Модель внеурочной деятельности 1 ступени "Здравствуй, МИР!"
Модель внеурочной деятельности 1 ступени «ЗДРАВСТВУЙ, МИР!»
Есть мир бесконечно малого. Есть мир большого. И есть мир бесконечно сложного – мир Жизни. Сократ
Внеурочная деятельность – это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива. Главной целью организации внеурочной деятельности в любом образовательном учреждении является содействие интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию личности школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности. С целью систематизации требований и подходов к внеурочной деятельности в школе-интернате была разработана модель внеурочной деятельности «ЗДРАВСТВУЙ, МИР!», построена на основных педагогических идеях Мудрика А.В. о социальном характере воспитания и образовательном учреждении, как субъекте социального воспитания (приложение 1). Опираясь на социальный характер воспитания, внеурочная деятельность имеет три взаимосвязанных функции: 1) передачу (организацию) социального опыта детей и подростков с нарушением слуха и создание необходимых, наиболее благоприятных условий для полноценной самореализации, саморазвития каждого ребенка как личности, активизацию – всеми имеющимися у ОУ средствами – интеллектуального, эмоционального, морального, культурного, физического и других направлений развития личности; 2) создание среды в ОУ; формирование в микросреде социально одобряемых, социально значимых групповых и коллективных норм, ориентаций и ценностей, что является основой благоприятного психологического климата, высокого эмоционального тонуса, способствующего сохранению референтной значимости этого окружения для личности; 3) процессы реализации и социальной реабилитации, предполагающие комплекс мер преодоления асоциальных отклонений в развитии личности и поведении, обеспечение социальной помощи и защиты детей с ограниченными возможностями с целью преодоления социальной дезадаптации и включения их в нормальную жизнедеятельность. В соответствии с условиями организации образовательного процесса и поставленным целям выбран тип организационной модели внеурочной деятельности – МОДЕЛЬ «ШКОЛЫ ПОЛНОГО ДНЯ». Основой для модели «школы полного дня» является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня или воспитатели групп школы-интерната. Данную модель характеризует: • создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня, в том числе, через поляризацию образовательной среды • школы-интерната и выделением разноакцентированных пространств; • содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы образовательного учреждения; • создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и включающую рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, организацию рационального питания, работу по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни; • создание условий для самовыражения, самореализации и самоорганизации детей с нарушением слуха, с активной поддержкой детских общественных объединений органов ученического самоуправления; • построение индивидуальной образовательной траектории и индивидуального графика пребывания ребенка в образовательном учреждении; • опора на интеграцию основных, дополнительных образовательных программ и программ воспитательной работы. Содержательным наполнением внеурочной деятельности рассматривается «Модель проектов». Содержание данной модели формируется в соответствии с основными направлениями развития личности: • духовно-нравственное развитие личности (например, проект «Мир моей семьи»); • интеллектуальное развитие личности (например, проект «Мир путешествий); • социальное развитие личности (например, проект «Мир добрых дел»); • спортивно-оздоровительное развитие личности (например, проект «Мир олимпийских игр», «Мир спорта и здоровья» и т.д.); • общекультурное развитие личности (например, проект «Мир искусства»). Каждый проект имеет свои цели, формы организации деятельности участников (конференции, диспуты, соревнования, олимпиады, экскурсии, мастер-классы, конкурсы и др.) и формы представления результатов (презентации на родительских собраниях, педагогических советах, праздниках; оформление выставок творческих работ обучающихся, стенной газеты, стенда; создание театральной постановки, организация праздника, участие в фестивале и т.д.). Можно предусмотреть структурирование содержания проектов по определенным основаниям: • в рамках каждого проекта разрабатывать темы: например, в рамках проекта «Мир путешествий» реализовывать мини-проекты «Моя малая Родина»; «Моя столица», «Столица Пермского края» и т.д.; • каждый проект может иметь конечный результат по итогам учебного года или носить цикличный характер, нацеленный на достижение более высоких результатов в следующем учебном году: например, проект «Мир добрых дел» в 1 классе может быть реализован на уровне класса, а в 4 на муниципальном уровне (участие в городской добровольческой акции); • по каждому направлению развития личности может быть реализовано множество долгосрочных проектов, краткосрочных мини-проектов в течение учебного года и т.д. Использование проектного метода в организации внеурочной деятельности имеет следующие особенности: – направленность: на удовлетворение личных интересов и наклонностей обучающихся; получение конкретных результатов, имеющих практическую значимость; – возможность применения теоретических знаний; – приобретение индивидуального и коллективного опыта решения реальных проблем, имеющих личную или социальную значимость. Преимущество «Модели проектов» состоит в том, что она может быть реализована в любых условиях осуществления образовательного процесса. Проекты в рамках внеурочной деятельности могут реализовывать учителя начальных классов, педагоги дополнительного образования, классные руководители в тесном сотрудничестве с воспитателями группы продленного дня. Модель «ЗДРАВСТВУЙ, МИР!» по реализуемому содержанию внеурочной деятельности соединяет в себе ВНЕКЛАССНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ВНЕШКОЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ и ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. По способу взаимодействия субъектов была выбрана ВНЕШНЯЯ СЕТЕВАЯ МОДЕЛЬ предполагающая расширение круга внешних социальных партнеров во внеурочной деятельности. Учреждения дополнительного образования, учреждения культуры, библиотеки, театры, музеи, общественные организации и другие партнеры способствуют социальным практикам детей с нарушением слуха, развитие их творческой активности. Привлечение институтов социального воспитания, общественных организаций к внеурочной деятельности позволяет реализовать основную ЦЕЛЬ внеурочной деятельности в школе-интернате: создание условий для приобретения младшими школьниками с нарушением слуха опыта взаимодействия с социумом, слышащими сверстниками и отработки модели позитивного поведения.
Используемая литература: А. В. Кисляков, А. В. Щербаков, Моделирование внеурочной деятельности обучающихся в начальной школе / Ярославский педагогический вестник– 2012 – №4 – ТомII (Психолого-педагогические науки) (с.226)