Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 02.05.2024, 01:04

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Обучение и воспитание детей с нарушенным слухом

План-конспект воспитательского занятия по внеклассному чтению "Честь и предательство в новелле Проспера Мериме "Маттео Фальконе"
План-конспект воспитательского занятия по внеклассному чтению
«Честь и предательство в новелле Проспера Мериме «Маттео Фальконе»

Цель: Создание условий для формирования у учащихся нравственного поведения, чувств и сознания в процессе организации читательской деятельности.
Задачи:
1. Образовательная: Познакомить учащихся с новеллой П.Мериме «Маттео Фальконе».
2. Развивающая: Развивать память, мышление, читательские и творческие способности учащихся.
3. Воспитательная: Подчеркнуть, насколько важно сделать правильный нравственный выбор в жизненной ситуации.
4. Коррекционная: Развивать у учащихся слухозрительное восприятие и речевое общение.
Формы, методы, приемы: речевая зарядка, беседа, комментированное чтение, словарная работа, работа со словарем, анализирующее наблюдение, творческая работа, рефлексия.
Словарь: Новелла, Корсика, макИ, муфлоны, капрал, горцы, волтижеры, шельмец, мошенник, плутишка, ехидствовал, подкуп, экю, соблазн, искушение, эполеты, благонамеренный обыватель
План занятия:
1. Организационная часть – 5 мин.
2. Основная часть – 30 мин.
3. Заключительная часть – 5 мин.
Ход занятия:
1.Организационная часть.
1) Взаимное приветствие;
2) Установка на правильную речь и внимательное слушание (речевой материал – на доске):
Воспитатель (дает образец речи – дети повторяют: 1-2 уч-ся, затем – вместе): Говорим четко, громко, ясно! Слушаем внимательно!
3) Проверка стационарной звукоусиливающей аппаратуры:
Воспитатель («за экраном» задает вопросы – дети отвечают):
– Ты меня слышишь, Настя?
– Ты включила микрофон, Валя?
– Почему Валя не надела наушники, Денис?
– Почему не надели наушники Антон и Денис? Отвечает Женя.
– Женя ответил правильно, Антон?

2. Основная часть.
1) Речевая зарядка (речевой материал – на доске):
Воспитатель (дает образец речи – дети повторяют: 1-2 уч-ся, затем – вместе): «На контроле звук «Ч».
Воспитатель (задает вопросы – дети отвечают):
– Какой это звук – гласный или согласный?
– Звонкий или глухой?
– Парный или непарный?
– Твердый или мягкий?
Воспитатель (дает образец речи – дети повторяют: 1-2 уч-ся, затем – вместе):
– Слоги: «ча – чу – че», «ач – уч – яч», «аче - яче».
– Слова: «честь, честные, лучшие».
– Словосочетания: «честь дороже, моя честь, торгуя честью, не сильные лучшие».
– Прочитаем предложения:
– «Честь дороже жизни». (Автор: Фридрих Шиллер).
– «Моя честь – это моя жизнь: обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь – и моей жизни придет конец». (Автор: Уильям Шекспир).
– «Торгуя честью, не разбогатеешь». (Автор: Люк де Клапье Вовенарг).
– «Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего». (Автор: Федор Достаевский).
– «Я всякую беду согласен перенесть,/ Но я не соглашусь, чтоб пострадала честь». (Автор: Корнель Пьер).
2) Целеполагание
а) Беседа:
– В памяти каждого человека найдется уголок для тайн и загадок, желаний и мечтаний, планов на будущее… Но есть один особый островок, где хранится такое, которое бы не сохранилось совсем. Правда?
– В жизни каждого человека создаются такие ситуации, когда необходимо сделать выбор. А в вашей жизни такие случаи уже были?
– От того, какое решение вы примете, очень часто зависит не только ваша судьба, но и судьбы других. Всегда ли вы делали правильный выбор?
– Когда необходимо сделать выбор, судьба не спрашивает готов ты или нет, взрослый ты или еще ребенок…
– Сегодня нам предстоит познакомиться с новеллой французского писателя 19 века Проспером Мериме. На протяжении своего творчества он обращался к различным жанрам: театральные пьесы, драматическая хроника, исторический роман, критические статьи, научные работы по архитектуре средневековья и по истории Древнего мира, Испании, Украины, России. Но всемирную известность Просперу Мериме принесли новеллы. Кто не знает знаменитой истории испанца Хосе и цыганки Кармен! Критики считают, что «Мериме – мастер реалистической новеллы».
б) Словарная работа:
– Как вы думаете, что такое новелла? Обратимся к словарю литературных терминов.
• Новелла – короткий рассказ с острым сюжетом и неожиданной концовкой.
Итак, новелла Проспера Мериме – «Маттео Фальконе».
3) Фрагмент 1.Первичное восприятие текста и анализирующее наблюдение.
а) Выразительное чтение новеллы П.Мериме «Маттео Фальконе» (Фрагмент 1: от «Если пойти на северо-запад от Порто-Веккьо…» до «…чтобы пополнить запасы пороха».)
б) Словарная работа:
– Какие слова в тексте показались вам непонятными, странными? Обратимся к словарю.
• Корсика – остров в Средиземном море.
• Маки – густая поросль из побегов от корней сожженных деревьев.
• Муфлоны – порода диких баранов.
б) Беседа:
– Какая в вашем воображении возникла картина, созданная писателем?
– Как вы думаете, о ком или о чем нам хочет рассказать автор в своей новелле?
4) Фрагмент 2.Первичное восприятие текста и анализирующее наблюдение.
а) Выразительное чтение новеллы П.Мериме «Маттео Фальконе» (Фрагмент 2: от «Когда в 18… году я посетил Корсику…» до «…как ему пришлось раскаяться».)
б) Беседа:
– Итак, мы познакомились с Маттео Фальконе и его семьей. Назовите всех членов семьи.
– Какой, на ваш взгляд, характер у Маттео Фальконе?
– Как вы думаете, что могло бы произойти, если в дальнейшем Маттео пришлось раскаяться?
5) Фрагмент3.Первичное восприятие текста и анализирующее наблюдение.
а) Выразительное чтение новеллы П.Мериме «Маттео Фальконе» (Фрагмент 3: от «Прошло уже несколько часов, как они ушли…» до «…и снова как ни в чем не бывало растянулся на солнце пеке».
б) Словарная работа:
– Какие слова в тексте показались вам непонятными, странными? Обратимся к словарю.
• Капрал – воинское звание (капитан).
• Горцы – жители гор.
• Волтижеры – солдаты.
в) Беседа:
– Как бы вы поступили на месте мальчика Фортунато?
– Как вы думаете, сумеет ли Фортунато сдержать свое слово?
6) Работа с использованием индивидуальных слуховых аппаратов (Дети отключают стационарную аппаратуру, снимают наушники, надевают индивидуальные слуховые аппараты).
7) Фрагмент 4.Первичное восприятие текста и анализирующее наблюдение.
а) Выразительное чтение новеллы П.Мериме «Маттео Фальконе» (Фрагмент 4: от «Несколько минут спустя шестеро стрелков…» до «…немного соломы на носилки, чтобы мне было удобнее».)
б) Словарная работа:
– Какие слова в тексте показались вам непонятными, странными? Обратимся к словарю.
• Шельмец, мошенник, плутишка – хитрый обманщик.
• Ехидствовал – издевался.
• Подкуп – дать деньги или что-нибудь ценное.
• Экю – деньги.
• Соблазн, искушение – сильное желание.
• Эполеты – погоны.
в) Беседа:
– Найдите в тексте фразу, которая, на ваш взгляд, стала решающей в поведении мальчика Фортунато?
– Помните, когда Джанетто попросил его спрятать, Фортунато ответил: «А что скажет отец, если я спрячу тебя без его разрешения?» Как вы думаете, что скажет отец, когда узнает обо всем, что здесь произошло?
8) Фрагмент 5.Первичное восприятие текста и анализирующее наблюдение.
а) Выразительное чтение новеллы П.Мериме «Маттео Фальконе» (Фрагмент 5: от «Пока вольтижеры были заняты…» до «…Значит, этот ребенок первый в нашем роду стал предателем».)
б) Словарная работа:
– Какие слова в тексте показались вам непонятными, странными? Обратимся к словарю.
• Благонамеренный обыватель – добропорядочный житель.
в) Беседа:
– Какие чувства испытали родители, узнав, что их сын - предатель?
– Как вы думаете, какое наказание выберет Маттео Фальконе для своего сына?
9) Фрагмент 6.Первичное восприятие текста и анализирующее наблюдение.
а) Выразительное чтение новеллы П.Мериме «Маттео Фальконе» (Фрагмент 6: от «Рыдания и всхлипывания Фортунато усилились…» до «…Теодору Бьянки, чтобы он переехал к нам жить».)
б) Словарная работа:
– Какие слова в тексте показались вам непонятными, странными? Обратимся к словарю.
в) Беседа:
– Маттео Фальконе убивает своего сына, «надежду семьи и продолжателя рода». Что заставило отца принять такое суровое, можно сказать жестокое, решение?
– Как вы понимаете, что такое «Честь»? Обратимся к словарю за более точным определением этого понятия.
– Как вы понимаете, что такое «Предательство»? Обратимся к словарю за более точным определением этого понятия.
– Кто из героев кажется вам наиболее привлекательным, а кто – отталкивающим? Почему?
10)Творческая работа.
а) Художественная интерпретация произведения:
Учащимся предлагается выполнить творческое задание: создать обложку к произведению, портрет души героя, символическое оформление сцены или художественную зарисовку одного из фрагментов новеллы.
б) Коррекционная работа:
Вовремя выполнения творческой работы дети снимают индивидуальные слуховые аппараты. Воспитатель проводит индивидуальную коррекционную работу по развитию слухового восприятия на резервном расстоянии с каждым воспитанником (вопросы по тексту или по выполнению творческой работы).
11) Анализирующее наблюдение.
а) Беседа:
– Возвратитесь к тексту, к тем фразам, которые затронули вас больше всего.
– О каких проблемах заставил вас задуматься автор?
– Как вы понимаете последнюю фразу, сказанную Маттео Фальконе: «Надо сказать зятю, Теодору Бьянки, чтобы переехал к нам жить»?
– Во всем ли вы согласны с автором?
– Скоро вы станете совсем взрослыми, у вас будут свои дети. Какими вы хотите их видеть?
– Что главное, на ваш взгляд, в новелле Проспера мериме «Маттео Фальконе»?

3. Заключительная часть.
1) Подведение итогов:
а) Выставка творческих работ.
б) Защита творческих работ.
Рассказ учащихся о своей работе с использованием опорных фраз:
– Моя работа называется…
– В своей творческой работе я отобразил(а)…, потому что…
– Я считаю (думаю), что моя работа отображает…
– Я выбираю высказывание… (имя и фамилия автора):…
2) Рефлексия.
Рефлексивный листок. Ответьте на вопросы:
– Какое слово наиболее точно определяет твое первое впечатление: поразило, потрясло, заинтересовало, оставило равнодушным. Если среди этих определений нет того, которое действительно выражает твое первое впечатление, - напиши свое.
– Какая «картинка» прежде всего осталась в памяти? Как ты думаешь, почему имена эта, с чем в твоей жизни это связано?
– Прочтешь ли ты снова это произведение когда-нибудь? Почему?
– У тебя возникло желание с кем-нибудь обсудить это произведение? Почему?
Итак, мы с вами познакомились с новеллой французского писателя Проспера Мериме «Маттео Фальконе». Надеюсь, что его творчество не оставило вас равнодушным и ваше знакомство с произведениями Проспера Мериме на этом не закончится.

Литература:
1. Виппер Ю. Б. Творческие судьбы и история. (О западноевропейских литературах XVI - первой половины XIX века). - М., 1990. - С. 262-284.
2. Лотман Ю. М. Современность между Западом и Востоком. «Знамя». — М., 1997, № 9.
3. Луков Вл. А. Мериме Проспер // Электронная энциклопедия «Мир Шекспира» [2010].
4. Луначарский А.В. Вступительная статья к сборнику избранных произведений П.Мериме. – М., 1990.
5. Луначарский А. В. Статьи о литературе. М., 1967, с. 623.
6. Мериме П. Новеллы. – М., 1990.
Категория: Обучение и воспитание детей с нарушенным слухом | Добавил: samoylenko (08.07.2016) | Автор: Самойленко Людмила Олеговна E
Просмотров: 1505 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
1 galahova7  
0
Людмила Олеговна!
Ваша работа допущена к    участию в Конференции.        
         
С уважением, куратор Конференции, Любовь Павловна Галахова

2 samoylenko  
Уважаемая Любовь Павловна! Выражаю Вам огромную благодарность! С уважением Самойленко Людмила Олеговна.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024