План-конспект воспитательского занятия в 5 классе II отделения II вида «Девочки и мальчики»
План-конспект воспитательского занятия в 5 классе II отделения II вида «Девочки и мальчики» Цель: Создание условий для формирования у воспитанников коллективных взаимоотношений между девочками и мальчиками. Задачи: 1. Закрепить и дополнить знания учащихся по основам коллективных взаимоотношений. 2. Развивать у детей память, мышление, воображение, творческие способности. 3. Воспитывать у детей уважительное и бережное отношение друг к другу, взаимопомощь, готовность придти на помощь. 4. Развивать у учащихся речевое общение и слуховые восприятия, используя различные виды звукоусиливающей аппаратуры. Оборудование: шаблонные заготовки для «пальчикового» театра (2 штуки на 1 ученика), набор фломастеров (1 набор на 1 ученика). Речевой материал: «Говорим четко, громко, ясно! Слушаем внимательно!», «На контроле звуки «Ч» и «Щ», «ча – чи – ачи», «ща – щи – ищи», «сейчас, четыре, девочки, мальчики, пальчики, начинаем, закончили, (щ)считать, (щ)счет», «девочки и мальчики, начинаем счет, закончили считать», «Дружат в нашем классе// Девочки и мальчики,// Мы сейчас подружим// Маленькие пальчики!// Раз, два, три, четыре, пять –// Начинаем счет опять!// Раз, два, три, четыре, пять –// Мы закончили считать!», «В нашем классе (?) учеников», «В нашем классе (?) девочки (девочек) и (?) мальчика (мальчиков)», «Девочек зовут …», «Мальчиков зовут …», «В нашем классе (?) учеников», «Мальчики любят …», «Девочки любят …», «Пальчиковый театр» Словарь: шаблонные заготовки, пальчиковый театр, актеры, сцена, спектакль, пальчиковые герои, пальчиковая сказка. Ход занятия: 1.Организационная часть. А) Взаимное приветствие; Б) Установка на правильную речь и внимательное слушание (речевой материал – на доске): * Воспитатель (дает образец речи – дети повторяют: 1-2 ученика, затем – вместе): Говорим четко, громко, ясно! Слушаем внимательно! В) Проверка стационарной аппаратуры: * Воспитатель («за экраном» дает задания – дети выполняют): - Поднимите руки, девочки! Повернитесь к девочкам, Антон и Денис! Посмотрите на девочек, Андрей и Женя! 2. Основная часть. А) Речевая зарядка (речевой материал – на доске): * Воспитатель (дает образец речи – дети повторяют: 1-2 ученика, затем – вместе): «На контроле звуки «Ч» и «Щ». * Воспитатель (задает вопросы – дети отвечают): - Какие это звуки – гласные или согласные? - Звонкие или глухие? - Парные или непарные? - Твердые или мягкие? * Воспитатель (дает образец речи – дети повторяют: 1-2 ученика, затем – вместе): - Слоги: «ча – чи – ачи», «ща – щи – ищи». - Слова: «сейчас, четыре, девочки, мальчики, пальчики, начинаем, закончили, (щ)считать, (щ)счет». - Словосочетания: «девочки и мальчики, начинаем счет, закончили считать». - Прочитаем стихотворение для пальчиков и покажем движения: Дружат в нашем классе Девочки и мальчики, Мы сейчас подружим Маленькие пальчики! Раз, два, три, четыре, пять – Начинаем счет опять! Раз, два, три, четыре, пять – Мы закончили считать! Б) Целеполагание: *Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем или о ком мы сегодня будем говорить? * Дети: отвечают. * Воспитатель: Правильно, дети! Сегодня мы с вами поговорим о девочках и мальчиках, узнаем, что любят девочки и что любят мальчики, немного поиграем и сочиним свою сказку! А тема нашего занятия: «Девочки и мальчики». В) Беседа: *Воспитатель: Ребята, скажите, сколько в нашем классе девочек и мальчиков! *Дети отвечают с помощью опорных фраз: «В нашем классе (?) девочки (девочек) и (?) мальчика (мальчиков)». *Воспитатель: Как зовут девочек? *Дети отвечают с помощью опорной фразы: «Девочек зовут …». *Воспитатель: Как зовут мальчиков? *Дети отвечают с помощью опорной фразы: «Мальчиков зовут …». *Воспитатель: Девочки и мальчики одинаковые или разные? *Дети отвечают. *Воспитатель: А почему девочки и мальчики разные? *Дети отвечают. *Воспитатель: У девочек и мальчиков разные игры, разные игрушки, мальчики любят одно, девочки – другое. И сейчас мы напишем на доске, что любят девочки и что любят мальчики. Но одно условие: мальчики пишут про девочек, девочки – про мальчиков. А потом проверим: девочки – у мальчиков, мальчики – у девочек. Отключите аппаратуру, снимите наушники и наденьте индивидуальные слуховые аппараты. *Дети отключают аппаратуру, снимают наушники, надевают индивидуальные слуховые аппараты, затем по очереди выходят к доске и пишут в две колонки: «Мальчики любят …», «Девочки любят …». *Воспитатель: Проверяем работу. Девочки, прочитайте, что написали мальчики, и скажите, знают ли мальчики, что вы любите. *Девочки читают записи мальчиков и дают свою оценку работе, при желании добавляют свое. *Воспитатель: А сейчас, мальчики, прочитайте, что написали девочки, и скажите, знают ли девочки, что вы любите. *Мальчики читают записи девочек и дают свою оценку работе, при желании добавляют свое. *Воспитатель: Молодцы, девочки и мальчики! С заданием справились все, и мы узнали, что любят девочки и мальчики разное, потому что девочки и мальчики неодинаковые. А могут мальчики и девочки быть одинаковыми, например, в общих делах? В каких делах? В учебных? В трудовых? *Дети отвечают. Г) Творческая работа: 1. Вводный инструктаж. *Воспитатель: Правильно, ребята! Мы можем быть одинаковыми, когда учимся, когда трудимся. И я вам предлагаю сейчас немного потрудиться! Но прежде чем приступить к работе, напомните, сколько всего учеников в нашем классе? *Дети отвечают с помощью опорной фразы: «В нашем классе (?) учеников». *Воспитатель: 6 учеников – это немного для одного класса. А вы хотите, чтобы в нашем классе было больше ребят? *Дети отвечают. *Воспитатель: Хорошо, тогда вам такое задание: на партах у каждого лежат шаблонные заготовки, рассмотрите их внимательно, наденьте на палец и скажите, на что они похожи? *Дети отвечают. *Воспитатель: Действительно, заготовки по форме похожи на голову человека. У каждого из вас по две заготовки, на одной из них вы нарисуйте девочку, на другой – мальчика. 2. Практическая работа. *Дети выполняют работу. При необходимости воспитатель помогает ученикам. 3. Защита творческих работ. *Воспитатель: Молодцы, ребята! Какие у вас получились замечательные девочки и мальчики! А есть имена у новых девочек и мальчиков? Давайте познакомимся! *Дети по очереди представляют своих новых девочек и мальчиков. *Воспитатель: Сколько сейчас в нашем классе девочек и мальчиков? *Дети отвечают с помощью опорных фраз: «В нашем классе (?) девочки (девочек) и (?) мальчика (мальчиков)». Д) Пальчиковая гимнастика: *Воспитатель: Ребята, предлагаю нашим новым ученикам познакомиться поближе! И для этого сядем все в круг и немного поиграем. *Дети садятся вокруг стола учителя на заранее подготовленные стулья. *Воспитатель: Скажите, что делают люди при знакомстве? *Дети отвечают. *Воспитатель: Хорошо, ребята! Вот и мы сейчас попробуем поздороваться! *Дети «здороваются пальчиками», при этом руки должны быть на столе. *Воспитатель: Поздоровались, что будем делать дальше? *Дети предлагают разные варианты (играть, веселиться, прыгать, бегать, танцевать, дружить и т.д), после чего обыгрывают пальчиками на столе. Е) Пальчиковый театр: *Воспитатель: Ребята, что мы с вами сейчас делали? *Дети отвечают: *Воспитатель: Правильно, играли, прыгали, танцевали с помощью пальчиков. А вы знаете, как это называется? * Дети отвечают. *Воспитатель: Оказывается, есть название нашему интересному делу! Попробуйте прочитать сами, сложив слоги в одно словосочетание. *Дети складывают слоги и читают название: «Пальчиковый театр». *Воспитатель: В каждом театре есть актеры – это люди, а в нашем пальчиковом театре – кто актеры? *Дети отвечают. *Воспитатель: А что делают актеры в театре? *Дети отвечают. *Воспитатель: Правильно, актеры в театре играют, на сцене выступают и показывают зрителям спектакли. А какие спектакли вы больше любите смотреть в театре? *Дети отвечают. *Воспитатель: Сказки любят все: и дети, и взрослые! А как вы думаете, мы с вами можем сыграть сказку в нашем пальчиковом театре? *Дети отвечают. *Воспитатель: Конечно, можем! А помогут нам в этом наши пальчиковые актеры! А какую сказку будем показывать? *Дети предлагают свои варианты. *Воспитатель: Сколько сказок вы знаете, молодцы! Но какую же нам выбрать сказку, чтобы никого не обидеть, ведь каждый из вас предлагает свою сказку? Как же быть? *Дети думают, пытаются ответить. *Воспитатель: Конечно, очень трудно выбрать только одну сказку! А может мы сочиним свою, про девочек и мальчиков? Предлагаю каждому из вас называть по одному предложению, слушайте друг друга внимательно, следите, чтобы не было повторений. Итак, начинаем… *Дети вместе с воспитателем сочиняют сказку, одновременно пальчиковые актеры исполняют все действия каждого предложения. Воспитатель направляет содержание сказки, сюжет которой заключается в том, чтобы мальчики обязательно спасли или помогли девочкам. *Воспитатель: Спектакль закончился. Актеры поклонились. Громкие аплодисменты! *Дети-актеры кланяются под громкие аплодисменты. 3. Заключительная часть. А) Подведение итогов: * Воспитатель (спрашивает – дети отвечают): Наша сказка закончилась, мальчики помогли (спали, защитили) девочкам. А в нашем классе мальчики помогают девочкам? Защищают девочек? *Мальчики отвечают. *Воспитатель: А девочки помогают мальчикам? Дружат с мальчиками? *Девочки отвечают. *Воспитатель: Ребята, сегодня вы показали, как мальчики помогают (защищают, спасают) девочкам, показали, как хорошо всем, когда девочки и мальчики не ссорятся, как девочки и мальчики умеют дружить! Очень надеюсь, что вы все будете хорошими друзьями! Б) Рефлексия: * Воспитатель: В конце нашего занятия, девочки и мальчики, подарите друг другу своих пальчиковых актеров на память и в знак вашей хорошей и верной дружбы! * Дети дарят друг другу «пальчиковых актеров».