Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 04.05.2024, 03:12

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Обучение и воспитание детей с нарушенным слухом

Формирование навыков самоконтроля, самоанализа и самоорганизации на уроках трудового обучения в классах для детей с нарушением слуха.
Формирование навыков самоконтроля, самоанализа и самоорганизации на уроках трудового обучения в классах для детей с нарушением слуха

Школа для детей с нарушением слуха является специальным (коррекционным) учреждением. Из этого следует, что процесс обучения детей с нарушением слуха имеет специфические особенности по сравнению с таковыми в массовых общеобразовательных и коррекционных учреждениях других видов.
При обучении тугоухих детей обязательно учитываются особенности их психофизического и интеллектуального развития на фоне основной патологии - дефекта слуховой функции.
Образовательный процесс в специальной (коррекционной) школе строится на основе максимального использования разных видов деятельности учащихся. Психическое развитие ребенка совершается в результате его собственной практической и умственной деятельности. В разных видах деятельности, в том числе речевой, ведущую роль играют социальные мотивы. Они побуждают ребенка вступать в контакты с окружающими для удовлетворения разнообразных потребностей развивающейся личности. В создании такой психологической готовности к самостоятельной ориентировочной деятельности, повышения социально-психологической реабилитированности детей с дефектами слуха важное место принадлежит урокам трудового обучения.
Изучая развитие психики ребенка с нарушением слуха, Р.М. Боскис установила, что оно протекает аномально, то есть с отклонением от нормы. Дело не только в том, что ребенок плохо слышит, то есть имеет физический недостаток, но и в том, что этот недостаток привел к нарушению многих функций и сторон психики, определяющих ход и результаты развития личности ребенка. Одной из отличительных черт мышления детей является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они часто не замечают своих ошибок.
Поэтому на каждом уроке следует четко обозначать требования к качеству планируемой работы. Только на основе представления о качестве возможно формирование контроля как необходимого звена плодотворной деятельности.
Формирование контроля происходит при соблюдении следующих условий:
1. Требования к качеству выполняемой работы предъявляются перед началом практической работы. Они должны быть понятны, конкретны, немногочисленны.
2. В процессе знакомства детей с планом, ученицы усваивают, что изготовление любого изделия происходит поэтапно. Необходимо учить их контролировать качество выполнения каждого пункта инструкционной карты, каждого этапа.
3. Оценивать качество выполненной работы следует только по требованиям, обозначенным перед началом практической работы.
4. Осуществлению контрольных операций нужно специально учить. Овладение способами контроля происходит в ходе пошагового обучения.
Исходя из многолетнего опыта работы, требования к качеству выполняемой работы представляю в виде ошибок, которые не следует допускать. Лучше всего выбрать пять самых важных на данном уроке критериев.
Пример. Урок по теме «Обработка вытачек юбки» в 7 классе.
Ошибки.
1. Некрасивая строчка.
2. Кривая строчка.
3. Большие закрепки.
4. Неправильно заутюжены вытачки.
5. Плохо сутюжены выпуклости.
Отдельно оговариваются требования по соблюдению правил безопасной работы, порядку на рабочем месте, правильной посадке. В этом случае легко объяснить ребёнку, почему он получил ту или другую оценку. Оценка знаний и умений – это вспомогательный процесс, который помогает успешному течению всей учебно-воспитательной работы.
Работая над изделием со школьниками, имеющими нарушение слуха, полезно обращаться к ролевым играм, где дети сами играют роли художников-модельеров, закройщиц. Они «работают» конструкторами, технологами, швеями. Учитель обращает внимание на личные качества людей, имеющих названные профессии.
Интересно происходят уроки заключительного этапа изготовления изделия, во время которых «контролер» проверяет качество изделий и каждому изделию присваивает сорт.
Для этих целей используется таблица, где указываются ошибки (их называют сами дети) и имена «швей».
Контролер (их может быть двое) проверяет каждое изделие и крестиками обозначает наличие той или иной ошибки.
Если изделие сшито без ошибок, то ему присваивается высший сорт. Если контролер находит 1-2 ошибки, изделию присваивается 1 сорт, 3-4 ошибки – 2 сорт, более 4х ошибок – 3 сорт. В старших классах требования, предъявляемые к качеству изделия, могут быть выше.
Возникает вопрос, нужно ли сравнивать качество работ слабослышащих и глухих школьников. Учитывая неоднородность возможностей детей с нарушением слуха выбор лучших (подразумевающий определение худших) может показаться мало оправдан. Может показаться неэффективным, оценивать качество работ, не учитывая индивидуальное развитие каждой ученицы, ведь важен личный результат. Здесь можно поспорить. Одной из особенностей тугоухих детей является неумение (особенно на начальных этапах трудовой подготовки) критически относиться к результатам своего труда. Это связано с неадекватно завышенной самооценкой, которая характерна для детей с патологией слуха. Только опираясь на выработанные в процессе трудовой подготовки критерии оценки своего труда, учащиеся с нарушением слуха успешно овладевают навыками взаимоконтроля, самоконтроля, самоанализа и самоорганизации.
Известно, что учащиеся придают отметкам большое значение. Поэтому важно, чтобы их целью стало приобретение знаний и умений, а не получение хорошей отметки любым путём. Считаю, что оценка, выставляемая учащемуся, одновременно является и оценкой работы самого педагога.
Литература.
1. Бабина Н.Ф. Воспитывающая роль оценки на уроках труда [Текст], Школа и производство, 2012, №8, с.6.
2. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушением слуха: Кн. для учителя –
2-ое изд. испр. М.: Просвещение, 1988.
3. Щербакова А.М. Воспитание ребенка с нарушениями развития [Текст] М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2004.
Категория: Обучение и воспитание детей с нарушенным слухом | Добавил: ROW1960 (05.03.2016) | Автор: Рябова Оксана Владимировна E
Просмотров: 1294 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 galahova7  
0
Здравствуйте, Оксана Владимировна!
Ваша работа допущена к участию в Конференции.

Куратор Конференции, Любовь Павловна Галахова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024