Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 26.04.2024, 23:24

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Обучение и воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Основные идеи “Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России” и их реализация в процессе изучения дистанц

Основные идеи "Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России" и их реализация в процессе изучения дистанционного курса "Русский язык"

Авторами “Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России” (2009 г.) являются Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А., специалисты в области педагогики и этнологии. Отметим, что на государственном уровне это не первая попытка обратиться к проблемам воспитания (свод принципов коммунистической морали был представлен в “Моральном кодексе строителя коммунизма” в 1961 году). Обращение к проблеме духовно-нравственного развития и воспитания личности в настоящее время является актуальным, поскольку российское общество переживает нравственный кризис: человек отходит от осознания духовных основ жизни (в настоящее время многие потеряли жизненные и нравственные ориентиры – кому и во что верить). Реалиями современного российского общества стали рыночные отношения. По мнению Юрия Бондарева, в нашей жизни господствуют “Царь доллар”, “Царь евро”, “Царь рубль”. Среди характеристик нравственной сферы личности отмечают: слабость нравственно-этических знаний, несформированность нравственных привычек, отсутствие единства между нравственным сознанием и поведением.
В “Концепции...” представлены основные черты национального воспитательного идеала в конкретную историческую эпоху. Представим их обзорно.
В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренён в религии и представлен для православных христиан прежде всего в образе Иисуса Христа. В XVIII в. в России был сформулирован новый воспитательный идеал - «человек государственный, слуга царю и Отечеству». Советская эпоха в отечественной истории сформировала высокий педагогический идеал – личность патриота; дала примеры массового патриотизма, героического служения, вплоть до самопожертвования, во имя будущего своей страны и своего народа, пренебрежения материальным во имя идеального.
80-90-ые годы XX века характеризуются отсутствием идеала.
В современный период развития общества авторы “Концепции...” под “современным национальным воспитательным идеалом понимают высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях народов Российской Федерации”.
Цели и задачи духовно-нравственного развития охватывают нравственную сферу личности, сферу общественных отношений и сферу государственных отношений. В нравственной сфере личности предполагается: укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести; развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам; принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций. В сфере общественных отношений ставятся следующие задачи: осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей; развитие чувства патриотизма и гражданской солидарности; понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека. В сфере государственных отношений необходимо содействовать: формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни и государственных делах; повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций.
Духовно-нравственное воспитание гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей: семейной жизни; культурно-регионального сообщества; культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционным российским религиям; российской гражданской идентичности; мирового сообщества.
Истинными человеческими ценностями являются: честь, честный труд, товарищество, верность, совесть, долг, справедливость, достоинство, любовь, милосердие.
К основным принципам духовно-нравственного воспитания относят: нравственный пример педагога; социально-педагогическое партнёрство; индивидуально-личностное развитие; интегративность программ духовно-нравственного воспитания; социальную востребованность воспитания.
Среди источников базовых национальных ценностей называют: историю России, народов России, своей семьи, рода; традиционные российские религии; произведения искусства, лучшие образцы отечественной и мировой культуры; периодическую литературу, СМИ, отражающие современную жизнь; фольклор народов России; общественно полезную и личностно значимую деятельность; учебные дисциплины; другие источники информации и научного знания.
Нас интересует духовно-нравственное развитие личности, вопросы формирования национального самосознания обучаемых при изучении дистанционного курса “Русский язык”. Мы исходим из убеждения о том, что язык – это культурная и интеллектуальная ценность. Это культурное наследие, имеющее устную и письменную языковые традиции, разные формы существования (национальный литературный язык, территориальные диалекты, просторечие, разговорный язык, социальные жаргоны). Именно на уроках русского языка прививается чувство любви к родному языку, именно через язык осмысливаются общечеловеческие ценности.
К примеру, вводные уроки в каждом классе по традиции посвящаются вопросу о становлении русского национального языка; при этом у обучаемых формируется сознание того, что национальный язык – предмет не только изучения, но и предмет гордости. Именно через предмет “русский язык” обучаемые осваивают нормативные традиции и закономерности языка. Школьники не только учатся и разговаривают на родном языке, но и сами являются носителями языка – самобытного, колоритного, живого, естественного. Обращение к истории русского языка (через задания «Этимологический экскурс» и «Толкование языковых терминов») пробуждает интерес учащихся к слову и его структуре. Например, в заданиях «А ты умеешь бить баклуши?» и «Глагол» дети знакомятся с происхождением слов.
При изучении чистоты речи в целях воспитания национального самосознания обучаемых анализируем взгляды А.С.Шишкова – защитника “старого слога”, вождя архаистов, представителя пуристических тенденций второй половины 18-начала 19 века.
При изучении “Заимствованных слов” в центре внимания такие иноязычные слова, употребление которых заметно усложняет речь, затемняет смысл высказывания (например: Администрация игнорирует мнения служащих; Голос Пети вибрировал от волнения; Квартира Ивана Ивановича имеет аналогию с квартирой Петра Петровича). Лексическая целесообразность нарушается тогда, когда в таком слове нет необходимости (оно может быть заменено русским) или когда оно использовано не в «своем» стиле. Мы убеждаем обучаемых в том, что речь без иноязычных слов, употребленных без надобности, будет точнее и яснее.
Таким образом, на занятиях по русскому языку обучаемые осознают, что вопросы родного языка как фактора национального самосознания приобрели сегодня необычайную остроту. Родной язык, родная речь передают особые реалии национальной жизни, имеют многовековую историю, составляют предмет гордости носителей русского литературного языка. Горький опыт Украины заставляет нас понять: в настоящее время чрезвычайно важно формировать гражданскую позицию грамотных носителей родного языка.
Список использованной литературы и интернет-ресурсов
1.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., Просвещение, 2009
2. Дистанционный курс «Русский язык. 5 класс» http://iclass.home-edu.ru/course/view.php?id=535

Категория: Обучение и воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата | Добавил: nemova-albina (22.03.2015) | Автор: Немова Альбина Николаевна E
Просмотров: 2368 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 galahova7  
0
Здравствуйте, Альбина Николаевна!
Ваша работа допущена к участию в конференции.

Куратор конференции, Любовь Павловна Галахова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024