Здоровьесберегающие технологии в практике педагога
Здоровьесберегающие технологии в практике педагога
«Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам». И. Брехман Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права - право на здоровый рост и развитие. Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Слайд №2
К сожалению, последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Период взросления, приходящийся на пребывание ребенка в школе, оказался одним из периодов, в течение которого происходит ухудшение состояния здоровья детей и подростков, при том, что именно эти годы проходят под постоянным контролем со стороны педагогов. За период школьного обучения число детей, имеющих хронические заболевания, увеличивается на 20%, а частота хронической патологии возрастает в 1,6 раза. Эти устрашающие цифры относятся к контингенту детей из общеобразовательных школ. Что же говорить о детях-инвалидах, обучающихся в коррекционных учебных заведениях таких, как наше? Школа-интернат для слабовидящих детей – это учебно-воспитательное и одновременно лечебно-профилактическое учреждение, имеющее своей целью дать своим воспитанникам знания, умения и навыки в объеме программы средней общеобразовательной школы, обеспечить профилактику, лечение и развитие остаточного зрения, компенсировать в определенной мере недостаточный зрительный опыт и психологические особенности, обусловленные заболеванием. Чем в более раннем возрасте снижается или утрачивается зрение у детей, тем более выражены отклонения в развитии. В связи с нарушением функции зрительного анализатора отмечается отставание в физическом развитии: длине, массе тела, жизненной емкости легких (ЖЕЛ), объеме грудной клетки и других антропометрических показателях. У большинства слабовидящих детей наблюдаются нарушение осанки, позы, искривление позвоночника, плоскостопие. Дефекты развития зрительной системы также отрицательно сказываются на формировании двигательных способностей: силы, быстроты, выносливости, координации, статического и динамического равновесия и др. У многих недостаточно развита пространственно-ориентировочная деятельность, макро - и микроориентировка в пространстве, существенно снижается двигательная активность, что отрицательно сказывается на формировании двигательного анализатора. Слепота ребенка – это серьезное испытание для него самого и его родственников. К формам и методам развития слепых детей предъявляются особые требования, ставятся особые цели, главная из которых – научить незрячего маленького человека жить в обществе активной, максимально полноценной жизнью. Первичные нарушения зрения связаны непосредственно с дефектом и обычно имеет медицинский характер. К сожалению, они вызывают другие нарушения, называемые вторичными. Вследствие них физическое, умственное, эмоциональное развитие незрячих детей приобретает свои особенности. В зависимости от предпринимаемых родителями, педагогами и врачами мер, вторичные нарушения могут проявляться в небольшой степени или, напротив, принимать опасный характер. Поэтому на школу-интернат для слабовидящих и слепых детей возложены конкретные обязательства как учебно-воспитательные, так и сберегающие здоровье детей. Здоровьесбережение в условиях школы-интерната носит особый характер. Специфика работы школы для слабовидящих детей проявляется в следующем: • учете общих закономерностей и специфических особенностей развития детей, в опоре на здоровые силы и сохранные возможности; • модификации учебных планов и программ (увеличении сроков обучения, перераспределении учебного материала и изменении темпа его прохождения); • дифференцированном подходе к детям, • уменьшении наполняемости классов и воспитательных групп, • применении специальных форм и методов работы, оригинальных учебников, наглядных пособий, тифлотехники; • специальном оформлении учебных классов и кабинетов, создании санитарно-гигиенических условий, • организации лечебно-восстановительной работы; • усилении работы по социально-трудовой адаптации и самореализации выпускников.
Слайд №3 «Здоровьесберегающие технологии» интегрируют все направления работы школы-интерната по сохранению, формированию и укреплению здоровья воспитанников.
Цель: Сохранение психического, физического и нравственного здоровья учащихся, воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Задачи 1. Создание оптимальных гигиенических, экологических и валеологических условий для пребывания воспитанников в школе – интернате. 2. Обеспечение организации образовательного процесса, предотвращающей формирование у учащихся дезадаптационных состояний: переутомление, гиподинамия, дистресса т.д. 3. Обеспечение школьников в период их пребывания в школе - интернате питанием, способствующим нормальной работе пищеварительной системы и обмену веществ в соответствии с современными медико – гигиеническими требованиями. 4. Включение в учебные планы школы - интерната для всех классов занятий, позволяющих целенаправленно подготовить учащихся к деятельности по сохранению и укреплению своего здоровья, сформировать у них культуру здоровья, воспитать стремление к ведению здорового образа жизни. 5. Обеспечение подготовки всего педагогического коллектива по вопросам здоровья, подготовки всех учителей, воспитателей и специалистов к внедрению в работу школы здоровьесберегающих образовательных технологий. 6. Обеспечение охраны здоровья педагогов и создание условий, позволяющих им грамотно укрепить свое здоровье. 7. Проведение диагностики и мониторинга состояния учащихся, динамики состояния их здоровья. 8. Проведение тематической работы с родителями учащихся, направленной на формирование в их семьях здоровьесберегающих условий, здорового образа жизни, профилактику вредных привычек.
Принципы здоровьесберегающей педагогики.
1. Принцип не нанесения вреда. • одинаково первостепенно и для медиков, и для педагогов, и для родителей.
2. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов. Все происходящее в школе - интернате – от разработки планов, программ до проверки их выполнения включая проведение уроков, перемен, организацию внеурочной деятельности учащихся, подготовку педагогических кадров, работу родителями и т.д. –должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся и педагогов. Реализация этого принципа невозможна без проведения мониторинга здоровья учащихся. 3. Принцип триединого представления о здоровье. Необходимо подходить к категории здоровья в соответствии с определением Всемирной организации здравоохранения, т.е. имея в виду неразрывное единство здоровья физического, психологического и духовно - нравственного.
4. Принцип непрерывности и преемственности. Определяет необходимость проводить здоровьесберегающую работу в школе - интернате не от случая к случаю, а каждый день, на каждом уроке, занятии, во время самоподготовки. Причем обязателен учет того, что уже было сделано ранее как в рамках организационных мероприятий, так и в учебно - воспитательной работе непосредственно.
5. Принцип субъект - субъективного взаимоотношения с учащимися. Задача школьника состоит в обретении компетенций грамотной заботы о своем здоровье. Задача педагога – в максимальном содействии ему в этом стремлении. Одна из граней реализации этого принципа необходимость индивидуального подхода к учащемуся.
6. Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся. При проведении психолого – педагогической профилактической работы может служить положение об опережающих, превентивных воздействиях, предупреждающих появление и закрепление вредных привычек, зависимость от наркотиков. Пик целенаправленных учебно – воспитательных превентивных воздействий должен ненамного предшествовать среднему возрасту возникновения интереса данной возрастной группы, пику возникновения форм аддитивного поведения.
7. Комплексный, междисциплинарный подход. Только тесное, согласованное воздействие педагогов, психолога и врачей является условием достижения намеченных результатов.
8. Принцип медико - психологической компетентности педагога. Является развитием предыдущего принципа и определяет высокие требования к уровню педагогической и медико – валеологической грамотности и соответствующей перестройке сознания, ценностей ориентации у педагогов. Эффективно работающий педагог –это всегда и хороший психолог.
9. Принципы грамотного сочетания обучающихся воспитанников и развивающих педагогических воздействий. Конкретизируется в практике здоровьесберегающих технологий путем разведения понятий, программ, форм и методов: • обучения здоровью; • воспитания культуры здоровья; • формирования здоровья, пополнения адаптационных ресурсов, возможностей организма и психики.
10. Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями). Один из важнейших общепедагогических постулатов и одно из важнейших условий здоровьесберегающей педагогики.
11. Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегией. Стимулировать процесс развития личности, формирования, укрепления здоровья, накопления адаптационных ресурсов организма, на таком уровне напряжения сил и возможностей, при котором проявление заботы о перспективах развития и жизнедеятельности организма не вступает в противоречие с заботой об актуальном состоянии и здоровье человека.
12. Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье. Отсутствие у ребенка, подростка чувства такой ответственности, по сути сводит на нет все усилия по формированию культуры здоровья, т.к. не обеспечивает необходимых педагогических предпосылок для реализации знаний, умений, навыков в ситуации, требующей принятия решений, связанных со здоровьем.
13. Принцип отсроченного результата. Личностные изменения, определяющие систему отношений и рисунок поведения человека, формируется длительно и доступно. Поэтому на старте работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья школьников, необходимо запастись терпением при отсутствии видимых результатов в первые недели и месяцы ожидания изменений.
14. Принцип контроля за результатами. Принцип основан на получении обратной связи. Должен быть реализован как в работе всей школы (проведение диагностики, мониторинга здоровья), так и в работе каждого педагога. Важно как ученик усвоил, интересно ли ему это, какие мысли и чувства возникают у него в связи с получением новой информации.
Хочу поделиться своим опытом использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми начальных классов в ГПД. Здоровьесберегающие технологии, направленные на решение задач укрепления психофизического здоровья учащихся: Слайд № 4 Слайд № 5
Цель: включить здоровьесберегающие технологии в разные виды детской деятельности с целью формирования у детей корректного отношения к своему телу, здоровью, жизни и осмысленной моторики. Задачи: - Укрепление физического и психического здоровья; - Приобщение к познанию своего «Я»; - Создание условий для потребности в движениях; - Развитие движений и физических качеств в соответствии с возможностями и состоянием ребёнка; - Развитие самопознания и саморазвитие ребёнка
Ожидаемый результат: - повысить уровень мелкой и крупной моторики; - повысить уровень двигательной памяти; - повысить уровень воображение; - повысить уровень телесного и психического здоровья.
Слайд №6 Во время организации физминуток проводим пальчиковую гимнастику
Слайд №7 упражнения брейнджима - гимнастика для ума. Упражнения просты, интересны для детей и полезны для психофизического развития. Это упражнения для развития крупной и мелкой моторики стимулирующие речевые центры мозга, заставляющие работать оба полушария, развивают умственную способность.
Слайд №8 Обязательными во время организации всех видов двигательной активности являются дыхательные упражнения. Я использую упражнения расслабляющего, успокающего характера. Дыхательные упражнения оказывают оздоровительно - развивающее воздействие. Например: • Вдох носом, выдох прерывистый, словно спуск по ступенькам вниз; • Вдох через левую ноздрю, выдох через правую и наоборот;
Дыхательная гимнастика – призвана освободить дыхание от напряжения ограничений мешающих привычному дыханию человека. «Глубокое дыхание успокаивает тело» А. Лоуэн.
Слайд №9 Полезным и интересным для детей является самомассаж. Массаж как тонизирующая и успокаивающая процедура обязательно должен применяться в оздоровительной работе с детьми. Конечно же массаж должен выполнять специалист, но существуют упражнения самомассажа, выполнение которых не принесет вреда здоровью ребенка, а наоборот научат ребенка как самому заботиться о своем здоровье. Например упражнение «Моем голову» Прорабатываем активные точки на голове. Как «граблями»ведем к середине головы, затем расчесываем пальчиками волосы, спиральными движениями ведем от висков к затылку. Слайд №10 Эффективным средством корректировки поведения и настроения ребёнка, его отношения к движениям является логоритмическое сопровождение физических упражнении: фольклор, любимые стихотворения, загадки, популярные детские песенки и т. п. «Выглянуло солнышко, светит на лугу, я на встречу солнышку но траве бегу...» - дети бегают испытывают радость и чувство свободы, что оказывает оздоровительное действие на тело и психику ребёнка. Во время выполнения упражнений с элементами логоритмики у детей развивается речь, все виды памяти, воображения, творчество. Слайды №11 – 12 Психогимнастика - эффективное средство психофизического развития ребенка. Она объединяет движения, эмоции, мышление, воображение и внутреннее внимание ребенка. «Заводные игрушки» Вокруг себя повернись, в куклу Машу (щенка, мышонка и др.) превратись. Во время выполнения психогимнастики правильно все, что делают дети, по-своему раскрыв тот или иной образ. При этом они чувствуют себя хозяевами своих физических ощущений и действий, получая от этого неизбежное удовлетворение собой, что формирует и поддерживает положительную самооценку. Психогимнастика ориентирована на психическую защищенность, психологический комфорт в движении, эмоциях, общении. Это очень важно для укрепления психического, телесного, душевного и социального здоровья ребенка! Слайд №13 Стретчинг – это комплекс статических упражнений позволяющий снимать эмоционально-психическое напряжение, совершенствование гибкости и развитие подвижности суставов. Сущность методики стрейчинга состоит в том, что ребенок с помощью очень медленных движений принимает определенную позу и удерживает ее в течении нескольких секунд. Поскольку характер выполнения упражнений стрейчинга медленный их можно включать в заключительную часть физминутки.
Слайд №14 – 15
Гимнастика для глаз это упражнения для достижения состояния расслабления. Любое психическое напряжение приводит к сознательному или бессознательному напряжению глаз. «Когда психика отдыхает, ничто не может утомить глаза. Когда же психика в напряжении ничто не может дать глазам отдыха» С. Мартынов. Слайд №16 Су-Джок («Су» - кисть, «Джок» - стопа) - это метод лечения воздействия на кисть или стопу. (Фото)
Слайд № 17 Гимнастика для горла стимулирует движение крови, помогает сбросить напряжение при стрессе Упражнение «Смех» - голова откинута назад, дети, напрягая мышцы горла, издают звуки: «ХА – ХА – ХА….» Слайд №18 Мандала - Цель: гармонизация внутреннего состояния; развитие коммуникативных навыков; снятие внутреннего напря¬жения; нахождение внутреннего ресурса. Понятие «здоровье человека» - многоаспектная категория. Это производное от здорового общества, здоровых социальных условий, здоровой экологии, здоровых взаимоотношений, здоровой школы. Именно школа должна помочь осознать детям и молодежи идеи здоровой и мирной жизни на базе единства духовного и материального, личного и общественного, национального и общечеловеческого.
Список литературы. 1. Антропова М.В., Манке Г.Г., Бородкина Г.В. и др. Факторы риска и состояние здоровья учащихся. // Здравоохранение Российской Федерации. – 1997. - № 3. – С. 29-33. 2. Кучма В.Р., Степанова М.И. Современные гигиенические подходы к оценке влияния образовательных технологий на здоровье детей и подростков / Здоровье населения и среда обитания. – 2002. - № 2. – С. 1- 4. 3. Личностно ориентированное обучение детей и подростков: проблемы и пути решения/ Вирабова А.Р., Кучма В.Р., Степанова М.И. и др. – М.: Пробел-2000, 2006. -436 с.: ил. 4. Макарова В.И., Дегтева Г.Н., Афанасенкова Н.В. и др. Подходы к сохранению здоровья детей в условиях интенсификации образовательного процесса // Российский педиатрический журнал. – 2000. - № 3. – С. 60-62. 5. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003. – С. 272. 6. Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования / Юсупова Н.П., Плетнева Е.Ю. // Сибирский учитель – научно-методический журнал. – 2005. - № 4 (40).