Работаю в школе – интернат для детей с нарушением слуха 1 и 2 степени учителем труда по слесарному делу. Наиболее трудно ребятам усваиваются уроки теории. Хочу поделиться с вами методикой проведения урока на тему: «Правила подсчёта размеров при использовании штангенциркуля». В течении двух уроков учащиеся успешно справляются с этой задачей. Для этого я изготовил на токарном станке 8 деталей со всеми элементами, которые приходится измерять при помощи этого инструмента: это диаметры вала, канавки, уступы и два отверстия. Напечатал 8 чертежей этой детали, где указал 19 размеров обозначенных буквами, которые необходимо найти на детали и определить действительный размер при помощи штангенциркуля (Тест №1). На всех деталях выбил порядковый номер и составил таблицу всех размеров на каждую деталь (Тест №2), по каждому номеру измеренных штангенциркулем с точностью 0,1 и 0,05 мм, а также микрометром с точностью 0,01мм. Поэтому эти же детали использую, когда знакомлю учащихся с микрометром. По таблице находят свой номер детали, сравнивают действительные размеры со своими и проводят анализ ошибок. При знакомстве учащихся с таблицей допусков на номинальные размеры, в качестве теста для проверки знаний я предлагаю ребятам эти же детали но с другим чертежом (Тест №3), где размеры указаны с учётом отклонений на размеры согласно таблицы. Данным методом обучения пользуюсь уже давно поскольку он помогает учащимся успешно усваивать знания, развивать умения, навыки и внимательность в процессе изучения нового материала.
Конспект урока №1 разработан для учащихся школы-интернат слабослышащих и позднооглохших детей.
Тема: Устройство и назначение штангенциркуля, приемы измерения и подсчет размеров.
Тип урока: Изучение нового материала.
Вид урока: Урок с элементами беседы.
Цель урока: Познакомит учащихся с устройством штангенциркуля и приемами работы с ним.
Задачи урока. Образовательная: 1. Сформировать знание об устройстве инструмента, их виды, точности измерения и приемах его использования. 2. Закрепить сформированные знания с помощью самостоятельного задания. Коррекционно-развивающая: 1. Способствовать развитию слухового восприятия речи на основе изучения нового материала. 2. Обогащать активный запас детей на основе нового материала. 3. Способствовать развитию логического мышления и внимания. Воспитательная: 1. Способствовать формированию аккуратности при использовании измерительных устройств и уходу за ними.
Методы урока - беседа, фронтальный и индивидуальный опрос учащихся.
ТСО ДСО Макет штангенциркуля Плакат: Виды штангенциркуля Штангенциркули ШЩ-1 и ШЩ-2 Образцы деталей
Словарь Словарь для повторения Штангенциркуль Неподвижная рамка Штанга Верхние губки Подвижная рамка Нижние губки Нониус Рамка Прочность измерения
ХОД УРОКА. Организационный момент. Отметить явку, готовность к уроку, настроить учеников на работу во время урока.
Целепологание. Объявить тему урока, цели и задачи урока с записью в рабочую тетрадь.
Актуализация знаний. Прежде чем перейти к новому материалу задать вопрос: «Какие измерительные устройства знакомы учащимся?» В результате беседы, с помощью учеников выясняем, что им известны линейка и рулетка. Вопрос: «С какой точностью можно измерить размер линейкой?» Выясняем с помощью учащихся, что точность измерения – это погрешность при подсчете размера при измерении измерительными средствами, определение точности измерения, записываем в рабочую тетрадь.
Изложение нового материала. Вопрос: «Можно ли измерить линейкой и на сколько это удобно при измерении диаметра круглой детали?» Выясняем вместе с учащимися, что не удобно и не точно. Далее обратить внимание учеников на плакат и макет штангенциркуля, познакомить с его названием, назначением, видами, устройством и применением, а также с точностью при измерении с записью в рабочую тетрадь. Далее познакомить с приемами при измерении и правилам подсчета размеров, использую знания учащихся по математике, выдав каждому ученику по инструменту, привлекая к этому процессу учащихся, которые повторяют действия учителя на своих инструментах, пытаясь определить размер с помощью друг друга и учителя. Повторить подсчет размеров до полного понимания и умения учащихся пользоваться инструментом при измерении наружных размеров и диаметра отверстия. Далее познакомить учащихся с правилами по уходу за инструментом, объяснив, что инструмент дорогой и требует осторожного и аккуратного обращения с ним. После его использования протирать чистой салфеткой и укладывают в коробку, а также объяснить о сроках проверки инструмента через определенный срок. Актуализация знаний. Заканчивая знакомство со штангенциркулем, повторить и закрепить полученные знания, предложив вопросы для проверки полученных знаний. Вопросы: 1. Вспомнить устройство штангенциркуля и точность его измерений. 2. Что необходимо помнить при измерении отверстия? 3. Какова цена деления нониуса? 4. Правила по уходу за инструментом. 5. Почему нельзя пользоваться инструментом с истекшим сроком годности? Подведение итогов. При подведении итогов урока отметить наиболее самостоятельных учащихся, а также реализацию целей и задачей уроков.
Конспект урока №2
Разработан для учащихся школы-интернат для детей с нарушением слуха 1 и 2 степени Тема: Контроль размеров детали согласно чертежа
Тип урока: Закрепление нового материала
Вид урока: Самостоятельная работа
Цель урока: Проверить знания и умения учащихся пользоваться штангенциркулем
Задачи урока: Образовательная: Способствовать закреплению нового материала на практике измерением размеров штангенциркулем на детали. Корекционно – развивающая: Способствовать развитию слухового восприятия речи на основе нового материала Способствовать развитию внимательности и логического мышления Способствовать развитию глазомера при определении действительного размера и подсчёта его Воспитательная: Cпособствовать формированию правильного положения Инструмента при измерении размеров Способствовать формированию бережного отношения к измерительным средствам
ТСО ДСО
Штангенциркули ШЦ-1 и ШЦ-2 Чертёж детали (тест№1) Детали Таблица действительных размеров для проверки и анализа ошибок (тест№2)
Ход урока
1. Отметка посещаемости 2. Объявление темы урока 3. Вопросы для повторения 4. Раздача инструментов и чертежей 5. Самостоятельная работа 6. Анализ ошибок и оценки за выполненную работу
Отметив посещаемость, объявить тему урока, а также цель и задачи которые необходимо выполнить при решении самостоятельной работы. Для повторения задать следующие вопросы: 1. С каким измерительным инструментом мы познакомились? 2. Какова их точность измерения? 3. Какие инструменты вам необходимы?
После обсуждения вопросов раздать учащимся детали, инструменты и чертеж детали (Тест №1) для выполнения самостоятельной работы. По окончании работы раздать таблицу (Тест №2) с действительными размерами и провести анализ выполненных работ. При обнаружении ошибок провести повторное измерение и выявить причину её появления. В заключении урока отметить наиболее успешных учащихся и выставить оценки с учётом поставленной цели и выполненных задач.