Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 28.04.2024, 12:07

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Обучение и воспитание детей с нарушением зрения

Здоровьесберегающие технологии в практике педагога
Здоровьесберегающие технологии в практике педагога

«Здоровье – это вершина,
на которую человек должен подняться сам».
И. Брехман
Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права - право на здоровый рост и развитие.
Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Слайд №2

К сожалению, последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Период взросления, приходящийся на пребывание ребенка в школе, оказался одним из периодов, в течение
которого происходит ухудшение состояния здоровья детей и подростков, при
том, что именно эти годы проходят под постоянным контролем со стороны педагогов. За период школьного обучения число детей, имеющих хронические заболевания, увеличивается на 20%, а частота хронической патологии возрастает в 1,6 раза. Эти устрашающие цифры относятся к контингенту детей из общеобразовательных школ. Что же говорить о детях-инвалидах, обучающихся в коррекционных учебных заведениях таких, как наше?
Школа-интернат для слабовидящих детей – это учебно-воспитательное и одновременно лечебно-профилактическое учреждение, имеющее своей целью дать своим воспитанникам знания, умения и навыки в объеме программы средней общеобразовательной школы, обеспечить профилактику, лечение и развитие остаточного зрения, компенсировать в определенной мере недостаточный зрительный опыт и психологические особенности, обусловленные заболеванием. Чем в более раннем возрасте снижается или утрачивается зрение у детей, тем более выражены отклонения в развитии. В связи с нарушением функции зрительного анализатора отмечается отставание в физическом развитии: длине, массе тела, жизненной емкости легких (ЖЕЛ), объеме грудной клетки и других антропометрических показателях. У большинства слабовидящих детей наблюдаются нарушение осанки, позы, искривление позвоночника, плоскостопие. Дефекты развития зрительной системы также отрицательно сказываются на формировании двигательных способностей: силы, быстроты, выносливости, координации, статического и динамического равновесия и др. У многих недостаточно развита пространственно-ориентировочная деятельность, макро - и микроориентировка в пространстве, существенно снижается двигательная активность, что отрицательно сказывается на формировании двигательного анализатора. Слепота ребенка – это серьезное испытание для него самого и его родственников. К формам и методам развития слепых детей предъявляются особые требования, ставятся особые цели, главная из которых – научить незрячего маленького человека жить в обществе активной, максимально полноценной жизнью. Первичные нарушения зрения связаны непосредственно с дефектом и обычно имеет медицинский характер. К сожалению, они вызывают другие нарушения, называемые вторичными. Вследствие них физическое, умственное, эмоциональное развитие незрячих детей приобретает свои особенности. В зависимости от предпринимаемых родителями, педагогами и врачами мер, вторичные нарушения могут проявляться в небольшой степени или, напротив, принимать опасный характер. Поэтому на школу-интернат для слабовидящих и слепых детей возложены конкретные обязательства как учебно-воспитательные, так и сберегающие здоровье детей. Здоровьесбережение в условиях школы-интерната носит особый характер.
Специфика работы школы для слабовидящих детей проявляется в следующем:
• учете общих закономерностей и специфических особенностей развития детей, в опоре на здоровые силы и сохранные возможности;
• модификации учебных планов и программ (увеличении сроков обучения, перераспределении учебного материала и изменении темпа его прохождения);
• дифференцированном подходе к детям,
• уменьшении наполняемости классов и воспитательных групп,
• применении специальных форм и методов работы, оригинальных учебников, наглядных пособий, тифлотехники;
• специальном оформлении учебных классов и кабинетов, создании санитарно-гигиенических условий,
• организации лечебно-восстановительной работы;
• усилении работы по социально-трудовой адаптации и самореализации выпускников.

Слайд №3
«Здоровьесберегающие технологии» интегрируют все направления работы школы-интерната по сохранению, формированию и укреплению здоровья воспитанников.

Цель: Сохранение психического, физического и нравственного здоровья учащихся, воспитание привычки к здоровому образу жизни.

Задачи
1. Создание оптимальных гигиенических, экологических и валеологических условий для пребывания воспитанников в школе – интернате.
2. Обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающей формирование у учащихся дезадаптационных состояний: переутомление, гиподинамия, дистресса т.д.
3. Обеспечение школьников в период их пребывания в школе - интернате питанием, способствующим нормальной работе пищеварительной системы и обмену веществ в соответствии с современными медико – гигиеническими требованиями.
4. Включение в учебные планы школы - интерната для всех классов занятий, позволяющих целенаправленно подготовить учащихся к деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья, сформировать у них культуру здоровья, воспитать стремление к ведению здорового образа жизни.
5. Обеспечение подготовки всего педагогического коллектива по вопросам здоровья, подготовки всех учителей, воспитателей и специалистов к внедрению в работу школы здоровьесберегающих образовательных технологий.
6. Обеспечение охраны здоровья педагогов и создание условий, позволяющих им грамотно укрепить свое здоровье.
7. Проведение диагностики и мониторинга состояния учащихся, динамики состояния их здоровья.
8. Проведение тематической работы с родителями учащихся, направленной на формирование в их семьях здоровьесберегающих условий, здорового образа жизни, профилактику вредных привычек.

Принципы здоровьесберегающей педагогики.

1. Принцип не нанесения вреда.
• одинаково первостепенно и для медиков, и для педагогов, и для родителей.

2. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов.
Все происходящее в школе - интернате – от разработки планов, программ до проверки их выполнения включая проведение уроков, перемен, организацию внеурочной деятельности учащихся, подготовку педагогических кадров, работу родителями и т.д. –должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся и педагогов. Реализация этого принципа невозможна без проведения мониторинга здоровья учащихся.
3. Принцип триединого представления о здоровье.
Необходимо подходить к категории здоровья в соответствии с определением Всемирной организации здравоохранения, т.е. имея в виду неразрывное единство здоровья физического, психологического и духовно - нравственного.

4. Принцип непрерывности и преемственности.
Определяет необходимость проводить здоровьесберегающую работу в школе - интернате не от случая к случаю, а каждый день, на каждом уроке, занятии, во время самоподготовки. Причем обязателен учет того, что уже было сделано ранее как в рамках организационных мероприятий, так и в учебно - воспитательной работе непосредственно.

5. Принцип субъект - субъективного взаимоотношения с учащимися.
Задача школьника состоит в обретении компетенций грамотной заботы о своем здоровье. Задача педагога – в максимальном содействии ему в этом стремлении. Одна из граней реализации этого принципа необходимость индивидуального подхода к учащемуся.

6. Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся.
При проведении психолого – педагогической профилактической работы может служить положение об опережающих, превентивных воздействиях, предупреждающих появление и закрепление вредных привычек, зависимость от наркотиков. Пик целенаправленных учебно – воспитательных превентивных воздействий должен ненамного предшествовать среднему возрасту возникновения интереса данной возрастной группы, пику возникновения форм аддитивного поведения.

7. Комплексный, междисциплинарный подход.
Только тесное, согласованное воздействие педагогов, психолога и врачей является условием достижения намеченных результатов.

8. Принцип медико - психологической компетентности педагога.
Является развитием предыдущего принципа и определяет высокие требования к уровню педагогической и медико – валеологической грамотности и соответствующей перестройке сознания, ценностей ориентации у педагогов. Эффективно работающий педагог –это всегда и хороший психолог.

9. Принципы грамотного сочетания обучающихся воспитанников и развивающих педагогических воздействий.
Конкретизируется в практике здоровьесберегающих технологий путем разведения понятий, программ, форм и методов:
• обучения здоровью;
• воспитания культуры здоровья;
• формирования здоровья, пополнения адаптационных ресурсов, возможностей организма и психики.

10. Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями).
Один из важнейших общепедагогических постулатов и одно из важнейших условий здоровьесберегающей педагогики.

11. Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегией.
Стимулировать процесс развития личности, формирования, укрепления здоровья, накопления адаптационных ресурсов организма, на таком уровне напряжения сил и возможностей, при котором проявление заботы о перспективах развития и жизнедеятельности организма не вступает в противоречие с заботой об актуальном состоянии и здоровье человека.

12. Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье.
Отсутствие у ребенка, подростка чувства такой ответственности, по сути сводит на нет все усилия по формированию культуры здоровья, т.к. не обеспечивает необходимых педагогических предпосылок для реализации знаний, умений, навыков в ситуации, требующей принятия решений, связанных со здоровьем.

13. Принцип отсроченного результата.
Личностные изменения, определяющие систему отношений и рисунок поведения человека, формируется длительно и доступно. Поэтому на старте работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья школьников, необходимо запастись терпением при отсутствии видимых результатов в первые недели и месяцы ожидания изменений.

14. Принцип контроля за результатами.
Принцип основан на получении обратной связи. Должен быть реализован как в работе всей школы (проведение диагностики, мониторинга здоровья), так и в работе каждого педагога. Важно как ученик усвоил, интересно ли ему это, какие мысли и чувства возникают у него в связи с получением новой информации.

Хочу поделиться своим опытом использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми начальных классов в ГПД.
Здоровьесберегающие технологии, направленные на решение задач укрепления психофизического здоровья учащихся:
Слайд № 4
Слайд № 5

Цель:
включить здоровьесберегающие технологии в разные виды детской деятельности с целью формирования у детей корректного отношения к своему телу, здоровью, жизни и осмысленной моторики.
Задачи:
- Укрепление физического и психического здоровья;
- Приобщение к познанию своего «Я»;
- Создание условий для потребности в движениях;
- Развитие движений и физических качеств в соответствии с возможностями и состоянием ребёнка;
- Развитие самопознания и саморазвитие ребёнка

Ожидаемый результат:
- повысить уровень мелкой и крупной моторики;
- повысить уровень двигательной памяти;
- повысить уровень воображение;
- повысить уровень телесного и психического здоровья.

Слайд №6
Во время организации физминуток проводим пальчиковую гимнастику

Слайд №7
упражнения брейнджима - гимнастика для ума. Упражнения просты, интересны для детей и полезны для психофизического развития. Это упражнения для развития крупной и мелкой моторики стимулирующие речевые центры мозга, заставляющие работать оба полушария, развивают умственную способность.

Слайд №8
Обязательными во время организации всех видов двигательной активности являются дыхательные упражнения. Я использую упражнения расслабляющего, успокающего характера. Дыхательные упражнения оказывают оздоровительно - развивающее воздействие.
Например:
• Вдох носом, выдох прерывистый, словно спуск по ступенькам вниз;
• Вдох через левую ноздрю, выдох через правую и наоборот;

Дыхательная гимнастика – призвана освободить дыхание от напряжения ограничений мешающих привычному дыханию человека. «Глубокое дыхание успокаивает тело» А. Лоуэн.

Слайд №9
Полезным и интересным для детей является самомассаж. Массаж как тонизирующая и успокаивающая процедура обязательно должен применяться в оздоровительной работе с детьми. Конечно же массаж должен выполнять специалист, но существуют упражнения самомассажа, выполнение которых не принесет вреда здоровью ребенка, а наоборот научат ребенка как самому заботиться о своем здоровье.
Например упражнение «Моем голову»
Прорабатываем активные точки на голове. Как «граблями»ведем к середине головы, затем расчесываем пальчиками волосы, спиральными движениями ведем от висков к затылку.
Слайд №10
Эффективным средством корректировки поведения и настроения ребёнка, его отношения к движениям является логоритмическое сопровождение физических упражнении: фольклор, любимые стихотворения, загадки, популярные детские песенки и т. п. «Выглянуло солнышко, светит на лугу, я на встречу солнышку но траве бегу...» - дети бегают испытывают радость и чувство свободы, что оказывает оздоровительное действие на тело и психику ребёнка. Во время выполнения упражнений с элементами логоритмики у детей развивается речь, все виды памяти, воображения, творчество.
Слайды №11 – 12
Психогимнастика - эффективное средство психофизического развития ребенка. Она объединяет движения, эмоции, мышление, воображение и внутреннее внимание ребенка.
«Заводные игрушки»
Вокруг себя повернись, в куклу Машу (щенка, мышонка и др.) превратись.
Во время выполнения психогимнастики правильно все, что делают дети, по-своему раскрыв тот или иной образ. При этом они чувствуют себя хозяевами своих физических ощущений и действий, получая от этого неизбежное удовлетворение собой, что формирует и поддерживает положительную самооценку. Психогимнастика ориентирована на психическую защищенность, психологический комфорт в движении, эмоциях, общении. Это очень важно для укрепления психического, телесного, душевного и социального здоровья ребенка!
Слайд №13
Стретчинг – это комплекс статических упражнений позволяющий снимать эмоционально-психическое напряжение, совершенствование гибкости и развитие подвижности суставов. Сущность методики стрейчинга состоит в том, что ребенок с помощью очень медленных движений принимает определенную позу и удерживает ее в течении нескольких секунд. Поскольку характер выполнения упражнений стрейчинга медленный их можно включать в заключительную часть физминутки.

Слайд №14 – 15

Гимнастика для глаз
это упражнения для достижения состояния расслабления. Любое психическое напряжение приводит к сознательному или бессознательному напряжению глаз.
«Когда психика отдыхает, ничто не может утомить глаза. Когда же психика в напряжении ничто не может дать глазам отдыха» С. Мартынов.
Слайд №16
Су-Джок («Су» - кисть, «Джок» - стопа) - это метод лечения воздействия на кисть или стопу. (Фото)

Слайд № 17
Гимнастика для горла
стимулирует движение крови, помогает сбросить напряжение при стрессе
Упражнение «Смех» - голова откинута назад, дети, напрягая мышцы горла, издают звуки: «ХА – ХА – ХА….»
Слайд №18
Мандала -
Цель: гармонизация внутреннего состояния; развитие коммуникативных навыков; снятие внутреннего напря¬жения; нахождение внутреннего ресурса.
Понятие «здоровье человека» - многоаспектная категория. Это производное от здорового общества, здоровых социальных условий, здоровой экологии, здоровых взаимоотношений, здоровой школы. Именно школа должна помочь осознать детям и молодежи идеи здоровой и мирной жизни на базе единства духовного и материального, личного и общественного, национального и общечеловеческого.

Список литературы.
1. Антропова М.В., Манке Г.Г., Бородкина Г.В. и др. Факторы риска и состояние здоровья учащихся. // Здравоохранение Российской Федерации. – 1997. - № 3. – С. 29-33.
2. Кучма В.Р., Степанова М.И. Современные гигиенические подходы к оценке влияния образовательных технологий на здоровье детей и подростков / Здоровье населения и среда обитания. – 2002. - № 2. – С. 1- 4.
3. Личностно ориентированное обучение детей и подростков: проблемы и пути решения/ Вирабова А.Р., Кучма В.Р., Степанова М.И. и др. – М.: Пробел-2000, 2006. -436 с.: ил.
4. Макарова В.И., Дегтева Г.Н., Афанасенкова Н.В. и др. Подходы к сохранению здоровья детей в условиях интенсификации образовательного процесса // Российский педиатрический журнал. – 2000. - № 3. – С. 60-62.
5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003. – С. 272.
6. Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования / Юсупова Н.П., Плетнева Е.Ю. // Сибирский учитель – научно-методический журнал. – 2005. - № 4 (40).
Категория: Обучение и воспитание детей с нарушением зрения | Добавил: Soulu-67 (28.10.2014) | Автор: Яковлева Оксана Борисовна E
Просмотров: 1689 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 galahova7  
0
Здравствуйте, Оксана Борисовна! 
Ваша работа допущена к участию в конференции. 

Куратор конференции, Любовь Павловна Галахова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024