Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 04.05.2024, 03:58

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Обучение и воспитание детей с нарушенным слухом

Игровая деятельность в воспитательном процессе для обучающихся с нарушенным слухом.
Игровая деятельность в воспитательном процессе для обучающихся с нарушенным слухом.

В настоящее время необходимо применение педагогических технологий по социально-эмоциональному и личностному развитию ребёнка с ОВЗ, предусматривающих формирование его мотивационной сферы, коммуникативных и личностных качеств. Ключевая роль в этом процессе принадлежит воспитанию.
Группа детей с ОВЗ неоднородна, особое место занимают обучающиеся с недостатками слуха.
«Дети с нарушением слуховой функции в большинстве случаев обучаются в школах-интернатах. Это обусловлено необходимостью создания непрерывного и долговременного воздействия на обучающихся, создание слухоречевой среды, комплексного подхода к воспитанию» [1, с. 236] .
Применение технологии деятельностного подхода позволяет минимизировать отклонения в развитии обучающихся с особыми образовательными потребностями. Рациональное включение обучающихся в различные виды деятельности с использованием словесной речи, формируются личностные компетенции у обучающихся с недостатками слуха.
На всех этапах развития личности эффективным средством целостного и речевого развития и воспитания ребёнка с нарушением слуха является разнообразная игровая деятельность. Во внеурочное время применяют следующие игры: подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, ситуативные, деловые. Разные виды игр требуют определённого объёма информации и словаря и предоставляют разные возможности для развития навыков речевого общения и коммуникативных компетенций. В процессе игры обучающийся познаёт окружающий мир, в игре формируются его индивидуальные интересы, нравственные качества, черты характера.
В рамках использования здоровьесберегающих технологий применяются подвижные игры. Во время подвижных игр обучающиеся включены в целенаправленную физическую активность, у них развиваются физические качества. Во время игры дети имеют возможность действовать смело, проявляя активность, настойчивость, инициативу и самостоятельность. У них воспитываются нравственные качества: чувства дружбы и товарищества, взаимопомощи и ответственности.
В подвижных играх целесообразно использовать естественные условия природного ландшафта, а также природный материал. Необходимо отметить, что планирование игр должно соответствовать возрасту обучающихся, их индивидуальным психофизическим особенностям и возможностям, отвечать программным требованиям.
Для работы над речью в условиях игры необходимо:
- заранее ознакомить обучающихся с речевым материалом (названием игры, ее правилами, планом проведения, считалками, репликами);
- практически осуществлять использование речевого материала во время игры;
- создавать такие условия, чтобы использование речевого материала не снижало интерес к игре;
- при обсуждении игры повторить весь её ход вопросами друг другу, выражением своего отношения к её результатам, сообщением о новых словах, с которыми познакомились.
Ведущая роль в развитии познавательных и коммуникативных компетенций обучающихся всех возрастов принадлежит дидактическим играм.
Существует несколько разновидностей дидактических игр:
- игры на усвоение названий предметов и действий, например: «Что пропало?», «Угадай, кто тут?», «Волшебный мешочек», «Наша улица»;
- игры, связанные с определённым видом трудовой деятельности людей, например: «Кто построил этот дом?», «От зёрнышка до булочки», «Откуда стол пришёл?», «Кем рубашка сшита?»;
- игры, развивающие сенсорные способности обучающихся, например: «Назови одним словом», «Что лишнее?», «Собери картинку»;
-игры на усвоение обучающимися культурно-гигиенических навыков: «Завтрак куклы», «День рождение», «Одежда и обувь»;
-игры, направленные на воспитание у обучающихся правил поведения в общественных местах: «Мой друг светофор», «Знаки дорожного движения», «Правильно ли он поступил?»;
-игры, направленные на воспитание патриотических чувств, любви к родному краю, например: «Наша малая Родина», «Путешествие по городу», «Природа и человек».
При проведении дидактических игр широко используется наглядно-дидактический материал: предметные и сюжетные картинки, иллюстративный материал, ЭОР. Данный вид деятельности способствует закреплению и повторению изученного материала, обогащению словаря, развитию слухового восприятия, активизирует речевое общение обучающихся, способствует формированию мыслительных операций и коммуникативных функций.
Значительное место во внеурочное время отводится сюжетно-ролевой игре, в которой объединены общение и предметная деятельность. Сюжетно-ролевые игры формируют у обучающихся с недостатками слуха воображение, мышление, активность. В этих играх обучающиеся воспроизводят жизненные ситуации и деятельность взрослых людей, их взаимоотношения: «В транспорте», «У врача», «В магазине», «В библиотеке», «В гостях», «Семья» и т. д. В этом случае сюжетно-ролевая игра служит средством овладения нормами и правилами социального поведения, знакомит с различными видами деятельности взрослых, в том числе профессиональными. В процессе игры обучающиеся знакомятся с предметами и явлениями окружающего мира, познают нравственно-этические нормы, мотивы поступков, особенности взаимоотношений людей. Данная игровая деятельность является важным средством социализации детей с нарушениями слуховой функции.
Особое место среди сюжетно-ролевых игр занимают творческие игры. «Выбор сюжета творческой игры определяется конкретной воспитательной целью. Если воспитательная цель игры – формирование коллективных отношений, изучение индивидуальных особенностей детей, то может быть проведена творческая игра на любой сюжет: в школу, у врача и т. д. Если же ставится задача формирования положительных моральных качеств или проверка усвоенных норм поведения, подбирается игра с наличием ролей, адекватных соответствующим нормам поведения. Для того, чтобы игра могла выполнить функцию упражнений в этике общения, педагог подбирает игровые сюжеты, основанные на правилах, скрытых в ролях, которые ставят детей перед необходимостью быть взаимно вежливыми. Сущность ролевых игр «в гости», «день рождения» заключается в проявлении внимания, заботы о гостях. Следовательно, выбор сюжета предстоящей игры всегда зависит от конкретных воспитательных задач» [2, с. 151]. В таких играх усвоение социальных, коммуникативных функций и речевого материала облегчается обыгрыванием соответствующей ситуации.
В старших классах преобладают ситуационные и деловые игры. В ситуационной игре в центре стоит ситуация или проблема, которую нужно решить или найти оптимальный выход из заданной ситуации. Ситуация чаще всего выступает как проблемная, и в ней скрыты разные мотивы поведения. Одни мотивы являются центральными, другие находятся в конкретной взаимосвязи между собой. Мотивация придает ситуации ценность, становится критерием ее социальной значимости. Это позволяет говорить о факте социализации обучающихся через игровую деятельность.
В организации игровой деятельности воспитатель выполняет функциональную роль. Воспитатель создаёт игровую ситуацию, объясняет условия игры, руководит игрой на начальном этапе, формирует и развивает новые игровые умения и навыки, активизируя необходимый для игры словарь, вводя новые речевые конструкции, диалоги и монологи, обусловленные сюжетом игры или её правилами. Воспитатель во время ситуационной игры помогает осознать действия, последствия принятых решений, найти правильное решение из создавшей ситуации. У обучающихся формируются навыки самостоятельного принятия решений в нетипичных и проблемных ситуациях.
Особый интерес у обучающихся вызывают игры, связанные с решением ситуаций и проблем безопасного поведения и безопасности жизнедеятельности. Примерная тематика: «Я заболел», «Внимание, пожар», «Зимой на льду», «Вечером на улице», «Если ты заложник», «Жертвы нападений», «Звонок в дверь», В толпе», «Опасное лето» и другие.
Использование воспитывающих ситуаций направлено на усвоение норм и правил поведения в социуме. Обучающийся находится в ситуации выбора варианта поведения. «Сурдопедагогу важно содержанием подготовить детей с нарушениями слуха к разрешению ситуаций, ценных в воспитательном отношении. Вот почему сурдопедагог – организатор игры особенно следит за тем, чтобы в игру входили ситуации, адекватные соответствующим нормам и правилам поведения, этикету» [2, с. 174].
Через ситуативные игры у обучающихся формируются личностные компетенции: участие в коллективном обсуждении проблем, интегрирование в группу сверстников, построение продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Во время профориентационной работы на первый план выходят деловые игры. Главная цель деловых игр с детьми школьного возраста расширение социально-коммуникативных возможностей через участия в диалоге; умение оценить ситуацию и сориентироваться в ней; отличать правильное высказывания от неправильного; воспринимать, понимать и адекватно реагировать на словесную речь собеседника, уметь внятно словами объяснить ему свою позицию. В деловой игре в средних и, особенно, в старших классах педагог моделирует столкновение мнений учащихся по разным темам: «Отдых в лагере», «Программа по телевидению», «Пусть говорят», «Отношение к миру» и др. В таких играх у обучающихся формируется опыт социального поведения в нетипичных для них ситуациях. Они учатся спорить, отстаивать своё мнение, идти на компромисс, соглашаться и в результате формируются продуктивный опыт межличностного общения.
Деловая игра основана на ролевой деятельности, а также имитационном моделировании жизненных ситуаций (реальных и гипотетических). Она направлена на отработку и формирование конкретных умений действовать в чётко очерченных реальных условиях:
• оперативно анализировать ситуацию;
• вести поиск недостающей информации;
• решать неожиданно возникшие проблемы;
• намечать варианты действий;
• применять решения в меняющихся условиях.
«Преимущества деловой игры перед другими видами работы в том, что она позволяет моделировать обстановку, в которой участники могут проявить свои организаторские способности, знания, умения общаться словесной речью в обстановке, максимально приближенной к реальной» [3, с.17].
В деловой игры процесс обучения обогащается активными методами, обучающиеся погружаются в социальные условия, в которых они не могут оставаться пассивными - должны активно обмениваться знаниями и опытом между собой, что готовит их к общению со слышащими. Постепенно дети учатся переносить опыт межличностных отношений, полученных в деловых играх, в подобную ситуацию совместной деятельности со слышащими людьми.
Таким образом, игровая деятельность предполагает формирование у обучающихся с нарушением слуховой функции навыков эффективного общения, умения формулировать свои мысли, доступно их излагать, адекватно воспринимать реакции и действия других людей. Ситуации совместного обыгрывания различных социально-профессиональных ролей способствуют совершенствованию навыков социальной коммуникации.

Список литературы:
1. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. С90 заведений / [И.Г. Багрова и др.]; под ред. Е.Г. Речицкой. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 655 с. — (Коррекционная педагогика).
2. Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида. В 2 ч. Ч. 1 : [учебник] / Е.Г. Речицкая, Т.Г. Богданова, Е.А. Горбунова, ред.: Е.Г. Речицкая .— М. : ВЛАДОС, 2009. — (Коррекционная педагогика) .
3.Битянова М.Р. Игра как метод решения школьных проблем, или Как разработать и провести деловую игру Педагогический университет «Первое сентября», 2013. — 48 c. Учебно-методическое пособие.
Категория: Обучение и воспитание детей с нарушенным слухом | Добавил: ujkjdbyfnd1969 (16.04.2016) | Автор: Головина Татьяна Владимировна E
Просмотров: 982 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 galahova7  
0
Здравствуйте, Татьяна Владимировна!
Ваша работа допущена к участию в Конференции

Куратор конференции, Любовь Павловна Галахова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024