конспект занятия по РСВ и ФП по АООП во 2 классе (ССД)
Конспект индивидуального занятия во 2 классе школы-интерната для слабослышащих и позднооглохших детей города Перми. Ученик обучается во 2 «в» классе по программе VIII вида. Диагноз: 2-х стор. ХНСТУ III ст, ЗПР, ЗРР, ПЭП, резидуальная энцефалопатия. Тема. Автоматизация звука «С» во всех позициях.
Цель. Автоматизировать звук «С» во всех позициях. Задачи. 1. Образовательные (коррекционные): - тренировать в умении правильно говорить звук «С» во всех позициях на речевом материале уроков; - учить определять место звука в слове; - учить выделять слова со звуком «С» в потоке предлагаемого материала, предупреждение дисграфии на фонетическом уровне, учить наблюдать несовпадение норм правописания с нормами произношения; - учить правильно строить предложения; - закреплять употребление звука «С» в самостоятельной речи. 2. Развивающие: - обеспечивать развитие слуховых восприятий и формирование произношения и самоконтроля над ним, умение анализировать, сопоставлять, делать выводы; - развивать познавательную активность, логическое мышление и внимание во время выполнения заданий; - закрепление словарного запаса; - развивать ощущения положения языка. 3. Воспитательные: - воспитывать навыки контроля за своей речью, за своей артикуляцией, положением языка; - воспитывать мотивацию к обучению; - воспитание доброжелательного отношения. 4. Здоровьесберегающие: - планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребёнка; - следить за правильной осанкой ребёнка; - способствовать созданию благоприятного психологического климата; - соблюдать режим охраны зрения; - чередовать статические и динамические задания. Оборудование: наглядный материал-карточки со слогами и словами, сюжетные картинки, мозаика, палочка с резинкой, профиль со звуком «с».
Ход занятия. I часть занятия. Работа над произношением – 10 мин. 1. Организационный момент. Какое сегодня число? Какой сегодня день недели? Какое время года? (вопросы задаем за экраном на рабочем расстоянии, ребенок слушает в индивидуальных аппаратах)
2. Упражнения для закрепления умения быстро переключаться с одного движения на другое. а) Стойка на двух ногах. Поднять согнутую в колене правую ногу, опустить. Поднять левую, опустить. Повторить 2-3 раза. б) Поднять перед собой правую руку, опустить, левую, опустить.
3. Упражнение для развития мелкой моторики. Ребенку дана мозаика, на которой он должен выложить узор по образцу. 4. Упражнения на развитие силы и длительности выдоха, голоса с использованием элементов фонетической ритмики. а) Стоять прямо, ноги на ширине плеч. Руки развести плавно в стороны, произнести «а». б) Затем руки сводим перед грудью, получаем кольцо «о». в) Затем ладошки тыльной стороны к себе, двигаем вперед «у». г) Все вместе «а-о-у» каждое движение переходит плавно одно в другое. 5. Артикуляционные упражнения, направленные на правильную артикуляцию звука «с». Напомнить о приеме самоконтроля. Обращаем внимание на профиль звука «с». При произношении звука «с» струя воздуха холодная, сильная. 6. Изолированное произношение звука «с». а) с использованием фонетической ритмики. Улыбнулись, поставили большие пальцы к уголкам рта, двигаем ими в стороны, говорим «с» долго. б) Ребенок обводит по спирали пальчиком и долго говорит звук «с». в) Растягивает резинку, прикрепленную к палочке, и говорит звук «с» долго. 7. Чтение слогов в разных позициях, написанных на карточках: Са-са-са-санки
Со-со-со-сом
Су-су-су-судак
Аса-аса-аса-колбаса
Осы-осы-осы- волосы
Ста-ста-ста-стакан
Сло-сло-сло-масло 8. Чтение и проговаривание чистоговорок. Са-са-са- в лесу лиса. Су-су-су-увидели лису. Со-со-со-слоем масло. 9. Чтение предложений. Стакан стоит на столе. Лиса несёт утку. Сколько слов в предложении? Составь предложение из карточек со словами. В каком слове есть звук «с»? В котором слоге звук «с»? Где находится звук «с»? (в начале, в середине, в конце слова)
10. Составление предложений по сюжетным картинкам. Кто что любит? Лиса------------Петух Собака---------Колбаса Сова------------Мышь Ребёнок подбирает нужное слово, составляет предложение. Следит за звуком «с».
11. Работа над развитием логического мышления. Подбери обобщающие слова к картинкам. Даны картинки: Свекла, редиска, капуста – Собака, лиса, слон – Самокат, самосвал, самолет – Таблички со словами: животные, овощи, транспорт. 12. Дополнение предложений. У (карт. лиса) красивый хвост. У (карт. сова) большие глаза. У (карт. собака) острые зубы.
II часть занятия. Работа над развитием слухового восприятия – 10 мин.
Работа с деформированными предложениями. Ученик идёт к доске. Дежурный моет доску. Саша решает задачу. (говорим за экраном, ребенок слушает и составляет из отдельных слов, проговаривает, если хорошо воспринимает, работа усложняется, увеличивается расстояние). Затем учитель задает вопросы к предложениям. Ученик слушает, ищет ответ. Кто идёт к доске? Что моет дежурный? Что решает Саша? Учим ребенка отвечать полным ответом (« К доске идёт ученик»).
Работа на голое лучше слышащее ухо за экраном на рабочем расстоянии, постепенно увеличиваем расстояние. Берём материал с первой части занятия. Какой звук мы повторяли? Повтори: лиса, стакан, масло. В лесу лиса. На столе стакан.
Следим над произношением.
III Итог занятия.
Задаем вопросы за экраном на рабочем расстоянии. Ребенок слушает в индивидуальных аппаратах и отвечает полными ответами. Что мы делали сегодня на занятии? Какие задания ты делал? Где было тебе трудно справиться с заданиями?
Я выбрала такие методы и приемы работы, которые соответствовали бы особенностям ребенка. В начале занятия я взяла упражнения для закрепления умения быстро переключаться с одного движения на другое, так как у ребенка наблюдается гиперактивность и неустойчивость внимания. Упражнения на дыхание способствуют его нормализации. Ученик владеет правильным произношением звука «с», поэтому целью занятия была автоматизация произношения. Мы вспомнили зрительно и тактильно как произносим звук «с». Использованы задания, направленные на определение места звука в слове, на выделение слов со звуком «с» в потоке материала, на правильное построение предложений, на закрепление применения звука «с» в самостоятельной речи, на развитие слуховых восприятий, логического мышления и внимания, на реализацию поставленных задач занятия.