Работа с фотоматериалами в детском саду ЦЕЛЬ: активизировать познавательный интерес детей. ЗАДАЧИ по образовательным областям.
Социально-коммуникативное развитие: • знакомить детей с возрастным развитием человека, понятием «генеалогическое древо»; • развивать навыки общения и взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми, воспитывать нормы и правила поведения с окружающими людьми, толерантные отношения; • развивать умение выявлять эмоциональное состояние людей; • знакомить детей с трудом взрослых (алгоритм выполнения действий, инструменты и материалы, значимость для окружающих); • формировать основы безопасного поведения в быту, социуме, природе. Познавательное развитие: • развивать познавательную мотивацию детей; • способствовать развитию у детей логико-математического опыта; • знакомить детей с родным городом, районом, микрорайоном, с другими городами и странами, с традициями и праздниками; • формировать первичные представления детей о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природного окружения и необходимости бережного отношения к объектам живой и неживой природы. Речевое развитие: • развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь детей; • обогащать активный словарь детей в процессе составления рассказов о членах семьи, о домашних питомцах. Художественно-эстетическое развитие: • способствовать становлению у детей эстетического отношения к окружающему миру. Физическое развитие: • формировать начальные представления о некоторых видах спорта; • знакомить детей с элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.
Актуальность темы. Посещая детский сад, дети очень часто вспоминают и рассказывают о своей семье — родителях, братьях и сестрах, бабушках и дедушках. Ведь семья для ребенка — это источник психологической защиты и эмоциональной поддержки. Да и его знакомство с окружающей действительностью начинается со знакомства со всем тем, чем живет семья. В начале учебного года, на первом родительском собрании педагоги нашей группы знакомят родителей с вариантами применения фотоматериалов в детском саду, с их положительным влиянием на общее развитие и воспитание детей и использованием только с согласия родителей.
Этапы работы. На первом этапе работы начинается накопление материала для индивидуального фотоальбома каждого ребенка. Это информация «о себе самом»: фотографии ребенка в разных возрастных периодах — «я расту»; с любимыми игрушками — «я играю»; с членами семьи в разных жизненных ситуациях — «моя семья»; с домашними питомцами — «зверьё моё», и так далее в зависимости от поставленных педагогом задач по их применению. В младшем дошкольном возрасте работа с фотографиями проводится по принципу диалога по картинке, только эти картинки «обо мне», что способствует повышению заинтересованности и активизации речи ребенка. В старшем дошкольном возрасте наряду с диалоговой формой общения используется и творческое рассказывание из личного опыта, расширяется тематика материала: «мои друзья», «я дружу с природой», «мой город», «мои путешествия». Эти формы работы способствуют: закреплению у детей навыков ведения индивидуальной и групповой беседы; пополнению, уточнению и активизации словарного запаса; развитию памяти и внимания; совершенствованию словесно-логического мышления; формированию фонетической стороны речи; приобретению умения устанавливать взаимосвязи между предметами и объектами; формированию доказательной речи; конкретизации представлений о явлениях природы и об окружающих предметах; закреплению умения ориентироваться в пространстве и т. д. Использование бесед с опорой на фотографии способствует не только речевому, но также социально-эмоциональному развитию ребенка, становлению его мотивационной сферы. Ребенок имеет возможность реализовать свои знания и представления об окружающем путем высказывания собственного мнения. Творческий подход педагогов к такому виду общения предполагает использование разных приемов, например: — намеренно допущенные ошибки в высказываниях воспитателя об изображенном на фотографии; — высказывания взрослого, направляющие ребенка на доказательный ответ; — сравнение предметов на фотографии и т. д. Маленьким собеседникам в затруднительных случаях помогут вопросы-подсказки. Социально-коммуникативное развитие детей (содержание работы) 2 младшая группа Средняя группа Старший дошкольный возраст Дети отвечают на вопросы: -кто изображен на фотографии? (имена, родственные отношения); - кто это? (мужчина или женщина, мальчик или девочка); - какое настроение у изображенного на фото человека? - кто во что одет и почему? - кто чем занят? Рассматривая фотоматериалы, можно поговорить с ребенком о самом себе, назвать свое имя, фамилию, возраст, пол, рассказать о своих увлечениях и желаниях, составить рассказы из 2-3 предложений о том, что они видят Дети не только отвечают на вопросы о родственных связях, именах и фамилиях членов семьи, изображенных на фото, но и задают вопросы друг другу. Определяя эмоциональное состояние свое собственное и окружающих людей, дети могут выразить его словами и установить связь между событием и настроением. Сравнивая фотографии одних и тех же людей, сделанные в разное время, дети выясняют, что изменяется со временем, а что — нет (возраст и половая принадлежность) Дети называют имена и отчества членов семьи на фотографии, их родственные связи; составляют рассказы из личного опыта о жизни и традициях своей семьи по заданному плану (экспозиция, завязка, кульминация, развязка). Дети берут друг у друга интервью на заданную тему (можно приглашать членов семьи или организовать как игру-драматизацию). Вопросы: - как тебя зовут? - когда и где ты родился? - на кого из родителей ты похож? - каким ты был раньше? Каким стал? - где ты жил раньше? Где живешь сейчас? - когда ты пойдешь в школу? - с кем ты дружишь и почему? - чем ты любишь заниматься? - кем ты хочешь стать? и т. п.
Формирование элементарных математических представлений, установление причинно-следственных связей (содержание работы) 2 младшая группа Средняя группа Старший дошкольный возраст Беседы с детьми при рассматривании фотографий способствуют формированию представлений о пространственных отношениях: кто где стоит (сидит), кто с кем рядом, кто от кого ближе (дальше), что расположено выше (ниже); временных отношениях: в какое время года (суток) происходит событие; что было сначала, что потом; кто на фотографиях старше, а кто младше и т. д.; качественных отношениях: каких объектов много, а каких мало, кто на фотографии один. Для ориентировки детей в количественных отношениях целесообразно использовать следующие вопросы: - сколько людей на фотографии? - сколько взрослых? Детей? Мужчин? Женщин? -кого больше? Меньше? На сколько? Определив количество, дети выражают его числом. Классифицируя группы людей, изображенных на фотографиях, можно объединить их в условные группы-множества, ориентируясь на те или иные признаки, и обозначать их условными знаками (с помощью взрослого). Развитию пространственных отношений способствует выяснение месторасположения объектов на фотографии: кто (что) находится справа (слева), ближе (дальше), выше (ниже) и т. д. Устанавливая родственные связи, дети с помощью взрослых могут составлять свою родословную и вместе с родителями могут оформить генеалогическое древо с помощью фотоматериалов. Использование фотографий на различную тематику способствует закреплению у детей навыков количественного и порядкового счета, умения сравнивать по количеству группы предметов, составлять арифметические и логические задачи. - если мама младше бабушки, то бабушка… - если сестра старше брата, то брат… - могут ли на одной фотографии быть одновременно две мамы и две дочки? Два папы и два сына? И т. д. Можно использовать прием моделирования ситуации и составление логических задач детьми самостоятельно или с помощью взрослых
Формирование представлений о природном окружении (содержание работы) 2 младшая группа Средняя группа Старший дошкольный возраст Дети составляют описательный рассказ из 2-3 предложений о животном или растении, запечатленном на фотографии, о его внешнем виде, повадках, способах ухода за ним, о необходимости удовлетворять его потребности Дети замечают эмоциональное состояние питомца, обсуждают, какой уход ему нужен, задают друг другу вопросы о потребностях растения или животного, его характерных особенностях, об отношении к нему разных членов семьи, рассказывают о своих наблюдениях за поведением животного Глядя на фотографии своих домашних питомцев или знакомых растений, дети могут брать друг у друга интервью: обсуждать и обобщать их потребности, вопросы их роста и развития, появления у них потомства, подчеркивать неповторимость и индивидуальность каждого живого существа, ответственность человека за благополучие домашних питомцев. Дети могут составлять как описательные, так и сюжетные рассказы о растениях и животных
Индивидуальные фотоальбомы детей постоянно находятся в зоне их свободного доступа и по мере накопления жизненного опыта пополняются материалами о разных событиях: путешествиях, посещении музеев и театров. Кроме того, педагоги записывают творческие рассказы детей о своей семье, домашних питомцах, путешествиях и многом другом. Дополняя альбомы творческими работами, рисунками детей, воспитатели совместно с родителями оформили портфолио дошкольника, которое отражает самые интересные и важные моменты жизни ребенка дома и в детском саду и состоит из нескольких разделов: «Моя семья», «Я и мои друзья», «Я дружу с природой», «Мой город», «О, спорт, ты — мир», «Мои достижения», «Мои путешествия». Основная задача портфолио - это формирование у ребенка положительной самооценки и внутренней мотивации к познанию и достижениям. Работа над портфолио, с одной стороны, позволило ребенку развить самоуважение и уверенность в себе, с другой стороны, — научило видеть хорошее в окружающих его людях: товарищах по играм, воспитателях и других сотрудниках детского сада. Детям с ограниченными возможностями здоровья (ДЦП) общение на основе фотоматериалов и оформление портфолио помогло интегрироваться в социуме. Кроме того, оно пополнит архив семьи информацией об удивительном и неповторимом периоде детства - дошкольном возрасте. Совместное участие педагогов ДОУ, детей и родителей в оформлении портфолио стало средством для их сближения и выявления индивидуальных особенностей детей, что очень важно в планировании педагогической деятельности на основе положений ФГОС ДО. В развивающую среду группы в результате организации работы с фотоматериалами были внесены тематические фотоальбомы: «Вместе с мамочкой моей», «Колпинская осень», «Где мы были», «Город мой над Невой», «Зверье мое»; оформлены стенгазеты и коллажи.