Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 03.05.2024, 02:39

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Обучение и воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Специфика работы учителя-дефектолога с детьми с ДЦП в условиях общеобразовательной санаторной школы
Специфика работы учителя-дефектолога с детьми с ДЦП в условиях общеобразовательной санаторной школы

В «Нижневартовской санаторной школе» осуществляется воспитание, обучение и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных, возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других особенностей, образовательных потребностей и возможностей.
В рамках инклюзивного образования нашу школу посещают дети с ДЦП, которым характерно следующее:
• Нарушение двигательных функций.
• Нарушение речи.
• Специфические отклонения в психическом развитии.
• Нарушение познавательной деятельности.
• Нарушение формирования личности.
• Расстройства эмоционально – волевой сферы.
Основной целью коррекционного обучения и воспитания детей с ДЦП в «Центре оздоровительной и коррекционной работы», которая создана на базе нашей школы, является всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями и максимальная адаптация к окружающей действительности.
Необходимым условием реализации задач центра является комплексный подход к диагностике, развитию и коррекции нарушенных функций, который обеспечивается тесной взаимосвязью психолого-педагогических и лечебных мероприятий. Осуществление общеобразовательных задач неразрывно связано с решением коррекционных задач.
Коррекционно-педагогическое воздействие осуществляется через совместное сотрудничество многопрофильных специалистов школы. Каждый специалист не только выполняет свой раздел работы, но и поддерживает тесную связь с коллегами, включает в свои задания материал, рекомендуемый другими специалистами для закрепления их работы.
Психолого-педагогическое изучение детей с ДЦП представляет существенные трудности в связи с многообразием проявлений у них нарушений двигательного, психического и речевого развития. При составлении заключения и психолого-педагогической характеристики по результатам обследования ребенка с ДЦП, в документах отражаем не только уровень интеллектуального и речевого развития, но и такие важные для организации коррекционной работы показатели, как способ передвижения, уровень развития манипулятивной функции и навыков самообслуживания, наличие сопутствующих нарушений.
Результаты динамического роста детей периодически обсуждаем и анализируем на психолого- медико- педагогическом консилиуме школы.
Коррекционно-педагогическая работа учителя-дефектолога направлена на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития ребенка, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешного обучения в общеобразовательной школе. Особое внимание при работе с детьми с ДЦП уделяется развитию двигательных, психических, речевых функций ребенка, профилактике и коррекции их нарушений через различные формы работы, но особое внимание уделяется логоритмике, су-джок терапии и нестандартному оборудованию.
Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. В логоритмике коррекционная работа основывается на взаимодействии движения, музыки, речи. У детей с ДЦП проблема заключается в том, что характеристика каждого из этих компонентов в определенной степени не соответствует норме [1].
Движение. При ДЦП нарушение двигательных функций первично, это сказывает на выполнении самых элементарных упражнений.
Музыка. Выразительными средствами музыки служат ритм и темп, соблюдение которых затруднителен детьми с ДЦП.
Речь. Для детей с ДЦП характерны различные формы речевого дизонтогенеза (проявляются в виде обратимых нарушений, либо более стойких системных расстройств).
Цель логопедической ритмики для детей с ДЦП заключается в максимальном всестороннем развитии ребенка в соответствии с его возможностями и соответствующей адаптации к социальной среде.
Задачи логоритмики:
• способствовать овладению определенными видами двигательно-моторной деятельности, укреплению костно-мышечной системы;
• исправлять речевые нарушения (речевое дыхание, оральный праксис, просодика, фонематический слух, звукопроизношение);
• расширять и обогащать словарный запас, формировать связную речь, её грамматический строй;
• развивать психические функции (зрительное, слуховое восприятия, память, внимание);
• формировать навыки ориентирования в пространстве;
• осуществлять эстетическое и нравственное развитие, используя методические приемы обучения и организацию среды (дидактические пособия, музыкальное сопровождение и др.);
• формировать базу социализации с помощью упражнений, имитирующих бытовые действия, обыгрывания сценок из жизни и т.д.
Таким образом, логоритмические игры-упражнения с мячом, кубиками, лентами, веревочками развивают общую моторику, координацию движений, ориентировку в пространстве, развивают мышечную систему, слуховое внимание.
В коррекционно - развивающей работе активно используем приемы Су-джок терапии в качестве массажа при расстройствах речи, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма. Су-джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка. Во время коррекционной деятельности происходит стимулирование биологически активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эту работу проводим перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты. Су-джок терапия, совместно с пальчиковыми играми, мозаикой, шнуровкой, штриховкой, лепкой, рисованием активизирует развитие речи детей.
Варианты использования су-джок шаров:
• массаж су-джок шарами;
• массаж пальцев эластичным кольцом;
• при автоматизации звуков;
• при совершенствовании лексико-грамматических категорий;
• для развития памяти и внимания;
• для звукового и слогового анализа слов;
• при совершенствовании навыков употребления предлогов.
Эффективным показала практика применения методики «Покажи стихи руками» [3], целью которой является развитие речи, мелкой моторики и координации слова с движением. Игры со стихами активно развивают у детей память, внимание, речь и образное мышление; свободу движений и чувства пространства; обогащают внутренний мир.
Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей на занятиях учителя-дефектолога проводится с использованием оригинального авторского оборудования и приспособлений: «Весёлые карандаши», обучающий тренажер «Рыбка», «Массажные коврики», «Тренажеры с бусинками», игра «Сенсино», «Волшебная подставка», «Ладошки с пуговицами» и «Перчатки с сюрпризом». Они способствуют восстановлению физиологической кинематики и кинестетического восприятия ладоней, закрепляют счет, форму и т.д.
Успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит от родительской общественности. Используя различные формы работы с родителями, мы привлекаем их к сотрудничеству для максимальной помощи ребёнку:
• коллективные формы взаимодействия: родительские собрания, «Дни открытых дверей», тематические занятия «Мы вместе»;
• индивидуальные формы работы с семьей: анкетирование и опросы, беседы и консультации специалистов, почта доверия, «Родительский час»;
• формы наглядного информационного обеспечения: информационные стенды и выставки, выставки детских работ, открытые занятия педагогов;
• нетрадиционные формы: участие родителей в творческих конкурсах, участие родителей в массовых мероприятиях школы, защита семейных проектов, выпуск газеты.
Организация коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ДЦП в условиях коррекционной школы определяется особенностями развития данной категории детей и основными принципами построения специальной коррекционно-образовательной работы.

Список литературы:
1. Жигорева М.В. Организация логоритмических занятий с детьми, страдающими детским церебральным параличом // Логопед. – М., Издательство «Творческий Центр Сфера», 2006, №3, с.13-22.
2. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с.
3. Покажи стихи руками /Авт.-сост. А.В. Никитина. – СПб.: КАРО, 2009. – 96 с. – (Серия «Популярная логопедия»).
Категория: Обучение и воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата | Добавил: IraIdaSh (11.02.2015) | Автор: Шайнурова Ираида Рагибовна E
Просмотров: 3952 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 1
1 galahova7  
0
Здравствуйте, Ираида Рагибовна!
Ваша работа допущена к участию в конференции.

Куратор конференции, Любовь Павловна Галахова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024