План-конспект воспитательского занятия по внеклассному чтению "Честь и предательство в новелле Проспера Мериме "Маттео Фальконе"
План-конспект воспитательского занятия по внеклассному чтению «Честь и предательство в новелле Проспера Мериме «Маттео Фальконе»
Цель: Создание условий для формирования у учащихся нравственного поведения, чувств и сознания в процессе организации читательской деятельности. Задачи: 1. Образовательная: Познакомить учащихся с новеллой П.Мериме «Маттео Фальконе». 2. Развивающая: Развивать память, мышление, читательские и творческие способности учащихся. 3. Воспитательная: Подчеркнуть, насколько важно сделать правильный нравственный выбор в жизненной ситуации. 4. Коррекционная: Развивать у учащихся слухозрительное восприятие и речевое общение. Формы, методы, приемы: речевая зарядка, беседа, комментированное чтение, словарная работа, работа со словарем, анализирующее наблюдение, творческая работа, рефлексия. Словарь: Новелла, Корсика, макИ, муфлоны, капрал, горцы, волтижеры, шельмец, мошенник, плутишка, ехидствовал, подкуп, экю, соблазн, искушение, эполеты, благонамеренный обыватель План занятия: 1. Организационная часть – 5 мин. 2. Основная часть – 30 мин. 3. Заключительная часть – 5 мин. Ход занятия: 1.Организационная часть. 1) Взаимное приветствие; 2) Установка на правильную речь и внимательное слушание (речевой материал – на доске): Воспитатель (дает образец речи – дети повторяют: 1-2 уч-ся, затем – вместе): Говорим четко, громко, ясно! Слушаем внимательно! 3) Проверка стационарной звукоусиливающей аппаратуры: Воспитатель («за экраном» задает вопросы – дети отвечают): – Ты меня слышишь, Настя? – Ты включила микрофон, Валя? – Почему Валя не надела наушники, Денис? – Почему не надели наушники Антон и Денис? Отвечает Женя. – Женя ответил правильно, Антон?
2. Основная часть. 1) Речевая зарядка (речевой материал – на доске): Воспитатель (дает образец речи – дети повторяют: 1-2 уч-ся, затем – вместе): «На контроле звук «Ч». Воспитатель (задает вопросы – дети отвечают): – Какой это звук – гласный или согласный? – Звонкий или глухой? – Парный или непарный? – Твердый или мягкий? Воспитатель (дает образец речи – дети повторяют: 1-2 уч-ся, затем – вместе): – Слоги: «ча – чу – че», «ач – уч – яч», «аче - яче». – Слова: «честь, честные, лучшие». – Словосочетания: «честь дороже, моя честь, торгуя честью, не сильные лучшие». – Прочитаем предложения: – «Честь дороже жизни». (Автор: Фридрих Шиллер). – «Моя честь – это моя жизнь: обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь – и моей жизни придет конец». (Автор: Уильям Шекспир). – «Торгуя честью, не разбогатеешь». (Автор: Люк де Клапье Вовенарг). – «Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего». (Автор: Федор Достаевский). – «Я всякую беду согласен перенесть,/ Но я не соглашусь, чтоб пострадала честь». (Автор: Корнель Пьер). 2) Целеполагание а) Беседа: – В памяти каждого человека найдется уголок для тайн и загадок, желаний и мечтаний, планов на будущее… Но есть один особый островок, где хранится такое, которое бы не сохранилось совсем. Правда? – В жизни каждого человека создаются такие ситуации, когда необходимо сделать выбор. А в вашей жизни такие случаи уже были? – От того, какое решение вы примете, очень часто зависит не только ваша судьба, но и судьбы других. Всегда ли вы делали правильный выбор? – Когда необходимо сделать выбор, судьба не спрашивает готов ты или нет, взрослый ты или еще ребенок… – Сегодня нам предстоит познакомиться с новеллой французского писателя 19 века Проспером Мериме. На протяжении своего творчества он обращался к различным жанрам: театральные пьесы, драматическая хроника, исторический роман, критические статьи, научные работы по архитектуре средневековья и по истории Древнего мира, Испании, Украины, России. Но всемирную известность Просперу Мериме принесли новеллы. Кто не знает знаменитой истории испанца Хосе и цыганки Кармен! Критики считают, что «Мериме – мастер реалистической новеллы». б) Словарная работа: – Как вы думаете, что такое новелла? Обратимся к словарю литературных терминов. • Новелла – короткий рассказ с острым сюжетом и неожиданной концовкой. Итак, новелла Проспера Мериме – «Маттео Фальконе». 3) Фрагмент 1.Первичное восприятие текста и анализирующее наблюдение. а) Выразительное чтение новеллы П.Мериме «Маттео Фальконе» (Фрагмент 1: от «Если пойти на северо-запад от Порто-Веккьо…» до «…чтобы пополнить запасы пороха».) б) Словарная работа: – Какие слова в тексте показались вам непонятными, странными? Обратимся к словарю. • Корсика – остров в Средиземном море. • Маки – густая поросль из побегов от корней сожженных деревьев. • Муфлоны – порода диких баранов. б) Беседа: – Какая в вашем воображении возникла картина, созданная писателем? – Как вы думаете, о ком или о чем нам хочет рассказать автор в своей новелле? 4) Фрагмент 2.Первичное восприятие текста и анализирующее наблюдение. а) Выразительное чтение новеллы П.Мериме «Маттео Фальконе» (Фрагмент 2: от «Когда в 18… году я посетил Корсику…» до «…как ему пришлось раскаяться».) б) Беседа: – Итак, мы познакомились с Маттео Фальконе и его семьей. Назовите всех членов семьи. – Какой, на ваш взгляд, характер у Маттео Фальконе? – Как вы думаете, что могло бы произойти, если в дальнейшем Маттео пришлось раскаяться? 5) Фрагмент3.Первичное восприятие текста и анализирующее наблюдение. а) Выразительное чтение новеллы П.Мериме «Маттео Фальконе» (Фрагмент 3: от «Прошло уже несколько часов, как они ушли…» до «…и снова как ни в чем не бывало растянулся на солнце пеке». б) Словарная работа: – Какие слова в тексте показались вам непонятными, странными? Обратимся к словарю. • Капрал – воинское звание (капитан). • Горцы – жители гор. • Волтижеры – солдаты. в) Беседа: – Как бы вы поступили на месте мальчика Фортунато? – Как вы думаете, сумеет ли Фортунато сдержать свое слово? 6) Работа с использованием индивидуальных слуховых аппаратов (Дети отключают стационарную аппаратуру, снимают наушники, надевают индивидуальные слуховые аппараты). 7) Фрагмент 4.Первичное восприятие текста и анализирующее наблюдение. а) Выразительное чтение новеллы П.Мериме «Маттео Фальконе» (Фрагмент 4: от «Несколько минут спустя шестеро стрелков…» до «…немного соломы на носилки, чтобы мне было удобнее».) б) Словарная работа: – Какие слова в тексте показались вам непонятными, странными? Обратимся к словарю. • Шельмец, мошенник, плутишка – хитрый обманщик. • Ехидствовал – издевался. • Подкуп – дать деньги или что-нибудь ценное. • Экю – деньги. • Соблазн, искушение – сильное желание. • Эполеты – погоны. в) Беседа: – Найдите в тексте фразу, которая, на ваш взгляд, стала решающей в поведении мальчика Фортунато? – Помните, когда Джанетто попросил его спрятать, Фортунато ответил: «А что скажет отец, если я спрячу тебя без его разрешения?» Как вы думаете, что скажет отец, когда узнает обо всем, что здесь произошло? 8) Фрагмент 5.Первичное восприятие текста и анализирующее наблюдение. а) Выразительное чтение новеллы П.Мериме «Маттео Фальконе» (Фрагмент 5: от «Пока вольтижеры были заняты…» до «…Значит, этот ребенок первый в нашем роду стал предателем».) б) Словарная работа: – Какие слова в тексте показались вам непонятными, странными? Обратимся к словарю. • Благонамеренный обыватель – добропорядочный житель. в) Беседа: – Какие чувства испытали родители, узнав, что их сын - предатель? – Как вы думаете, какое наказание выберет Маттео Фальконе для своего сына? 9) Фрагмент 6.Первичное восприятие текста и анализирующее наблюдение. а) Выразительное чтение новеллы П.Мериме «Маттео Фальконе» (Фрагмент 6: от «Рыдания и всхлипывания Фортунато усилились…» до «…Теодору Бьянки, чтобы он переехал к нам жить».) б) Словарная работа: – Какие слова в тексте показались вам непонятными, странными? Обратимся к словарю. в) Беседа: – Маттео Фальконе убивает своего сына, «надежду семьи и продолжателя рода». Что заставило отца принять такое суровое, можно сказать жестокое, решение? – Как вы понимаете, что такое «Честь»? Обратимся к словарю за более точным определением этого понятия. – Как вы понимаете, что такое «Предательство»? Обратимся к словарю за более точным определением этого понятия. – Кто из героев кажется вам наиболее привлекательным, а кто – отталкивающим? Почему? 10)Творческая работа. а) Художественная интерпретация произведения: Учащимся предлагается выполнить творческое задание: создать обложку к произведению, портрет души героя, символическое оформление сцены или художественную зарисовку одного из фрагментов новеллы. б) Коррекционная работа: Вовремя выполнения творческой работы дети снимают индивидуальные слуховые аппараты. Воспитатель проводит индивидуальную коррекционную работу по развитию слухового восприятия на резервном расстоянии с каждым воспитанником (вопросы по тексту или по выполнению творческой работы). 11) Анализирующее наблюдение. а) Беседа: – Возвратитесь к тексту, к тем фразам, которые затронули вас больше всего. – О каких проблемах заставил вас задуматься автор? – Как вы понимаете последнюю фразу, сказанную Маттео Фальконе: «Надо сказать зятю, Теодору Бьянки, чтобы переехал к нам жить»? – Во всем ли вы согласны с автором? – Скоро вы станете совсем взрослыми, у вас будут свои дети. Какими вы хотите их видеть? – Что главное, на ваш взгляд, в новелле Проспера мериме «Маттео Фальконе»?
3. Заключительная часть. 1) Подведение итогов: а) Выставка творческих работ. б) Защита творческих работ. Рассказ учащихся о своей работе с использованием опорных фраз: – Моя работа называется… – В своей творческой работе я отобразил(а)…, потому что… – Я считаю (думаю), что моя работа отображает… – Я выбираю высказывание… (имя и фамилия автора):… 2) Рефлексия. Рефлексивный листок. Ответьте на вопросы: – Какое слово наиболее точно определяет твое первое впечатление: поразило, потрясло, заинтересовало, оставило равнодушным. Если среди этих определений нет того, которое действительно выражает твое первое впечатление, - напиши свое. – Какая «картинка» прежде всего осталась в памяти? Как ты думаешь, почему имена эта, с чем в твоей жизни это связано? – Прочтешь ли ты снова это произведение когда-нибудь? Почему? – У тебя возникло желание с кем-нибудь обсудить это произведение? Почему? Итак, мы с вами познакомились с новеллой французского писателя Проспера Мериме «Маттео Фальконе». Надеюсь, что его творчество не оставило вас равнодушным и ваше знакомство с произведениями Проспера Мериме на этом не закончится.
Литература: 1. Виппер Ю. Б. Творческие судьбы и история. (О западноевропейских литературах XVI - первой половины XIX века). - М., 1990. - С. 262-284. 2. Лотман Ю. М. Современность между Западом и Востоком. «Знамя». — М., 1997, № 9. 3. Луков Вл. А. Мериме Проспер // Электронная энциклопедия «Мир Шекспира» [2010]. 4. Луначарский А.В. Вступительная статья к сборнику избранных произведений П.Мериме. – М., 1990. 5. Луначарский А. В. Статьи о литературе. М., 1967, с. 623. 6. Мериме П. Новеллы. – М., 1990.