Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 06.05.2024, 07:45

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Обучение и воспитание детей с нарушением зрения

Задачи коррекционной работы учителя-дефектолога по познавательному развитию при разработке АООП НОО для слепых обучающихся
Изучив приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», выделила задачи коррекционной работы учителя-дефектолога по познавательному развитию для слепых обучающихся.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НООО с ОВЗ) представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (АООП НОО).
АООП НОО обучающихся с ОВЗ разрабатываются на основе ФГОС НООО с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивают коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.
В требованиях к АООП НОО для слепых обучающихся расписаны четыре варианта АООП НОО с учетом особых образовательных потребностей слепых обучающихся. Учителю дефектологу и учителю начальных классов необходимо знать основные направления коррекционной работы со слепыми детьми с учетом особых образовательных потребностей слепых обучающихся.
Вариант программы 1.
Характеристика обучающегося: достижения обучающегося полностью соответствуют достижениям слепых сверстников к моменту завершения обучения.
Сроки обучения по АООП НОО: нормативные (1-4 кл.).
Основные направления коррекционной работы, которые необходимо включать учителю в АООП НОО при обучении слепых (незрячих) обучающихся:
• Развитие восприятия. Развивать следующие виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное.
ФГОС:
 Умение воспринимать, различать и сравнивать предъявляемые сенсорные эталоны: геометрические формы в рельефных рисунках, в моделях и натуральных предметах.
 Умение обследовать на полисенсорной основе отдельные предметы, группы предметов, сравнивать их по форме, величине и расположении в пространстве.
• Развитие внимания. Развивать следующие виды внимания: непроизвольное, произвольное, произвольное устойчивое. Свойства внимания – концентрации, объема, устойчивости, переключаемости, распределения.
• Развитие памяти. Развивать следующие виды памяти: наглядно-образную, словесно-логическую, двигательную, слуховую, зрительную, эмоциональную. Свойства памяти - объем, точность, скорость процессов запоминания.
• Развитие мышления. Развивать следующие виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное (конкретное), словесно-логическое.
ФГОС:
 Развитие логического и алгоритмического мышления.
 Овладение основами логических операций и действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
 Владение умениями соотнесения предметов с моделями, макетами, рельефными изображениями.
• Представления. Развивать следующие виды: зрительные, слуховые, осязательные.
• Развитие воображения. Развивать следующие виды воображения: пассивное (преднамеренное), активное (творческое, воссоздающее).
ФГОС:
 Развитие пространственного воображения.
• Развитие пространственно-временных отношений.
ФГОС:
 Ориентировка в микропространстве (на рабочем месте, в учебнике, в тетради, на приборе) и макропространстве.
 Ориентировка во временных представлениях (части суток, дни недели, времена года и т.д.).
 Владение умением располагать предметы на плоскости (на парте, на рельефных рисунках и других), в пространстве, в заданном по отношении друг к другу положении.
Вариант программы 2.
Характеристика обучающегося: достижения обучающегося соответствуют достижениям слепых сверстников к моменту завершения обучения.
Сроки обучения по АООП НОО: пролонгированные (1-5 кл.)
Основные направления коррекционной работы, которые необходимо включать учителю в АООП НОО при обучении слепых (незрячих) обучающихся:
• Развитие восприятия. Развивать следующие виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное.
ФГОС:
 Развитие зрительного восприятия и (или) сенсорного развития.
 Владение умениями обследовать на полисенсорной основе отдельные предметы, группы предметов, сравнивать их по форме, величине и расположении в пространстве.
 Расширение и обогащение зрительных представлений посредством совершенствования способов зрительного и осязательного обследования.
 Владение умениями выделять геометрические формы в рельефных рисунках, в моделях и натуральных предметах.
• Развитие внимания. Развивать следующие виды внимания: непроизвольное, произвольное, произвольное устойчивое. Свойства внимания – концентрации, объема, устойчивости, переключаемости, распределения.
• Развитие памяти. Развивать следующие виды памяти: наглядно-образная, словесно-логическая, двигательная, слуховая, зрительная, эмоциональная. Свойства памяти - объем, точность, скорость процессов запоминания.
ФГОС:
 Развитие зрительной памяти.
• Развитие мышления. Развивать следующие виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное (конкретное), словесно-логическое.
ФГОС:
 Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, логического и алгоритмического мышления.
 Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
 Развитие умений и навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.
 Владение умениями соотнесения предметов с моделями, макетами, рельефными изображениями.
• Представления. Развивать следующие виды: зрительные, слуховые, осязательные.
• Развитие воображения. Развивать следующие виды воображения: пассивное (преднамеренное), активное (творческое, воссоздающее).
ФГОС:
 Развитие пространственного воображения.
• Развитие пространственно-временных отношений.
ФГОС:
 Овладение приемами и способами ориентировки в микропространстве и макропространстве.
 Ориентировка в микропространстве (на рабочем месте, в учебнике, в тетради, на приборе) и макропространстве.
 Ориентировка во временных представлениях (части суток, дни недели, времена года и т.д.).
 Владение умением располагать предметы на плоскости (на парте, на рельефных рисунках и других), в пространстве, в заданном по отношении друг к другу положении.
 Развитие осязания и мелкой моторики:
 Владение мелкими точными скоординированными действиями рук.
 Совершенствование обследовательских навыков, умения использовать мышечно-суставное чувство и мелкую моторику в учебно-познавательной деятельности.
Вариант программы 3.
Характеристика обучающегося: слепой обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Сроки обучения по АООП НОО: пролонгированные (1-5 кл.)
Основные направления коррекционной работы, которые необходимо включать учителю в АООП НОО при обучении слепых (незрячих) обучающихся:
• Развитие восприятия. Развивать следующие виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное.
ФГОС:
 Овладение знаниями об основных сенсорных эталонах цвета (у слепых с остаточным зрением), формы, величины, умениями их использовать в процессе осязательного восприятия предметов.
 Развитие слухового восприятия.
 Развитие кинестетических чувств.
 Развитие осязательного восприятия и мелкой моторики. Развитие умения использовать осязание и мелкую моторику в повседневной жизнедеятельности (в том числе для освоения рельефно-точечного шрифта Л. Брайля).
• Развитие внимания. Развивать следующие виды внимания: непроизвольное, произвольное. Свойства внимания – концентрации, объема, устойчивости, переключаемости, распределения.
• Развитие памяти. Развивать следующие виды памяти: наглядно-образная, двигательная, слуховая, зрительная, эмоциональная. Свойства памяти - объем, точность, скорость процессов запоминания.
• Развитие мышления. Развивать следующие виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное (конкретное).
ФГОС:
 Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
 Овладение действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
 Владение умениями соотнесения предметов с моделями, макетами, рельефными изображениями.
• Представления. Развивать следующие виды: зрительные, слуховые, осязательные.
• Развитие пространственно-временных отношений.
ФГОС:
 Формирование элементарных умений и навыков ориентировки в микропространстве и макропространстве.
 Формирование элементарных навыков и умений пространственной ориентировки в свободном и замкнутом пространстве.
 Овладение умениями использовать элементарные математические представления в пространственной и социально-бытовой ориентировке, в учебной деятельности.
Вариант программы 4.
Характеристика обучающегося: слепой обучающийся с легкой умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой), а также с тяжелыми множественными нарушениями (ТМНР).
Сроки обучения по АООП НОО: пролонгированные (1-5 кл.).
Основные направления коррекционной работы, которые необходимо включать учителю в АООП НОО при обучении слепых (незрячих) обучающихся:
• Развитие восприятия. Развивать следующие виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное.
ФГОС:
 Умение различать и сравнивать предметы по цвету (для обучающихся с остаточным зрением), форме, величине. Формирование элементарных математических представлений о цвете (для слепых обучающихся с остаточным зрением), форме, величине.
 Умение узнавать предметы и объекты постоянного окружения.
 Формирование количественных (дочисловых), пространственных, временных представлений.
 Развитие слухового восприятия.
 Развитие кинестетических чувств.
 Развитие осязательного восприятия и мелкой моторики. Развитие умения использовать осязание и мелкую моторику в повседневной жизнедеятельности (в том числе для освоения рельефно-точечного шрифта Л. Брайля).
• Развитие внимания. Развивать следующие виды внимания: непроизвольное, произвольное. Свойства внимания – концентрации, объема, устойчивости, переключаемости, распределения.
• Развитие памяти. Развивать следующие виды памяти: наглядно-образная, двигательная, слуховая, зрительная, эмоциональная. Свойства памяти - объем, точность, скорость процессов запоминания.
• Развитие мышления. Развивать следующие виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное (конкретное).
ФГОС:
 Умение пересчитывать предметы в доступных пределах.
 Освоение элементарных практических действий с предметами, умение действовать по словесной установке.
• Представления. Развивать следующие виды: зрительные, слуховые, осязательные.
• Развитие пространственных отношений.
ФГОС:
 Формирование элементарных умений и навыков ориентировки в микропространстве и макропространстве.
 Развитие элементарных умений ориентировки в пространстве и социально-бытовых умений.
 Умение ориентироваться на схеме тела, в пространстве и на плоскости.
 Совершенствование навыков ориентировки на себе.
 Формирование учебного поведения (выполнение инструкции учителя; выполнение действия по образцу и подражанию). Развитие регуляции и контроля в процессе выполнения предметно-практических действий.
Категория: Обучение и воспитание детей с нарушением зрения | Добавил: IraIdaSh (25.03.2015) | Автор: Шайнурова Ираида Рагибовна E
Просмотров: 1333 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 galahova7  
0
Здравствуйте, Ираида Рагибовна!
Ваша работа допущена к участию в конференции.

Куратор конференции, Любовь Павловна Галахова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024