Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 18.05.2024, 07:22

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Обучение и воспитание детей с нарушенным слухом

Компьютерная лабораторная работа "Изучение способов передвижения животных"

Уважаемые коллеги-биологи, не секрет, что проведение лабораторной работы по нашему предмету сопряжено с огромной затратой времени сил на подготовку, особенно, если предполагается работа с живыми объектами. И сами объекты порой жаль, т.к. они страдают, а порой и погибают при слишком «тесном» контакте с детьми. Оптимальный вариант – замена живых объектов фото и видеоматериалами. На создание качественных презентаций с включением интерактивных моделей и тренажёров (а как иначе показать особенности движения животных?) также не всегда можно найти время.
Предлагаю вашему вниманию разработку компьютерной лабораторной работы с использование фрагментов ЦОР, которые, на мой взгляд, наиболее понятны детям с нарушением слуха и не требуют существенной адаптации содержания материала.

Лабораторная работа «Изучение способов передвижения животных».

Раздел: Животные: Урок №4 в теме “Эволюция строения и функции органов”
Учебник: Биология. Животные-7 В.В. Латюшин, В.А. Шапкин
Программа под редакцией В.В. Пасечника
Тип урока: урок – компьютерная лабораторная работа с актуализацией и закреплением знаний.
Цель урока: выявить эволюционные изменения способов передвижения животных и их связь со средой обитания.
Задачи урока:
1) Актуализировать и закрепить знания о многообразии и систематике животного мира.
2) Продолжить формирование навыков: наблюдать, сравнивать, анализировать процессы жизнедеятельности организмов.
3) Продолжить формирование навыков обобщения знаний в виде таблиц, схем.
4) Развивать навыки работы с интерактивными моделями как виртуальным отображением реальных процессов и явлений.
5) Продолжить формирование навыков работы с тестами (в электронном варианте представления).
6) Развивать слуховые восприятия и речь учащихся, расширять их словарный запас на материале урока.
7) Воспитывать отношение к животному миру как к уникальной форме жизни на Земле.
Методы: беседа, самостоятельная работа учащихся с ЦОР (интерактивные модели, тесты), работа с компьютерными программами.
Оборудование: кабинет информатики, имеющий рабочие места перед компьютерами и обычные столы для лекционной работы, ЦОР «Открытая Биология 2.6» «Физикон», «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Животные»., желательно сетевые версии, тест на бумажном носителе, мультимедийный проектор, большой экран, бланки лабораторных работ, таблица “Эволюция органического мира”, словарь на карточках.

Биологический словарь:
эволюция,
ложноножки,
реснички,
жгутик,
наружный скелет,
хитиновый покров,
внутренний скелет,
продольные мышцы,
поперечные мышцы,
амебоидное движение,
сокращение,
мускулатура,
корненожки,
жгутиковые,
инфузории,
членистоногие,
ракообразные,
паукообразные,
головоногие,
брюхоногие,
моллюски,
земноводные,
пресмыкающиеся,
млекопитающие.

План урока.
Работа за лекционными столами.
1) Организационный момент – 1 - 2 минуты.
2) Речевая разминка – 2 - 3 минуты.
Работа за компьютерами.
3) Актуализация знаний, полученных ранее – 8-10 минут
Фронтальный опрос с использованием ЦОР «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Животные».
4) Ознакомление учащихся с бланками лабораторной работы. –2 – 3 минут.
5) Динамическая пауза – 2 минуты.
6) Выполнение лабораторной работы – 10 -15 минут.
Самостоятельная работа учащихся с использованием ЦОР “Открытая биология 2.6”.
Работа за лекционными столами.
7) Подведение итогов лабораторной работы – 4-5 минут.
Работа за компьютерами.
8) Компьютерное тестирование – 8-10 минут (при наличии времени)
9) Итог урока, домашнее задание – 1-2 минуты.

Ход урока.
Учащиеся занимают места за лекционными столами.

1. Организационный момент – 1-2 минуты.
Проверка наличия индивидуальных аппаратов, инструктаж по технике безопасности в кабинете информатики, пояснение цели и структуры занятия, формы его проведения.

2. Речевая разминка – 2-3 минуты.
Чтение биологического словаря. Учитель предлагает учащимся разделить термины на две группы:
а) классификация животного мира,
б) строение организма.
Дети отвечают на вопрос: “Какое понятие нельзя отнести ни к одной из этих групп?” (эволюция). Даётся определение данного понятия.
Учитель обращает внимание учащихся на таблицу “Эволюция органического мира” и предлагает детям составить связный рассказ об историческом развитии животного мира.

Рекомендации: для учащихся II отделения на доске записываются опорные фразы:
«__________ животные произошли от _________ животных»;
« ________ животные дали начало ___________ животным».
Со стороны учителя необходимо контролировать правильное использование детьми падежных окончаний.
Учащиеся переходят к рабочим местам за компьютерами

3. Актуализация знаний полученных ранее с использованием ЦОР “Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Животные” – 8-10 минут.
Учитель проецирует изображение на большой экран. На компьютерах учащихся уже открыта программа “ Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Животные”. Урок 1 “Предмет и история зоологии, система животного мира”. Учащиеся по указанию учителя выбирают необходимый для работы слайд.

Слайд № 4 «Форма тела и среда обитания животных (1)»


Учитель предлагает учащимся прочитать текст слайда и просмотреть фотографии, пользуясь активными кнопками тренажёра (на фотографиях представлены перечисленные в тексте слайда виды животных с пояснениями). При просмотре рекомендуется вывести изображение на весь экран. Затем проводится фронтальный опрос с элементами беседы. Учитель задает учащимся вопросы за экраном, исключая зрительное восприятие речи. Для глухих учащихся вопрос затем повторяется учителем без экрана или другим учеником.
“Какую среду обитания заселяют эти животные?”
“К каким типам относятся данные животные?” Уточняются систематические группы животного мира (типы, классы).
“С чем связана обтекаемая форма тела некоторых животных? ” Назовите этих животных.
“Как передвигаются кишечнополостные?” Назовите их.

Слайд № 5 «Форма тела и среда обитания животных (2)».


Проводится аналогичная работа со следующим слайдом.
В результате опроса учащиеся делают вывод об особенностях строения обитателей наземно-воздушной среды. Во время беседы обращается внимание на число конечностей и классификацию представленных на фотографиях животных.
Примечание: необходимо акцентировать внимание детей на отличие крыльев птиц млекопитающих, пресмыкающихся, насекомых.

Слайд № 6


Продолжается работа по актуализации знания систематики животного мира. Ученики называют животное и относят его к определенной систематической группе, указывая особенности покрова тела, среду обитания и способ передвижения.

Слайд № 13


Слайд № 14


Слайд № 15


Слайд № 16


Примечание: работа с данными слайдами проводится в классах I отделения; в классах II отделения - при достаточном количестве времени.
Учитель предлагает учащимся самостоятельно ознакомиться с материалами слайдов.
В ходе актуализации знаний детей о средах обитания, учителем проводится работа по развитию слуховых восприятий (короткие беседы с учениками, стоя за их спиной, исключая зрительное восприятие речи). После завершения самостоятельной работы учащиеся отвечают на вопрос: “Какие среды обитания животных вам известны?”
Задание: Найдите на этих слайдах животных, обитающих в нескольких средах; - обитающих только в одной среде. Выведите их изображения на экран.
После взаимопроверки учащимися задания, им предлагается вопрос: “Какое из представленных животных является паразитом?”
Примечание: Для учащихся II отделения необходимо акцентировать внимание на понятии паразитизм.

4. Знакомство с бланками лабораторной работы – 3-5 минут.
Учащимся раздаются бланки лабораторной работы, оформленные в виде таблицы. Рекомендация: для повышения эффективности лабораторной работы, к бланку прилагается список вариантов ответов и описания способов передвижения. Это необходимо для психологического комфорта и уверенности детей в своих силах, так как умение верно и коротко формулировать свои мысли у слабослышащих учащихся находится на низком уровне.

Бланк лабораторной работы
учащегося ___ класса: ____________________________________________________
Лабораторная работа №10 “Изучение способов передвижения животных”.
Оборудование: компьютер, ЦОР “Открытая биология 2.6”.
Интерактивная модель “Движение беспозвоночных”.
“Движение позвоночных” (нужное подчеркнуть).




Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

[u]Приложение: [/u]

Тип движения:
• амебоидное движение
• движение при помощи жгутика и ресничек
• движение при помощи мышц

Специальные органы движения:
• отсутствуют
• реснички
• жгутик
• членистые конечности
• крылья – выросты хитинового покрова
• мускулистая нога
• плавники
• конечности с внутренним скелетом
• кожистые крылья
• крылья, образованные перьями

Способы передвижения беспозвоночных:
• образование ложноножек
• биение и изгибание ресничек
• вращение с помощью волнообразного движения жгутика
• реактивное движение
• расслабление и сокращение мускулистой ноги
• укорочение и удлинение тела
• изгибание тела
• ползание с опорой на конечности
• машущий полет с помощью крыльев

Способы передвижения позвоночных:
• изгибание хвоста или туловища
• движение с помощью плавников
• ползание с опорой на конечности
• прыжки с опорой на задние конечности
• плавание с помощью задних конечностей
• ползание по типу «гусеницы» за счет сокращения мышц
• ползание S – образным изгибанием тела в горизонтальной плоскости
• ползание по типу «боковой ход» (перебрасывание вперед сначала передней, затем задней части тела)
• бег на четырех конечностях
• машущий полет с помощью крыльев
• бег на двух конечностях

Примечание: для учащихся II отделения (особенно классов с ЗПР) можно рекомендовать выполнение только части работы (с одной интерактивной моделью).
Учитель предлагает внимательно прочитать задание и приложение. После ознакомления учащихся с бланками лабораторных работ, учитель обсуждает с учениками непонятные для них слова и формулировки.
Примечание: чаще всего у учащихся вызывают затруднения понятия: отсутствуют, амебоидное, мускулистая, кожистые, биение, волнообразные, вращение, машущий, изгибание и.т.д. Учитель может сам акцентировать внимание детей на некоторых терминах и объяснить им сложные понятия.

6. Динамическая пауза – 2 минуты.
Учитель предлагает детям выполнить несколько упражнений из комплекса для снятия усталости с глаз.

7.Выполнение лабораторной работы – 10-15 минут.

Учащиеся просматривают интерактивные модели, заполняют таблицы с опорой на предложенные варианты ответов. Учитель контролирует работу, помогает в случае затруднений, одновременно развивая слуховые восприятия детей. Проводится работа на «голое ухо», исключая зрительное восприятие речи (беседуя стоя за спинами детей).





Возвращение за лекционные столы.
8. Подведение итогов лабораторной работы – 4-5 минут.
Примечание: Правильность выполнения работы желательно проверять сразу, т.к. отсроченные знания для слабослышащих детей менее актуальны, в связи с кратковременностью их памяти. Одновременно происходит закрепление приобретённых знаний.
Интерактивные модели проецируются на большой экран. Учащимся предлагается зачитать свои варианты заполнения таблицы. При этом учитель добивается связного рассказа о способе передвижения этого животного.
С помощью учителя учащиеся делают вывод и записывают его в бланки лабораторных работ, используя опорный текст на доске, вставляя термины: «В процессе эволюции у животных выработались приспособления _________ и специальные органы _________ для передвижения, в зависимости от среды обитания и образа жизни».

9. Тестирование.- 8-10 минут (проводится при наличии времени, если времени недостаточно возможно проведение на следующем уроке)
Для закрепления полученного материала (и оценки качества усвоения.), ученикам предлагается выполнить тесты. Теста разработаны учителем с учётом пройденного материала и умственного развития учащихся. В ходе тестирования учитель помогает учащимся при затруднении в понимании формулировок вопросов, но не указывает верный ответ. В итоге учащиеся могут проверить и оценить приобретённые знания.

1.Позвоночные, в отличие от беспозвоночных:
• А) имеют внутренний скелет
• Б) менее подвижны
• В) передвигаются за счет сокращения мышц
• Г) освоили все среды обитания

2.Специальные органы движения у позвоночных:
• А) крылья
• Б) конечности
• В) всё верно
• Г) плавники

3.Кольчатые черви передвигаются путём:
• А) ползания с опорой на конечности
• Б) укорочения и удлинения тела
• В) расслабления и сокращения мускулистой ноги
• Г) изгибания тела

4.Наружным скелетом обладают:
• А) кольчатые черви
• Б) членистоногие
• В) кишечнополостные
• Г) хордовые

5.Земноводные освоили несколько способов передвижения в связи с тем, что:
• А) имеют конечности
• Б) обитают в двух средах: в водной и наземной
• В) являются хищниками
• Г) ведут наземный образ жизни

6.Эволюция животных - это:
• А) усложнение систем органов
• Б) историческое развитие животного мира
• В) изменение образа жизни
• Г) приспособление к среде обитания

7.Перемещение по песку "боковым ходом" освоили:
• А) эфа
• Б) гадюка
• В) питон
• Г) уж

8.Амебоидное движение характерно для:
• А) споровиков
• Б) корненожек
• В) инфузорий
• Г) жгутиконосцев

9.При помощи жгутиков передвигается:
• А) малярийный плазмодий
• Б) эвглена зеленая
• В) инфузория туфелька
• Г) амёба обыкновенная

10.Благодаря волнообразным сокращениям мускулистой ноги передвигаются:
• А) ракообразные
• Б) головоногие моллюски
• В) кольчатые черви
• Г) брюхоногие моллюски

Верные ответы:

Вопрос №: 1. А)
Вопрос №: 2. В)
Вопрос №: 3. Б)
Вопрос №: 4. Б)
Вопрос №: 5. Б)
Вопрос №: 6. Б)
Вопрос №: 7. А)
Вопрос №: 8. Б)
Вопрос №: 9. Б)
Вопрос №: 10. Г)

10. Итог урока.-1-2 минуты.
В подведении итога урока обязательно отмечаются самые активные ученики. Каждый учащийся получает оценки за лабораторную работу и за тест.
Примечание: Отрицательные оценки желательно не выставлять в журнал.

Эффективность урока.
При планировании данного урока учитель, в первую очередь, ориентировался на классы II отделения, т.к. у этих учащихся крайне низкий уровень речевого и интеллектуального развития. Большинство учеников данных классов имеют четвёртую степень тугоухости, пограничную с глухотой. Все учащиеся имеют диагноз ЗПР в глубокой форме. У этих детей с трудом формируются навыки самостоятельного мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.), поэтому особенно важно научить их мыслить общими, а не конкретными категориями (моллюски, а не улитка; водная среда обитания, а не река и т. д.). Очень ограниченный речевой запас, краткосрочная память требуют систематического повторения ранее изученного материала.
По мнению автора, подобные уроки, требующие проявления самостоятельности, помогают интеллектуальному и речевому развитию таких детей.
Большинство учащихся хорошо справились со всеми заданиями, некоторые ученики справились с лабораторной работой полностью (изучили обе интерактивные модели). Тестовый контроль выявил неплохой для этих учащихся уровень усвоения знаний. В классе II отделения качество знаний составило 83%, в классе II отделения с ЗПР – 50%.
Данный урок в классе I отделения был встречен с большим интересом и вызвал много положительных эмоций у детей. Сохранный интеллект и высокий уровень развития речи позволили этим учащимся показать 100%-ое усвоение материала (средняя сумма баллов при тестировании 90%).

Используемые источники:
1. ЦОР «Виртуальна школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Животные».ООО «Кирилл и Мефодий»
2. ЦОР «Открытая биология. Версия 2.6.» Автор курса Д.И. Мамонтов, под редакцией А.В. Матвеева. ООО «Физикон»



Источник: http://ЦОР «Виртуальна школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Животные».ООО «Кирилл и Мефодий» ЦОР «Отк
Категория: Обучение и воспитание детей с нарушенным слухом | Добавил: tamarav (30.03.2015) | Автор: Архипенкова Тамара Владимировна E
Просмотров: 6864 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
1 galahova7  
0
Здравствуйте, Тамара Владимировна!
Ваша работа допущена к участию в конференции.

С уважением, куратор конференции, Любовь Павловна Галахова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024