Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 03.05.2024, 05:20

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Обучение и воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Разработка урока по теме «Древнерусская иконопись. Особенности создания иконы на примере иконы Владимирской Богоматери»
Цель урока:

познакомить с типами икон Богоматери.

Задачи :
постичь глубину духовного содержания иконы;
воспитать уважение к духовным традициям русской национальной культуры, формировать представлений о художественной культуре как части духовной культуры;
формировать нравственное сознания, основными критериями которого являются: нравственный идеал, этические ценности и нормы.

Тип урока : комбинированный

Оборудование:
Иконы.
Мультимедиапроектор. Мультимедийный экран. Компьютер (с колонками).
Доска для записи темы урока, где представлен основной понятийный аппарат.
Ученическая тетрадь.

Основные понятия:

Икона, образ, образ Богоматери, Оранта, Деисусная икона, Одигитрия, Умиление, Владимирская икона Божьей Матери, младенец Христос, священный, культ (почитание, поклонение).


Методические рекомендации:

1)опрос домашнего задания рекомендуется провести в форме фронтальной игры (это задействует весь класс, значительно оживит урок);

2)активизировать самостоятельную работу учащихся, предложив опережающие задания по блок-схеме (это даст возможность учителю, объясняя и закрепляя материал, вести диалог с классом, побуждая их к активной работе)

Ход урока:
1 этап. Организационный (2 минуты).
2 этап. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала (3 минуты)

Учитель:
Ребята! Сегодня я хочу начать наш урок необычно. Случилась трагедия. В Нижегородской области в деревне Шалдешки 14 ноября 2013 года совершилось убийство. Казалось бы, совершенно благополучная мама двоих детей Насти и Паши Ирина Морошина поссорилась с мужем и подала на развод. При этом муж заявил, что возьмёт детей на воспитание себе, потому что мать стала общаться со странными людьми, сорвала с детей крестики, стала вести себя неадекватно. Позже выяснилось, что она связалась с сектой. Женщина решила детей мужу не отдавать и, чтобы досадить ему, выбрала чудовищный способ. Вы уже догадались, наверное, что она решила убить детей. Ни себе - ни мужу. И успела сделать это с маленьким полуторагодовалым сыном. Рухнули все нравственные понятия и нормы.

2. Беседа, объяснение ( 5 минут)
Учитель:
Как вы думаете - какое отношение этот случай имеет к теме сегодняшнего урока?
Кто самый близкий для нас человек? (МАМА)
А какая тема нашего урока? Богородица (ТОЖЕ МАМА).

Учитель:
К образу Богородицы обращаются за помощью, просят защиты ( точно так же, как все нормальные люди - у своей матери).
Нет на свете ничего выше, чем материнская любовь, которая предполагает любовь жертвенную, безусловную. Как это - безусловную? ( По- настоящему любят просто так, без всяких условий, а материнская любовь- это и есть любовь без условий, потому что это частичка божественной любви).

Богоматерь издавна считается покровительницей и заступницей русской земли. Она окружена особым почитанием, особой любовью верующего народа. На Руси было великое множество чудотворных и явившихся чудесным образом в каком-то определённом месте икон Богоматери: Владимирская, Смоленская, Донская, Иверская, Тихвинская, Казанская. Много и всевозможных празднований в честь Девы Марии и её икон. Многие изображения Девы Марии связаны с различными событиями нашей истории. Так, Владимирская икона, по преданию, несколько раз спасла Москву от нашествия татар. Донская принимала участие в исторической Куликовской битве. Недавно мы говорили о событиях 1812 года, смотрели презентацию. Какая икона помогла ополченцам Минина и Пожарского освободить Москву от поляков? ( Казанская) С древнейших времён до наших дней сохранились основные типы изображения Богоматери, зародившиеся в Византии и пришедшие на Русь с принятием христианства: Оранта (Молящая), Деисусная (из деисусных чинов иконостасов), Одигитрия (Путеводительница), Елеуса (Милующая).

Пауза.
Звучит «Адажио» Альбинони или «Аве Мария»

3 этап. Усвоение новых знаний (5 минут)
Демонстрация слайдов с изображением икон Богоматери.
Комментарий учителя:

Оранта
(Богоматерь изображается в рост в молитвенной позе, с разведёнными в стороны руками, поднятыми на уровень головы)

Деисусное изобоажение
(Богородица обращена вполоборота влево, руки сложены на уровне груди - Мария как бы протягивает их в молитвенном жесте к своему Божественному сыну, прося его за род человеческий).
Одигитрия
Мария представлена с Богомладенцем, который держит в одной руке свёрнутый свиток, а другой рукой благословляет. Изображения Богоматери и Младенца строже, их головы не касаются друг друга. Богородица явилась двум слепым и велела идти в свой храм, где они нашли исцеление. Вот почему название Одигитрия - Путеводительница. Древнейшая Одигитрия была привезена на Русь из Византии, в 11 веке, и с 13 века находилась в Успенском соборе Смоленска, отчего и получила название Смоленской (к типу Одигитрия относится и Иверская икона Богоматери).
Елеуса (Умиление)
Лирический образ Богоматери с умилением смотрит на Сына. Мать ласкает его, и Младенец с нежностью прижимается к ней. Иисус может быть и на правой и на левой стороне (к типу Умиления относится Владимирская и Донская Богоматерь).

4 этап. Проверка понимания учащимися нового материала.
Беседа. Опрос ( 7 минут)
Учитель:
Всмотритесь в этот ряд замечательных икон ! Несмотря на многообразие типов изображения Богоматери, постарайтесь найти общие черты. В чём они?

Ученик:
Как бы ни были различны иконы Богоматери, всё же главные черты изображения- это лиричность, просвещённость, отрешённость. Изображая Деву Марию, русские иконописцы создавали образ Матери, которая знает о страданиях, ждущих её сына, и которая с рождения Младенца знает, что отдаёт его людям во имя спасения. На русских иконах Богоматерь всегда в печали, но эта печаль разная: то скорбная, то светлая. Однако всегда исполнена душевной ясности, мудрости и большой духовной силы.

Учитель:
Икона Богоматери... К ней прикладываются, ей поклоняются, от неё исцеляются, ею благословляются. Её образ - духовный образ Матери рода человеческого, милосердной утешительницы и заступницы.
Домом Пресвятой Богородицы всегда называл русский народ своё отечество. Выходя с оружием в руках, чтобы защитить Родину от врагов, воины как знамена несли особо чтимые иконы Богоматери.
Иконы на Руси были обязательны как в крестьянской избе, так и в царском дворце. Их не продавали и не покупали. Старые иконы нельзя было просто выбросить или сжечь - их зарывали в землю или пускали по воде. Что же такое икона?
Ученик:
Икона- образ. Изображения святых и их деяний.
Учитель:
Действительно, икона - это священный предмет, особенная прекрасная живопись, библейский жанр живописи.
Откуда пришла на Русь икона?
Ученик:
Икона пришла на Русь из Византии. По преданию, древнейшие христианские иконы появились либо чудесным образом ( икона “ Спас Нерукотворный” ), либо были написаны с натуры (изображение Богоматери евангелистом Лукой).
Учитель:
А на чем писались иконы?
Ученик:
В Византии иконы писались на кипарисовых досках. На Руси, преимущественно, на липовых.
Учитель:
Скажите, а какими красками писали иконы?
Ученик:
Иконы писали темперными красками. Темпера - краска, замешанная на яичном желтке. Она звучная, яркая, долговечная.
Учитель:
Каждый ли мог писать икону по своему желанию?
Ученик:
Иконы писали монахи в монастырях, им давали такой заказ.
Учитель:
Что нужно было делать, чтобы получить разрешение?
Ученик:
Много молиться.
Учитель:
Как назывались правила написания иконы ?

Ученик:
Каноны.

Учитель:
Что такое ковчег и до какого века он существовал в создании иконы?

Ученик:
Выемка на самой доске, существовала до 18 века.

Учитель:
Сколько человек участвовало в создании иконы?

Ученик:
Несколько — артель.

Учитель:
Как украшали иконы?

Ученик:
В серебряный оклад, с драгоценными камнями.

Вывод учителя:
Русская икона: в мировом искусстве это явление уникальное. Русская иконопись имеет огромное художественное значение. Это источник света и радости, который вызывает ощущение внутренней лёгкости, света и радости, ощущение гармонии.

5 этап. Подведение итогов опроса и выставление оценок (2мин.)
6 этап. Изучение нового материала с элементами беседы. (10 мин.)

Учитель:
А теперь снова вернёмся к образу Божьей матери.
Вспомните, что я обещала вам показать настоящую икону. Так вот сегодня я своё обещание выполняю. К вам на урок пришла настоящая русская икона — икона Владимирская Богоматерь.
Перед тем, как мы поговорим о ней непосредственно, посмотрите - соблюдены ли правила исполнения и написания иконы. Как вы думаете- какой это век? (наличие ковчега).
Икона «Владимирская Богоматерь»
Ребята, что вы видите? (Ответы учеников).
Да, это икона «Владимирская Богоматерь». Она была написана в Константинополе в 12 веке, а затем привезена на Русь. До 450 г. икона пребывала в Иерусалиме, до XII века – в Царьграде (Константинополе), а далее ее судьба связана с Россией. Цареградский патриарх Лука Хрисоверг отправляет святыню в Киев Юрию Владимировичу Долгорукому. Это было свидетельством признания утвердившегося на Руси христианства. Икону поставили у Днепра, в женском монастыре, в прежних владениях равноапостольной княгини Ольги – Вышгороде, который с 1155 года стал уделом князя Андрея Юрьевича Долгорукого. И был в том великий промысел Господа. Князь Андрей, как гласит летопись, был преданным почитателем Богородицы. При нем же и свершилось чудо: однажды икона оказалась повисшей в воздухе посреди храма именно в то время, когда князь собирался ехать на север, в землю Суздальскую, где хотел независимо от Киева основать новые свои владения. Чудо с иконою он растолковал как ниспосланное свыше одобрение плана и знак обязательного участия в нем святого образа. По дороге князь постоянно служил пред иконою молебны. Во Владимире свершилось еще одно чудо – когда отряд князя собрался ехать дальше на север и покинул город, отъехав верст десять, лошади стали. Не помогли ни понукания, ни кнут. Лошадей заменили. Но и новая упряжка стояла, будто вкопанная в землю. Князь Андрей растолковал это чудо, как волю Богоматери – остаться в городе Владимире и заложить собор для святыни. На ее оклад, согласно преданию, князь отдал больше 30 гривен золота, кроме серебра, драгоценных камней и жемчуга. Великолепный храм был сооружен лишь за два года, в 1160 году его освятили, а на икону Богородицы возложили великолепную ризу с драгоценностями. С той поры стали на Руси называть эту икону Владимирской.

Глядя на иконы Божией Матери, какой образ мы воспринимаем? (ответы учеников). В целом Богородица является воплощением идеала образа женщины: матери, сестры, жены, помощницы, друга. Её лик – воплощение материнской любви и скорби. Глаза Богоматери полны чувства, которое в средние века определяли как «радость святой печали». Младенец нежно прижимается личиком к материнской щеке и обвивает рукой её шею. Детские глаза устремлены к Матери, они словно ищут у неё защиты. На её строгом лице затаилась тревога и печаль. При всей материнской нежности в её облике чувствуется сознание неизбежной жертвенности. Свершится то, что предназначено свыше. Художник Грабарь назвал эту икону «несравненной, чудесной, извечной песней материнства». В древнерусском искусстве образ Богородицы был связан с культом Матери-земли, обеим были присущи общие начала святости и материнства: «Первая мать – Пресвятая Богородица, вторая мать – сыра земля» - гласит народная мудрость.
Не на троне- на Её руке
Левой ручкой обнимая шею,
Взор ко взору, щеку прижав к щеке.
Неотступно требует...немею-
Нет ни сил, ни слов на языке...
А она- в тревоге и печали,
Через зыбь грядущего глядит
В мировые рдеющие дали,
Где закат пожарами повит...
(М.Волошин «Владимирская Богоматерь»)

7 этап. Подведение итогов урока. Закрепление материала.
Работа по блок — схеме. Ещё раз проговаривается весь материал (5 минут).

Учитель. Основные понятия урока зафиксируем в тетради, чтобы вы смогли на следующем уроке восстановить содержание этого урока. (4 мин.)
(запись в тетради: ИКОНА, ЛИК, ОБРАЗ, ОБРАЗ БОГОМАТЕРИ, Оранта, Деисусная икона, Одигитрия, Умиление, ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ, МЛАДЕНЕЦ ХРИСТОС, СВЯЩЕННЫЙ, КУЛЬТ (ПОЧИТАНИЕ, ПОКЛОНЕНИЕ).

8 этап. Завершение урока.(2 минуты)
Учитель: Итак, сегодня мы с вами познакомились с разновидностями иконы Божьей Матери, вспомнили, как создавалась русские иконы, узнали об иконе Владимирская Божья Матерь.
Запишем домашнее задание:
1. Составить устный рассказ, использую опору- схему.
2. Повторить по тетради типы икон.
3. Подумать, почему на Руси так почитали иконы, особенно иконы Божьей Матери.
4. Выучить слова, записанные в тетради (понятийный аппарат).

Учитель. Заключительное слово. (2 минуты)
Сегодня я хотела бы обратиться к девочкам как к будущим мамам. Мы должны с вами понять, что мы нарушаем традиции предков, которые почитали Мать, просили у Богородицы помощи в воспитании детей. И она им помогала и шла с ними по жизни, сопровождая человека от колыбели до могилы. Чтобы не произошло того, о чём мы говорили в начале нашего урока, я призываю вас: цените уроки прошлого, любите историю, свою культуру, помните, что у нас с вами есть покровительница, защитница, заступница, обращайтесь к ней за помощью, (помните: кто просит - тому даётся), откройте ей свои сердца. Тогда с вами не случится такая беда, какая случилась в нижегородской деревне. Пользуясь возможностью, каждый, глядя на эту икону, попросите о своём сокровенном.
Всем желаю никогда не унывать, никого не обижать, никому не досаждать, любить друг друга и почитать.
Как учитель, буду рада, если ваши юные сердца сегодня наполнились таким чувством. До свидания. Спасибо за общение.

Литература:
1.Учебник Г.И. Данилова. Мировая художественная культура. 7-9 классы. М: Дрофа, 2010.

2. Ерёмина Т. С. Предания о русских иконах. – Москва: «Владос», 1994.
3. Киселев А. Чудотворные иконы Божьей Матери в русской истории. – Москва, 1992.
4. Клокова Г. А. Одигитрия Рязанская, журнал «Юный художник», № 6, 1987 г.
5. Любимов Л. Д. Искусство Древней Руси. М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004.
6. Митрохин Л. Н. Христианство: словарь. – Москва, издательство «Республика», 1998.
7. Чернецова Е.М. Школьный словарь по истории искусств. М.: «Эксмо-Пресс», 1999.
8. Мир православия «Богородица». Полное описание жизни и чудес.- Москва: «Эксмо», 2009г.
9. Энциклопедия изобразительного искусства. Иконопись. Эпоха Возрождения. Советские художники.
10. Интернет ресурсы:
http://pravkniga.ru/
http://bogistina.info/
Видеоряд: http://calindragan.files.wordpress.com/2009/08/kazan-foaret-frumoasa1.jpeg
http://img-fotki.yandex.ru/get/2708/serg65kaluga.f/0_1f63d_e60b8ece_XL
http://www.pravoslavie.ru/sas/image/100309/30924.p.jpg
http://img-fotki.yandex.ru/get/5410/35070146.62/0_74a01_b31a9db5_XL
http://pravv.km.ua/read/0005/img07-12.jpg
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/36/Annunciation_ystuj.jpg
http://g-vik.narod.ru/2011/n49/grizdvo2.jpg
http://www.smolenskaya-fili.ru/images/stories/uspenie-presviatoi-bogorodici.jpg
http://img-fotki.yandex.ru/get/5804/tanya-chentsova.67/0_569a8_de8afa9_XL
http://s41.radikal.ru/i093/0809/9b/889b9bbbbf61.jpg
http://art.rin.ru/images/gal229_54.jpg
Категория: Обучение и воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата | Добавил: Vishnyakova_NA (18.02.2015) | Автор: Вишнякова Наталья Алексеевна E
Просмотров: 1405 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 galahova7  
0
Здравствуйте, Наталья Алексеевна!
Ваша работа допущена к участию в конференции.

Куратор конференции, Любовь Павловна Галахова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024