Конспект индивидуального занятия по РСВ и ФП с учеником 9 класса, обучающегося по адаптированной основной образовательной программе для слабослышащих и позднооглохших детей. Составила и разработала : Майорова А.В. учитель – дефектолог, г.Пермь Школа – интернат для детей с нарушением слуха.
Цель: познакомить ученика 9 класса с Виктором Михайловичем Васнецовым, через текст, на примере некоторых его картин, в частности картины «Спящая царевна»; дифференцировать звуки [ц] - [с] на уровне слова, словосочетания, предложения (на разнообразном речевом материале).
Задачи: 1. Коррекционно - развивающие: • Коррекция и развитие мыслительной деятельности на уровне аналитико-синтетической деятельности на примере слов, словосочетаний, предложений; • Коррекция и развитие фонематического восприятия, памяти, внимания, мышления, путём выполнения заданий на соотношение и воспроизведение слов и словосочетаний и т.д.; • Продолжение изменения высоты и силы голоса слова, на которые падает логическое ударение, вести работу над интонационной окраской речи; • Развитие слухового восприятия без ЗУА, на материале с урока литературы; • Развитие слуховых дифференцировок на рабочем и резервном расстоянии учащегося. 2. Коррекционно - образовательные: • Продолжать вести работу по дифференциации звуков [ц]- [с] на материале слов, словосочетаний, предложений и в самостоятельной речи.; • Формировать умение определять наличие слов со звуком [ц]- [с] в рассказе; • Тренировать умение составлять словосочетания, предложения с использование опорных слов; • Продолжать обогащать словарный запас. 3. Коррекционно – воспитательные: • Формировать умение выделять главное, существенное в прочитанном; • Формировать умение логически излагать свои мысли; • Приобщать и формировать положительное отношение к искусству; • Воспитывать положительное отношение к занятию; • Воспитывать самостоятельность, контроль за собственной речью.
Оборудование: ИКТ с портретом В.М.Васнецова и его картинами, так же с картиной «Спящая царевна», карточки с текстом, схемы профилей артикуляции звуков, 8 карточек с иллюстрациями.
План: РСВ • Организационный момент. • Ознакомиться с текстом. • Ответить на вопросы. • Составить план к этому рассказу для его пересказа на следующем занятии (зафиксировать составленный план). • Восприятие на слух предложений, словосочетаний, слов по данному тексту.
ФП
• Слуховая дифференцировка. • Работа с профилями. • Работа на память. • Самостоятельная деятельность, работа на мышление. • Работа над интонацией, логическим ударением. • Итог занятия.
Ход занятия:
Организационный момент:
-Здравствуй, N! Сегодня мы с тобой познакомимся с известным художником Виктором Михайловичем Васнецовым и его картинами, будем внимательно слушать текст о нём, продолжим работать над звуками [ц]- [с], будем говорить их красиво и правильно. (на проекторе слайды с портретом художника и его картинами)
РСВ
1 задание: - N, я прочитаю тебе текст два раза, слушай внимательно (текст «Спящая царевна» В.М.Васнецова, читается на рабочем расстоянии – 4,5м. за экраном). -N, ответить на вопросы: 1. Про какого известного художника я читала текст? (про Виктора Михайловича Васнецова) 2. Название, каких картин Васнецова ты запомнил? («Царевна-Несмеяна», «Царевна-лягушка» и т.д.). - N, я прочитаю первую часть текста, ты меня внимательно слушай, а потом, попробуй сам озаглавить эту часть и записать её (озаглавливает часть). -N, я читаю вторую часть текста, тебе надо выбрать из трёх вариантов названий, которые я тебе скажу, наиболее подходящее и записать его (выбирает название второй части). - N, теперь я читаю третью часть текста, а ты сам её называешь и записываешь её (озаглавливает последнюю часть текста). - Молодец, мы составили с тобой план пересказа текста про В.М.Васнецова, на следующем занятии мы будем его пересказывать по плану и отвечать на вопросы. 2 задание: - Слушай меня, я скажу тебе предложение, повтори его. На деревьях спят заморские птицы. (повторяет его, работа ведётся на резервном расстоянии 8м, за экраном). - Слушай словосочетание. Царский дворец. Спящая царевна. (фразы говорятся более тихим голосом на рабочем расстоянии – 4,5 м., если ребёнок не услышал, то говорятся на нормальной высоте голоса, повторяет их). - Слушай слова (шёпотом и тихо, расстояние уменьшается до 1,5 м.) Птицы, мастерская, молодец, деревца, старушка. (повторяет их). -N, молодец, ты хорошо справился с заданием. Переходим к другим заданиям (второй этап занятия), педагог садится рядом с учеником на расстоянии 1,5м.
Произношение
1 задание (работа по тексту, работа на внимание): -N, выбери из текста 4 слова, где есть звук [ц], прочитай их (перед ребёнком кладётся текст, он выбирает слова и читает их, некоторые из заданий второго этапа занятия предлагаются педагогом за экраном). 2 задание (слуховая дифференцировка) (предлагается за экраном): -Я скажу три слова, скажи какое слово из них лишнее и почему: царевна, спящая, царский (лишнее слово СПЯЩАЯ, потому что начинается на букву С). - Правильно, N, ты молодец, сегодня мы будем говорить правильно два звука [с] и [ц]. 3 задание (работа с профилями): - Рассмотри профили, скажи какой из них профиль какого звука. Расскажи про них. (ребёнку предлагаются профили трёх звуков, среди них профили звуков [с] и [ц], и третий наиболее сходный по артикуляции, ребёнок их рассматривает и рассказывает про них, если затрудняется, то педагог подводит его к правильным ответам). 4 задание (работа на память) (предлагается за экраном) : -Посмотри в текст и выбери 3 слова со звуком [с] и 3 слова со звуком [ц], назови их. (выбирает, называет). -N, теперь закрой текст и повтори эти слова, которые выбрал. (повторяет слова). 5 задание (самостоятельная деятельность, работа на мышление): -N, придумай слова со звуком [ц], чтобы звук [ц] был в конце слова (например: палец, огурец, конец - называет). -N, молодец, теперь назови слова со звуком [с], чтобы звук [с] был в середине слова (например: колесо, маска, весна - называет). 6 задание (самостоятельная деятельность, работа на мышление): - Посмотри на слайды экрана, назови 8 картинок: [ц]-половица, теплица, мотоцикл, кольцо. [с]- скамейка, самовар, глобус, кактус. (обращает внимание на экран, где изображены картинки называет их) - N, назови существительные мужского рода. (смотрит и называет: мотоцикл, самовар, глобус, кактус; при затруднении педагог даёт ребёнку возможность самостоятельно подумать и выбрать картинки). -N, подбери прилагательные к словам половица, кактус, теплица. (подбирает, например: скрипучая половица, колючий кактус, высокая теплица или др.). -N, придумай предложение со словом кольцо. (например: я подарил девушке кольцо. Здесь так же даётся возможность придумать ребёнку самому предложение). -Ты молодец, у нас осталось последнее задание. 7 задание (интонация, логическое ударение) (предлагается за экраном): -Поставь знаки препинания и прочитай с правильной интонацией, поставь ударение на слова, которые хочешь выделить (логическое ударение). (Внимание ребёнка возвращается с экрана на рабочий стол, где перед ним лежит текст). Кабы я была царица Говорит одна девица То на весь крещеный мир Приготовила б я пир Кабы я была царица Говорит её сестрица То на весь бы мир одна Наткала я полотна (ставит знаки препинания, читает выразительно, выделяя слова на которые поставил ударение, при затруднении педагог показывает как правильно надо прочитать выделенные слова).
Итог занятия:
-N, ты успешно справился со всеми заданиями. Ответь на вопросы: 1. С каким художником мы познакомились? 2. Какие звуки мы сегодня говорили? (с художником В.М.Васнецовым, звуки [ц] и [с]). -N, молодец, ты отлично занимался, слушал, говорил звуки [ц] и [с]; можешь идти в класс.
Текст - обоснование Ребёнок: N, ученик 9 класса; программа: АООП для слабослышащих детей; Диагноз: 2-х ст. ХНСТУ I- II ст., ММД, стёртая дизартрия; степень т/у: л.у. – II ст. (46дб), п.у. – I ст.(31дб); рабочее расстояние (голое ухо) L 1: 4,5 метра; резервное расстояние (голое ухо) L 2: 8 метров; рабочее расстояние (ИСА) L 1 : 5,5 - 6 метров (л.у.); резервное расстояние (ИСА) L 2 : 9 метров (л.у.); тональная аудиометрия соответствует речевой. При степени т/у N, ИСА показан только на левое ухо, но на момент проведения занятия ребёнок был без ИСА, по причине утери аппарата, поэтому всё занятие проводилось на голое ухо, поэтому в задачах я указала: развитие слухового восприятия без ЗУА. По методике занятие по РСВ с ребёнком проводится на голое ухо, с ИСА, с использованием стационарной аппаратуры. Но степень тугоухости данного ребёнка (I и II ст. т/у) позволяет не использовать в работе стационарную аппаратуру. Поэтому в занятии она не используется, вся работа ведётся, исключительно, на голое ухо.
РСВ: Занятие начинается с приветствия ребёнка, с ознакомления ребёнка с целью занятия и с настроя на то, чтобы ребёнок внимательно слушал текст, и правильно и чётко говорил дифференцируемые звуки. По программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида, авторы программ К.Г. Коровин, А.Г. Зикеева и др., занятие по РСВ и ФП состоит из 20 минут, из которых 10 мин. отводится на РСВ, а 10 мин. отводится на ФП. В программе установлено количество предложений в тексте, которые должны предлагаться ребёнку на слух в 9 классе. Зная возможности ребёнка, я взяла 25 предложений. Материал текста был взят с урока литературы. Работа над текстом ведётся в течение двух занятий (по методике). Сейчас это первое занятие, на котором ребёнок знакомится с текстом, составляет план для его пересказа, воспринимает на слух, как всего текста, так и его частей. На следующем занятии будет осуществляться пересказ текста и выполнения определённых заданий к нему. Текст для ребёнка предъявлялся на рабочем расстоянии (голое ухо – 4,5 м) за экраном и даже когда происходило составление плана – пересказа расстояние оставалось тем же. По средствам выполнения последующих заданий по работе над текстом: слова, словосочетания, предложения; рабочее расстояние сменялось на резервное расстояние (8м.), а голос менялся на шёпот, что тоже меняло расстояние до 1,5 метров, при котором ребёнок, с учётом своей степени т/у, слышит шёпотную речь. Слова, словосочетания и предложения предлагаются ребёнку за экраном два раза, если ребёнок не услышал экран убирается, давая возможность ребёнку сл/зр воспринять сказанное учителем. Так же расстояние может варьироваться между рабочим и резервным в зависимости от высоты голоса учителя (громко - тихо).
Произношение: На этом этап работы по РСВ сменяется этапом ФП. У N стёртая дизартрия, но речь внятная. Длительное время велась работа по автоматизации звука [ц], сейчас на данном этапе ведётся работа по дифференциации звуков [ц]- [с] в речи на примере текста, используемого в занятии и заданий в рамках ФП. Здесь учитель, садясь рядом с ребёнком, может не использовать экран, т.к. мы на этапе произношения, а этап РСВ закончился, но можно и воспользоваться им, так же меняя высоту голоса (громко - тихо). В рамках произношения мне хотелось, чтобы ребёнок мог не только самостоятельно находить слова со звуками [ц]- [с] в тексте, но и так, же мог их воспринимать на слух. Поэтому после работы на внимание и в тоже время правильного произношения этих звуков, я использовала такой метод, как слуховая дифференцировка, где ребёнок мог определить какое слово, я сказала лишнее и почему, и здесь я воспользовалась экраном. Необходимым является включение в занятие с ребёнком работы с профилями закрепляемых звуков, чтобы ребёнок запомнил их различие. Здесь же проводится разговор, какой это звук, как проходит воздушная струя и т.д. Так же я уделила внимание памяти, в задании: повтори слова, которые нашёл. Но при этом не стоит забывать, что основная цель дифференцировать звуки [ц]- [с], поэтому стоит следить за правильным произношением ребёнка. Особое внимание я уделила самостоятельной речи ребёнка и посвятила этому два задания на этапе произношения, здесь посредствам придумывания слов со звуками, читая слова на слайдах и выполняя к ним задания, такие как: придумай существительного мужского рода, придумай прилагательное, предложение; обогащается словарный запас и развивается мышление, где ребёнок сам думает. Последнее задание, направленное на умение передавать эмоции, что у слабослышащих детей затрудненно и в основном их речь интонационно невыразительна, поэтому нужно прочитать выразительно, сделать паузу и поставить ударение на слово, тем самым его выделив. Такая работа очень часто ведётся на уроках РСВ и ФП в старших классах на примере более сложных текстов, где так же учитываются особенности ребёнка. По окончанию занятия подводится итог, где ребёнка спрашивают, что он сделал на занятии и была ли достигнута цель. Главное, чтобы у ребёнка осталось хорошее настроение после занятия. Занятие построено с учётом особенностей и возможностей данного ребёнка.
На занятие не было включено физкультминутки, потому что ребёнок старшего класса и зная его возможности – усидчив. Но если, зная, что ребёнку тяжело восприятие информации, трудны задания и ребёнок быстро утомляется, ему нужен отдых между этапов занятия в виде физкультминутки. Так же в занятии на этапе ФП отсутствовала артикуляционная гимнастика, так как работа ведётся по дифференциации звуков. И зная возможности ребёнка достаточно работы с профилями, чтобы вспомнить какие это звуки и как их правильно произносить. Но, допустим на этапе автоматизации звуков, артикуляционная гимнастика обязательна.