Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 02.05.2024, 19:04

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Обучение и воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Формирование коммуникативной компетентности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях сенсорной комнаты

Формирование коммуникативной компетентности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях сенсорной комнаты

Младший школьный возраст является важнейшим периодом формирования «жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств» [2]. Особенно значим этот период жизни для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, сложную структуру дефекта, поскольку бoльшая часть из них в настоящее время, по результатам современных исследований, не является охваченной необходимым специализированным дошкольным воспитанием, а значит, до школы ребенок не получает квалифицированную коррекционную поддержку во всем необходимом объеме.
В настоящее время детский церебральный паралич рассматривается как заболевание, полученное в результате поражения мозга, перенесенного в пренатальный период или период новорожденности; как одна из форм резидуальной нервно-психической патологии центральной нервной системы сложного генезиса [3]. Младший школьный возраст совпадает с периодом появления осознания своей инвалидности, сложнее и ярче становятся проявления особенностей эмоционально-волевой сферы, межличностных взаимодействий. Значительно усугубляет последствия дефекта, по мнению Мамайчук И.И., социальная депривация:
– у детей с ДЦП сужен круг общения, дети редко выходят за рамки двух ведущих коллективов (семья и школьный коллектив);
– оторванность от общественной жизни;
– отмечаются трудности в усвоении накопленного социального опыта, что может приводить к изменению всей социальной позиции, отношения к окружающему, к искажению ведущей деятельности и общения [3].
Младшие школьники с ОВЗ, имеющие сложную структуру дефекта (слабовидящие с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеющие сохранный интеллект) испытывают трудности во взаимодействии, характеризуются неумением участвовать в совместной деятельности в паре, оказывать взаимопомощь и взаимный контроль, не проявляют инициативу, испытывают трудности или не умеют договариваться, аргументировать. Следствием является нарушение формирования коммуникативной компетентности, нарушение формирования мотивационной сферы и трудности и искажение усвоения норм и правил социальных взаимоотношений. По мнению Приходько О.Г., в результате происходит вторичная, обусловленная психологическими особенностями личности изоляция, его псевдоаутизация [1].
Принципиальное значение приобретает проблема формирования у ребенка с ограниченными возможностями здоровья социального опыта, требующего создания особых условий, способствующих вовлечению ребенка в окружающую действительность (Приходько О.Г.). Одним из таких условий может стать организация коррекционно-развивающей работы в полифункциональной мультисенсорной и интерактивной среде.
Темная сенсорная комната – специально оборудованная полифункциональная интерактивная среда; специальное помещение, технические характеристики которого отвечают требованиям, предъявленным к использованию различных электроустановок. Одним из главных условий темной сенсорной комнаты является создание затемнения, достаточного для того, чтобы наблюдать световые эффекты. Все предметы, которые находятся в этой комнате, являются абсолютно безопасными при передвижении в полумраке и соответствуют мировым стандартам по цвету, форме и качеству[5].
В нашем учреждении апробирована и успешно реализуется в условиях темной сенсорной комнаты авторская программа коррекционно-развивающих занятий «Необыкновенные морские приключения». Цель программы – формирование коммуникативной компетентности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях темной сенсорной комнаты. Категория участников: младшие школьники, имеющие сложную структуру дефекта (слабовидящие с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеющие сохранный интеллект).
Коррекционно-развивающие занятия организованы поэтапно:
- ознакомительный - необходимо ознакомить детей с правилами и особенностями организаций занятий в темной сенсорной комнате, в нашей программе приняты следующие правила: – Верить в чудеса!
– Беречь оборудование волшебной комнаты;
- адаптационный - главной особенностью адаптационного этапа является самостоятельность ребенка. Дети, приходя в сенсорную комнату, сами выбирают себе зону и играют в ней. Свобода и самостоятельность позволяют ребенку познавать мир в своем собственном темпе, чувствовать себя независимым, развивают устойчивый интерес к познавательной деятельности. Ребенок испытывает особое удовольствие от познавательной деятельности, потому что поступает не по чьему-то указанию, а по собственному желанию. Роль психолога на этом этапе состоит не в обучении, а в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка;
- основной – развивающий этап, непосредственно проведение коррекционно-развивающей программы.
При планировании коррекционно-развивающих занятий в темной сенсорной комнате необходимо учитывать противопоказания и ограничения, к которым относятся: инфекционные заболевания; ограничивает использование интерактивного оборудования сенсорной комнаты эпилептический синдром или готовность к эпилепсии, умеренная и тяжелая умственная отсталость, психоневрологические заболевание, лечение которых проходит с помощью психотропных препаратов, синдром гиперактивности. При наличии вышеизложенных явлений, занятия проходят в рамках специально разработанной психологом программы, учитывающей потребности и особенности ребенка.
Коррекционно-развивающие занятия по предлагаемой программе «Необыкновенные морские приключения» проводятся в подгрупповой форме, количество участников 5-7 человек, что позволяет психологу максимально полно реализовать все поставленные задачи. Продолжительность занятий составляет 30-40 минут и может варьироваться в зависимости от психофизических особенностей участников программы.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся с использованием специального профессионального оборудования для темных сенсорных комнат (фонтан водный с подсветкой, комплект «Звездное небо», «Звездный дождь», световая каскадирующая труба «Веселый фонтан», настенное панно «Водопад», звукоактивированный проектор светоэффектов «Русская пирамида», зеркальный уголок с пузырьковой колонной, лампа «Вулканическая лава», цветные модули, мягкие напольные маты, массажеры мячики, профессиональные генератор со звуками природы, мягкий пуф «Краб», звукоактивированный проектор светоэффектов «Русская пирамида»).
Упражнения, используемые наших в занятиях, позволяют создавать условия для развития и совершенствования у учащихся умения взаимодействовать в паре и группе, умения оказывать взаимопомощь в совместной деятельности, навыков рефлексии собственного эмоционального состояния и его вербализации, создают условия для проявления инициативы и положительного эмоционального отношения к совместной деятельности, способствуют успешной социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Показаниями к занятиям в темной сенсорной комнате также являются: различные психоневрологические проблемы; неврозоподобные состояния; задержки психомоторного и речевого развития; резидуально-органические поражения ЦНС с явлениями заикания,энуреза, энкопреза, тиков и т.п.; аутизм (легкие формы); адаптационные расстройства (при поступлении в детский сад, школу, смене места жительства и т.п.); школьные проблемы (неуспеваемость, отсутствие познавательного интереса, учебной мотивации); явления нарушенного поведения (агрессивность, СДВГ (синдром гиперактивности и дефицита внимания, неусидчивость, импульсивность); нарушения эмоциональной сферы (страхи, замкнутость, застенчивость); психосоматические заболевания; различные психологические проблемы: состояние психоэмоционального напряжения, стрессы, депрессивные состояния.

Использованные источники:
1. Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Гусейнова А.А. Детский церебральный паралич: коррекционная работа с дошкольниками.-М.: «Книголюб», 2008
2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: Психокррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб.: Речь, 2007
3. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.:Речь, 2008
4. Пономарева Г.А.Программа коррекционно-развивающих занятий с детьми с ДЦП от 3-х до 12 лет в условиях сенсорной комнаты, М: 2008.
5. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под общей ред. В.Л. Жевнерова, Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой. – СПб. : ХОКА, 2007 – ч. 1 : Темная сенсорная комната

Категория: Обучение и воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата | Добавил: КороленкоЕвгения (15.12.2014) | Автор: Короленко Евгения Викторовна E
Просмотров: 1480 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 galahova7  
0
Здравствуйте, Евгения Викторовна!
Ваша работа допущена к участию в конференции.

С уважением, куратор конференции, Любовь Павловна Галахова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024