Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 18.05.2024, 09:50

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Обучение и воспитание детей с нарушенным слухом

конспект занятия по РСВ и ФП в 9 классе
Конспект индивидуального занятия по РСВ и ФП с учеником 9 класса, обучающегося по адаптированной основной образовательной программе для слабослышащих и позднооглохших детей.
Составила и разработала : Майорова А.В.
учитель – дефектолог, г.Пермь
Школа – интернат для детей с нарушением слуха.

Цель: познакомить ученика 9 класса с Виктором Михайловичем Васнецовым, через текст, на примере некоторых его картин, в частности картины «Спящая царевна»; дифференцировать звуки [ц] - [с] на уровне слова, словосочетания, предложения (на разнообразном речевом материале).

Задачи:
1. Коррекционно - развивающие:
• Коррекция и развитие мыслительной деятельности на уровне аналитико-синтетической деятельности на примере слов, словосочетаний, предложений;
• Коррекция и развитие фонематического восприятия, памяти, внимания, мышления, путём выполнения заданий на соотношение и воспроизведение слов и словосочетаний и т.д.;
• Продолжение изменения высоты и силы голоса слова, на которые падает логическое ударение, вести работу над интонационной окраской речи;
• Развитие слухового восприятия без ЗУА, на материале с урока литературы;
• Развитие слуховых дифференцировок на рабочем и резервном расстоянии учащегося.
2. Коррекционно - образовательные:
• Продолжать вести работу по дифференциации звуков [ц]- [с] на материале слов, словосочетаний, предложений и в самостоятельной речи.;
• Формировать умение определять наличие слов со звуком [ц]- [с] в рассказе;
• Тренировать умение составлять словосочетания, предложения с использование опорных слов;
• Продолжать обогащать словарный запас.
3. Коррекционно – воспитательные:
• Формировать умение выделять главное, существенное в прочитанном;
• Формировать умение логически излагать свои мысли;
• Приобщать и формировать положительное отношение к искусству;
• Воспитывать положительное отношение к занятию;
• Воспитывать самостоятельность, контроль за собственной речью.

Оборудование: ИКТ с портретом В.М.Васнецова и его картинами, так же с картиной «Спящая царевна», карточки с текстом, схемы профилей артикуляции звуков, 8 карточек с иллюстрациями.

План:
РСВ
• Организационный момент.
• Ознакомиться с текстом.
• Ответить на вопросы.
• Составить план к этому рассказу для его пересказа на следующем занятии (зафиксировать составленный план).
• Восприятие на слух предложений, словосочетаний, слов по данному тексту.

ФП

• Слуховая дифференцировка.
• Работа с профилями.
• Работа на память.
• Самостоятельная деятельность, работа на мышление.
• Работа над интонацией, логическим ударением.
• Итог занятия.

Ход занятия:

Организационный момент:

-Здравствуй, N! Сегодня мы с тобой познакомимся с известным художником Виктором Михайловичем Васнецовым и его картинами, будем внимательно слушать текст о нём, продолжим работать над звуками [ц]- [с], будем говорить их красиво и правильно.
(на проекторе слайды с портретом художника и его картинами)

РСВ

1 задание:
- N, я прочитаю тебе текст два раза, слушай внимательно (текст «Спящая царевна» В.М.Васнецова, читается на рабочем расстоянии – 4,5м. за экраном).
-N, ответить на вопросы: 1. Про какого известного художника я читала текст? (про Виктора Михайловича Васнецова) 2. Название, каких картин Васнецова ты запомнил? («Царевна-Несмеяна», «Царевна-лягушка» и т.д.).
- N, я прочитаю первую часть текста, ты меня внимательно слушай, а потом, попробуй сам озаглавить эту часть и записать её (озаглавливает часть).
-N, я читаю вторую часть текста, тебе надо выбрать из трёх вариантов названий, которые я тебе скажу, наиболее подходящее и записать его (выбирает название второй части).
- N, теперь я читаю третью часть текста, а ты сам её называешь и записываешь её (озаглавливает последнюю часть текста).
- Молодец, мы составили с тобой план пересказа текста про В.М.Васнецова, на следующем занятии мы будем его пересказывать по плану и отвечать на вопросы.
2 задание:
- Слушай меня, я скажу тебе предложение, повтори его. На деревьях спят заморские птицы. (повторяет его, работа ведётся на резервном расстоянии 8м, за экраном).
- Слушай словосочетание. Царский дворец. Спящая царевна. (фразы говорятся более тихим голосом на рабочем расстоянии – 4,5 м., если ребёнок не услышал, то говорятся на нормальной высоте голоса, повторяет их).
- Слушай слова (шёпотом и тихо, расстояние уменьшается до 1,5 м.) Птицы, мастерская, молодец, деревца, старушка. (повторяет их).
-N, молодец, ты хорошо справился с заданием. Переходим к другим заданиям (второй этап занятия), педагог садится рядом с учеником на расстоянии 1,5м.

Произношение

1 задание (работа по тексту, работа на внимание):
-N, выбери из текста 4 слова, где есть звук [ц], прочитай их (перед ребёнком кладётся текст, он выбирает слова и читает их, некоторые из заданий второго этапа занятия предлагаются педагогом за экраном).
2 задание (слуховая дифференцировка) (предлагается за экраном):
-Я скажу три слова, скажи какое слово из них лишнее и почему: царевна, спящая, царский (лишнее слово СПЯЩАЯ, потому что начинается на букву С).
- Правильно, N, ты молодец, сегодня мы будем говорить правильно два звука [с] и [ц].
3 задание (работа с профилями):
- Рассмотри профили, скажи какой из них профиль какого звука. Расскажи про них. (ребёнку предлагаются профили трёх звуков, среди них профили звуков [с] и [ц], и третий наиболее сходный по артикуляции, ребёнок их рассматривает и рассказывает про них, если затрудняется, то педагог подводит его к правильным ответам).
4 задание (работа на память) (предлагается за экраном) :
-Посмотри в текст и выбери 3 слова со звуком [с] и 3 слова со звуком [ц], назови их. (выбирает, называет).
-N, теперь закрой текст и повтори эти слова, которые выбрал. (повторяет слова).
5 задание (самостоятельная деятельность, работа на мышление):
-N, придумай слова со звуком [ц], чтобы звук [ц] был в конце слова (например: палец, огурец, конец - называет).
-N, молодец, теперь назови слова со звуком [с], чтобы звук [с] был в середине слова (например: колесо, маска, весна - называет).
6 задание (самостоятельная деятельность, работа на мышление):
- Посмотри на слайды экрана, назови 8 картинок: [ц]-половица, теплица, мотоцикл, кольцо. [с]- скамейка, самовар, глобус, кактус. (обращает внимание на экран, где изображены картинки называет их)
- N, назови существительные мужского рода. (смотрит и называет: мотоцикл, самовар, глобус, кактус; при затруднении педагог даёт ребёнку возможность самостоятельно подумать и выбрать картинки).
-N, подбери прилагательные к словам половица, кактус, теплица. (подбирает, например: скрипучая половица, колючий кактус, высокая теплица или др.).
-N, придумай предложение со словом кольцо. (например: я подарил девушке кольцо. Здесь так же даётся возможность придумать ребёнку самому предложение).
-Ты молодец, у нас осталось последнее задание.
7 задание (интонация, логическое ударение) (предлагается за экраном):
-Поставь знаки препинания и прочитай с правильной интонацией, поставь ударение на слова, которые хочешь выделить (логическое ударение). (Внимание ребёнка возвращается с экрана на рабочий стол, где перед ним лежит текст).
Кабы я была царица
Говорит одна девица
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир
Кабы я была царица
Говорит её сестрица
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна (ставит знаки препинания, читает выразительно, выделяя слова на которые поставил ударение, при затруднении педагог показывает как правильно надо прочитать выделенные слова).

Итог занятия:

-N, ты успешно справился со всеми заданиями. Ответь на вопросы: 1. С каким художником мы познакомились? 2. Какие звуки мы сегодня говорили? (с художником В.М.Васнецовым, звуки [ц] и [с]).
-N, молодец, ты отлично занимался, слушал, говорил звуки [ц] и [с]; можешь идти в класс.

Текст - обоснование
Ребёнок: N, ученик 9 класса; программа: АООП для слабослышащих детей;
Диагноз: 2-х ст. ХНСТУ I- II ст., ММД, стёртая дизартрия;
степень т/у: л.у. – II ст. (46дб), п.у. – I ст.(31дб);
рабочее расстояние (голое ухо) L 1: 4,5 метра;
резервное расстояние (голое ухо) L 2: 8 метров;
рабочее расстояние (ИСА) L 1 : 5,5 - 6 метров (л.у.);
резервное расстояние (ИСА) L 2 : 9 метров (л.у.);
тональная аудиометрия соответствует речевой.
При степени т/у N, ИСА показан только на левое ухо, но на момент проведения занятия ребёнок был без ИСА, по причине утери аппарата, поэтому всё занятие проводилось на голое ухо, поэтому в задачах я указала: развитие слухового восприятия без ЗУА.
По методике занятие по РСВ с ребёнком проводится на голое ухо, с ИСА, с использованием стационарной аппаратуры. Но степень тугоухости данного ребёнка (I и II ст. т/у) позволяет не использовать в работе стационарную аппаратуру. Поэтому в занятии она не используется, вся работа ведётся, исключительно, на голое ухо.

РСВ:
Занятие начинается с приветствия ребёнка, с ознакомления ребёнка с целью занятия и с настроя на то, чтобы ребёнок внимательно слушал текст, и правильно и чётко говорил дифференцируемые звуки.
По программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида, авторы программ К.Г. Коровин, А.Г. Зикеева и др., занятие по РСВ и ФП состоит из 20 минут, из которых 10 мин. отводится на РСВ, а 10 мин. отводится на ФП.
В программе установлено количество предложений в тексте, которые должны предлагаться ребёнку на слух в 9 классе. Зная возможности ребёнка, я взяла 25 предложений. Материал текста был взят с урока литературы. Работа над текстом ведётся в течение двух занятий (по методике). Сейчас это первое занятие, на котором ребёнок знакомится с текстом, составляет план для его пересказа, воспринимает на слух, как всего текста, так и его частей. На следующем занятии будет осуществляться пересказ текста и выполнения определённых заданий к нему. Текст для ребёнка предъявлялся на рабочем расстоянии (голое ухо – 4,5 м) за экраном и даже когда происходило составление плана – пересказа расстояние оставалось тем же. По средствам выполнения последующих заданий по работе над текстом: слова, словосочетания, предложения; рабочее расстояние сменялось на резервное расстояние (8м.), а голос менялся на шёпот, что тоже меняло расстояние до 1,5 метров, при котором ребёнок, с учётом своей степени т/у, слышит шёпотную речь. Слова, словосочетания и предложения предлагаются ребёнку за экраном два раза, если ребёнок не услышал экран убирается, давая возможность ребёнку сл/зр воспринять сказанное учителем. Так же расстояние может варьироваться между рабочим и резервным в зависимости от высоты голоса учителя (громко - тихо).

Произношение:
На этом этап работы по РСВ сменяется этапом ФП. У N стёртая дизартрия, но речь внятная. Длительное время велась работа по автоматизации звука [ц], сейчас на данном этапе ведётся работа по дифференциации звуков [ц]- [с] в речи на примере текста, используемого в занятии и заданий в рамках ФП.
Здесь учитель, садясь рядом с ребёнком, может не использовать экран, т.к. мы на этапе произношения, а этап РСВ закончился, но можно и воспользоваться им, так же меняя высоту голоса (громко - тихо). В рамках произношения мне хотелось, чтобы ребёнок мог не только самостоятельно находить слова со звуками [ц]- [с] в тексте, но и так, же мог их воспринимать на слух. Поэтому после работы на внимание и в тоже время правильного произношения этих звуков, я использовала такой метод, как слуховая дифференцировка, где ребёнок мог определить какое слово, я сказала лишнее и почему, и здесь я воспользовалась экраном.
Необходимым является включение в занятие с ребёнком работы с профилями закрепляемых звуков, чтобы ребёнок запомнил их различие. Здесь же проводится разговор, какой это звук, как проходит воздушная струя и т.д.
Так же я уделила внимание памяти, в задании: повтори слова, которые нашёл. Но при этом не стоит забывать, что основная цель дифференцировать звуки [ц]- [с], поэтому стоит следить за правильным произношением ребёнка.
Особое внимание я уделила самостоятельной речи ребёнка и посвятила этому два задания на этапе произношения, здесь посредствам придумывания слов со звуками, читая слова на слайдах и выполняя к ним задания, такие как: придумай существительного мужского рода, придумай прилагательное, предложение; обогащается словарный запас и развивается мышление, где ребёнок сам думает.
Последнее задание, направленное на умение передавать эмоции, что у слабослышащих детей затрудненно и в основном их речь интонационно невыразительна, поэтому нужно прочитать выразительно, сделать паузу и поставить ударение на слово, тем самым его выделив. Такая работа очень часто ведётся на уроках РСВ и ФП в старших классах на примере более сложных текстов, где так же учитываются особенности ребёнка.
По окончанию занятия подводится итог, где ребёнка спрашивают, что он сделал на занятии и была ли достигнута цель. Главное, чтобы у ребёнка осталось хорошее настроение после занятия. Занятие построено с учётом особенностей и возможностей данного ребёнка.

На занятие не было включено физкультминутки, потому что ребёнок старшего класса и зная его возможности – усидчив. Но если, зная, что ребёнку тяжело восприятие информации, трудны задания и ребёнок быстро утомляется, ему нужен отдых между этапов занятия в виде физкультминутки. Так же в занятии на этапе ФП отсутствовала артикуляционная гимнастика, так как работа ведётся по дифференциации звуков. И зная возможности ребёнка достаточно работы с профилями, чтобы вспомнить какие это звуки и как их правильно произносить. Но, допустим на этапе автоматизации звуков, артикуляционная гимнастика обязательна.
Категория: Обучение и воспитание детей с нарушенным слухом | Добавил: almay-mayal-almay (05.12.2014) | Автор: Майорова Алиса Владимировна
Просмотров: 4101 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.7/3
Всего комментариев: 1
1 galahova7  
0
Здравствуйте, Алиса Владимировна!
Ваша  работа допущена к участию в конференции.

С уважением, куратор конференции, Любовь Павловна Галахова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024