, упражнения, конкурсы творческих проектов, защита и оценка проектов, само-презентация.
Недоразвитие физического слуха, речевой и мыслительной деятельности требует особых условий в организации проектно-исследовательской деятельности учащихся с нарушениями слуха, а именно, определенной пропедевтической работы. Процесс обучения с использованием метода проектов должен строиться таким образом, чтобы он был направлен на коррекцию, прежде всего дефектов, а также на развитие творческого мышления, самостоятельности, мотивационной сферы и коммуникативной компетенции каждого из учеников.
По затратам времени метод проектов является довольно трудоёмким; можно выделить:
• краткосрочные (3 – 6 уроков) – проект «Семья. Семейные традиции»;
• среднесрочные (от 2 недель до 2 месяцев) – проект «Новогодняя елка»;
• долгосрочные (четверть, полугодие, год) проекты, требующие времени для поиска материала его анализа т.д. – проект «Мой домашний питомец».
В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают:
• исследовательские (проект «Семья. Семейные традиции»);
• творческие (проект «Новогодняя елка»);
• информационные (проект «Растения леса. Разнообразие деревьев») ;
• практико-ориентированные проекты (проект «Мой домашний питомец»).
Этапы проектной деятельности располагаются в следующем порядке.
1. Поисковый.
2. Аналитический.
3. Практический.
4. Презентационный.
5. Контрольный.
Требования к проектной деятельности младших школьников с нарушением слуха отличаются от идеи проектирования взрослых учеников. Главное из них - «исходи из ребенка» - старое, но иногда забываемое правило. Все темы, предлагаемые в качестве «проект¬ных», должны быть посильны пониманию ребенка. Чем меньше ребенок, чем беднее развитие его речи - тем проще проект. Маленькие первоклассники, имеющие нарушение слуха III- IV степени, способны выполнять только очень незамысловатые проекты и рассчитывать свою работу на день и даже только на несколько часов. Отсюда вывод: проекты в школе для детей с нарушением слуха отличаются несложностью, простотой. Ученик должен от¬четливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее решения. Он также должен уметь составлять план работы по проекту (на первых по¬рах, конечно, с помощью учителя). С возрастом сложность проектов повышается, педагог ставит перед детьми более сложные задачи. К пятому классу работа по проектной деятельности приближается к идеальной. К концу обучения на I ступени учащиеся имеют элементарное представление о таких понятиях, как цель, задачи, гипотеза, вывод.
Данная современная образовательная технология должна применяться систематически и органично внедряться в педагогическую деятельность всех участников образовательного процесса с целью достижения наиболее высоких и стабильных результатов в условиях школы-интерната. Таким образом, формирование проектной деятельности учащихся с нарушениями слуха происходит на общеобразовательных уроках, на занятиях по развитию слухового восприятия и обучению произношению, самоподготовке, предметных неделях, тематических праздниках, прогулках-наблюдениях, линейках-диалогах, проектных неделях, научно-практических конференциях.
Например, проект «Растения леса. Разнообразие деревьев» готовится одновременно на уроках по окружающему миру и развитию речи, а также во время прогулок и самоподготовки с воспитателем.
Проект «Растения леса. Разнообразие деревьев»
1. Предмет: окружающий мир
2. Класс: 1
3. Цель: формирование навыка распознавания деревьев леса.
4. Задачи: знакомство с особенностями деревьев леса, планирование работы, распределение обязанностей внутри группы, активизация словаря, развитие наблюдательности, мышления, самооценка и взаимооценка.
5. Планируемый педагогический результат:
• усвоение материала по предмету и возможность применять знания в новых ситуациях;
• умение создать конечный продукт – панно из осенних листьев, работая в группе.
6. Критерии оценки сформированности УУД:
• владение предметным материалом, правильность выполнения заданий;
• умение применять полученные знания;
• умение взаимодействовать в группе;
• публичная презентация результата, продукта.
7. Деятельность учащихся по решению задач: наблюдение, творческие задания, работа в группе, участие в играх, сбор осенних листьев, аппликация.
8. Материально-технические ресурсы: карточки с заданиями, презентация «Разнообразие деревьев леса», презентация «Осень в лесу», иллюстрации деревьев, таблички, ватман, осенние листья, краски, кисти, клей,
9. Тип проекта: информационный, краткосрочный.
10. Описание продукта: панно «Осенний лес».
11. Формируемые и оцениваемые УУД:
• Личностные УУД – произвольность регуляции поведения.
• Коммуникативные УУД – умение работать в коллективе, умение вести диалог, умение договариваться.
• Познавательные УУД – умение работать с информацией, умение находить способ решения поставленной задачи.
• Регулятивные УУД – умение принимать решения, самооценка, взаимооценка.
12. Дополнительные предметы, содержание которых включено в проект:
Название учебного предмета Раздел программы Тема
Развитие речи
«Времена года». «Осенью».
Трудовое обучение Основы художественной обработки различных материалов. Аппликация из природных материалов. Деревья из сушеных листьев.
Развитие слухового восприятия и формирование произношения Речевой материал, связанный с учебной деятельностью. «Осень».
13. Надпредметная информация, необходимая для выполнения проекта:
Область знаний Необходимая информация
Как сушить листья? Самый простой способ – сушить листья под прессом: в книгах и журналах. Их нужно переложить листами бумаги с двух сторон. Менять бумагу нужно каждый день, чтобы удалить впитанную влагу. Примерно через неделю листья готовы к использованию.
14. Форма проведения презентации: описание деревьев с использованием панно.
15. Реализация продукта проекта: используется как дидактическое пособие.
Описание проекта
В рамках изучения темы «Растения леса» по предмету «Окружающий мир» учитель организует экскурсию в рощу. Во время экскурсии учащиеся наблюдают за деревьями, выделяя их особенности. Используя таблички, дети проговаривают названия. В завершении учащиеся собирают разнообразные опавшие листья (тема изучается осенью). Таким образом, был проведен поисковый этап работы над проектом.
После уроков начатая работа продолжается с воспитателем. Он организовывает с учащимися сушку листьев, повторяя названия деревьев, с которых листья были собраны. Актуализация знаний происходит и во время прогулки. Здесь начался аналитический этап работы.
Одновременно на уроках развития речи изучается тема: «Осенью». Кроме изменений в природе, животном мире, труде людей уделяется особое внимание изменениям в жизни растений, связанных с приходом осени. Повторяются названия деревьев, их особенности.
Учитель-дефектолог на занятиях РСВ и ФП отрабатывает навык восприятия на слух, а также произношение словаря по теме.
Практический этап работы над данным проектом проходит на уроке по предмету «Окружающий мир». Под руководством учителя учащиеся изготавливают коллективное панно на ватмане. Педагог заранее делает заготовки красками крон различных деревьев. Учащиеся наклеивают заготовленные ими листья на соответствующие пустые кроны.
Презентационный этап заключается в рассказе каждым учащимся о деревьях леса, используя панно.
На контрольном этапе учащиеся оценивают работу друг друга при изготовлении продукта проекта. А педагог анализирует результат и оценивает рассказы детей.
Проект «Доброе сердце» выполняется к конкурсу чтецов, посвященном Дню матери.
Проект «Доброе сердце»
1. Предмет: чтение
2. Класс: 4
3. Цель: научиться выполнять презентацию в программе «Power Point».
4. Задачи: отработка умений и навыков по основным техническим приемам работы на компьютере, развитие творческого мышления учащихся при оформлении работы, развитие выразительности речи, умение вычленять требуемую информацию, планирование работы, умение выбирать оптимальное решение задачи, самооценка и взаимооценка, привлечение родителей к совместной деятельности, воспитание любви и уважения к матери.
5. Планируемый педагогический результат:
• формирование знаний и умений в создании презентации на основе программы «Power Point»;
• правильность выполнения заданий;
• возможность применять знания в новых ситуациях и находить новые пути решения задачи;
• умение создать конечный продукт – презентацию в программе «Power Point».
6. Критерии оценки сформированности УУД:
• форма и способ выполнения задания;
• умение применять полученные знания для решения практической задачи;
• умения действовать по инструкции;
• умение формулировать задачу самостоятельно;
• умение выбирать последовательность действий;
• создание презентации и публичная демонстрация.
7. Деятельность учащихся по решению задач: поиск информации в библиотеке, работа в интернете, работа в программе «Power Point», фотографирование, творческие задания, заучивание стихотворения наизусть, работа в семье.
8. Материально-технические ресурсы: ПК, презентация с примером, сборник стихотворений о матери, интернет-ресурсы, фотоаппарат.
9. Тип проекта: творческий, среднесрочный.
10. Описание продукта: презентация «Доброе сердце» в программе «Power Point».
11. Формируемые и оцениваемые УУД:
• Личностные УУД – формирование личностной рефлексии.
• Коммуникативные УУД – умение работать в коллективе – в семье, умение публично выразительно рассказывать стихотворение, умение договариваться и проявлять деловое лидерство.
• Познавательные УУД – умение работать с информацией, умение работать с ПК, умение видеть проблему и находить способ ее решения, выбирать наиболее эффективный способ решения проблемы.
• Регулятивные УУД – целеполагание, умение принимать решения, составление плана действий, умение контролировать свои действия, самооценка и самоконтроль.
12. Дополнительные предметы, содержание которых включено в проект:
Название учебного предмета Раздел программы Тема
Чтение «Писатели детям» Ю.Я.Яковлев «Мама»;
М.Садовский «Доброе сердце»
Развитие слухового восприятия и формирование произношения Конкурс чтецов Заучивание стихотворений к празднику.

13. Надпредметная информация, необходимая для выполнения проекта:
Область знаний Необходимая информация
Работа с фотоаппаратом. Функции, устройство фотоаппарата, правила пользования.
Информатика: работа с ПК, работа в программе «Power Point». Просмотр готовых презентаций, выполненных в программе «Power Point». Правила работы в программе «Power Point».
14. Форма проведения презентации: презентация в рамках конкурса чтецов.
15. Реализация продукта проекта: подарок маме к празднику; участие в дистанционном конкурсе презентаций.
Описание проекта
Определение тематического поля в данном проекте определяется тематикой конкурса чтецов, который посвящен Дню Матери. Подбор стихотворений осуществляется также педагогом класса и учителем – дефектологом с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка. Учитель ставит задачу перед детьми: самостоятельное изготовление презентации к стихотворению, с которым ученик будет выступать на конкурсе.
На следующем этапе педагог организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных задач. Ребята на уроках чтения знакомятся с художественными произведениями о матери, в библиотеке рассматривают книги, чтобы понять, как делаются иллюстрации к стихотворениям. Педагог организует обучающие занятия с программой «Power Point». Закрепляют полученные знания учащиеся дома с родителями.
Практический этап работы над проектом проходит также под руководством учителя. Но ученики стараются готовить презентацию самостоятельно. Ребята используют собственные рисунки или сделанные ими фотографии (в зависимости от содержания стихотворения). Этот этап довольно длительный, так как перед учащимися была поставлена совершенна новая для них задача. Готовый продукт анализируется самостоятельно и вместе с учителем, попутно вносятся коррективы. Одновременно ученики заучивают стихотворения наизусть и отрабатывают произношение с учителем-дефектологом.
Практический этап проходит в рамках конкурса чтецов. Выступление учащихся сопровождается приготовленными презентациями.
«Любимый русский язык» - проект, который выполняется в рамках предметной недели по русскому языку.
Проект «Любимый русский язык»
1. Предмет: формирование грамматического строя речи
2. Класс: 3
3. Цель: получение дополнительных знаний о русском языке.
4. Задачи: умение находить необходимую информацию, развитие творческого мышления, воображения, речи; обучение сотрудничеству при решении общей задачи, обучение интервьюированию, планирование работы, распределение обязанностей внутри группы, самооценка и взаимооценка, привлечение учащихся других классов к решению поставленной задачи, умение работать в коллективе; умение работать с фотоаппаратом, интернетом, библиотекой.
5. Планируемый педагогический результат:
• владение предметным материалом, правильность выполнения заданий;
• возможность применять знания в новых ситуациях и находить новые пути решения задачи;
• умение создать конечный продукт – стенгазету, работая в группе.
6. Критерии оценки сформированности УУД:
• владение предметным материалом, правильность выполнения заданий;
• умение применять полученные знания для решения практической задачи;
• умения действовать по инструкции;
• умение взаимодействовать в группе;
• публичная презентация результата – стенгазеты в холле школы.
7. Деятельность учащихся по решению задач: поиск информации в библиотеке, работа в интернете, интервьюирование, фотографирование, творческие задания, работа индивидуальная и в группе.
8. Материально-технические ресурсы: занимательная литература, интернет-ресурсы, фотоаппарат, цветная бумага, ватман.
9. Тип проекта: творческий, среднесрочный.
10. Описание продукта: стенгазета по русскому языку.
11. Формируемые и оцениваемые УУД:
• Личностные УУД – способность проявлять толерантность по отношению к сверстникам, умение прислушиваться к мнению других.
• Коммуникативные УУД – умение работать в коллективе, умение вести диалог, правильная постановка вопросов, умение договариваться и проявлять деловое лидерство.
• Познавательные УУД – умение работать с информацией, умение видеть проблему и находить способ ее решения, выбирать наиболее эффективный способ решения проблемы, умение вести интервью.
• Регулятивные УУД – целеполагание, умение принимать решения, составление плана действий, умение контролировать свое время, самооценка и самоконтроль.
12. Дополнительные предметы, содержание которых включено в проект:
Название учебного предмета Раздел программы Тема
Развитие речи
«Мы читаем» «Как пользуются библиотекой».
Чтение «Устное народное творчество» «Пословицы и поговорки».
Трудовое обучение Обработка бумаги. Техника резанья бумаги с использованием фигурных ножниц.
13. Надпредметная информация, необходимая для выполнения проекта:
Область знаний Необходимая информация
Работа с фотоаппаратом. Функция и элементарное устройство фотоаппарата, правила пользования.
Умение брать интервью. Просмотр телепередач с элементами интервью. Интервью у детей в качестве образца.
14. Форма проведения презентации: коллективная презентация в рамках предметной недели.
15. Реализация продукта проекта: используется в холле для учащихся школы.
Описание проекта
На начальном этапе педагог знакомит учащихся с планом работы во время предметной недели по русскому языку. Демонстрирует стенгазеты, которые были ранее изготовлены совместно с учителем к праздникам. Затем ставит цель изготовить стенгазету по предмету. Выбор подтем осуществляется самими детьми.
Во время поиска информации педагог направляет деятельность учащихся. В зависимости от вида задания одни учащиеся работают в библиотеке, подбирая загадки, пословицы о русском языке; другие – ищут занимательные задания в интернете; третьи – отправляются с фотоаппаратом в другие классы брать интервью, задавая вопросы о русском языке. Всю собранную информацию ребята фиксируют в блокнотах.
Практический этап работы над проектом проходит также под руководством учителя. Собранную информацию учащиеся набирают в текстовом редакторе и распечатывают на цветной бумаге. Фотографии помогают напечатать родители. Педагог предлагает различные формы стенгазеты, чтобы у ребят была свобода выбора и творчества. Затем они сами придумывают название газеты. Все вместе учащиеся размещают информацию на ватмане и украшают газету буквами.
Презентация стенгазеты происходит на предметной неделе по русскому языку.
На контрольном этапе учащиеся оценивают работу друг друга при изготовлении продукта проекта. Педагоги школы оценивают работу класса.
Работа над проектом способствует воспитанию у учащихся: значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог); чувство ответственности, самодисциплины; способности к методической работе и самоорганизации. Проектная деятельность развивает исследовательские и творческие способности личности.
Литература
1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996.
2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
3. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.
4. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. М., 1995, № 6, с.34-47.
5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., Интор, 1996.
6. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.
7. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2
8. Каганов Е. Г. Метод проектов в трудовой школе. - Л. 1926
9. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: Пособие для учителя. / Под ред. Асмолова, А.Г. – М.: Просвещение, 2011. 151с.
10. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.
11. Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара. — М.: МИПКРО, 2001.
12. Назарова, Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. Учебно-методическое пособие для ВУЗов. – М.: Владос, 2001. 288с.
13. Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2000, № 8-9, с.151-157.
14. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е. С. и др.Под ред Е. С. Полат. — М.,: Издательский центр «Академия», 1999.
15. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55
16. Чиркова Е.Б. модель урока в режиме технологии проектного обучения. //Начальная школа. 2003. № 12.
Категория: Обучение и воспитание детей с нарушенным слухом | Добавил: shapovalova (12.01.2015) | Автор: Шаповалова Анастасия Юрьевна E
Просмотров: 2418 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
1 galahova7  
0
Здравствуйте, Инна Геннадьевна, Анастасия Юрьевна!
Ваша работа допущена к участию в конференции.

С уважением, куратор конференции, Любовь Павловна Галахова

2 shapovalova  
Спасибо! Готовы к дальнейшему плодотворному сотрудничеству!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024