Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 05.05.2024, 04:19

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Обучение и воспитание детей с нарушением зрения

Создание комфортной образовательной среды для развития интеллектуальных способностей и творческого мышления слабовидящих детей.
Создание комфортной образовательной среды для развития интеллектуальных способностей и творческого мышления слабовидящих детей в рамках изучения иностранного языка

Устинина Г.Ф., Валеева Р.З.

Отличительные для начала ХХI века изменения в характере образования – его направленности, целях, содержании – все более явно ориентируют на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Подготовка к жизни слепых и включение их в производственные отношения является важнейшей социальной задачей. 72 В сложившейся социально-экономической ситуации обучение детей с глубокими нарушениями зрения еще в большей степени требует усиления внимания к тем научно-методическим аспектам тифлопедагогики, которые ориентированы на обеспечение условий для самореализации незрячих в раз- личных сферах жизни. Переориентация обучения иностранным языкам с прагматических целей на культурологические предполагает наряду с усвоением иноязычноречевых умений и навыков расширение культурного опыта учащихся за счёт познания другой культуры и формирования ценностного отношения к ней. Это становится возможным в процессе воздействия педагога на различные стороны личности, такие, как интеллект, чувства, мировоззрение, поведение, что наиболее эффективно в условиях сочетания аудиторных занятий и творческой деятельности по предмету. «Каждый человек имеет дар. Одарённость – качество любого ученика. Сегодня школа не ориентирована на комплексное исследование и выявление потенциала студента. Педагог оказывается рабом устаревших подчас нормативных документов и традиций воспроизводства нового поколения по подобию предыдущего. Поэтому суть обучения, которое направлено на развитие одаренности, – это творчество. Именно творческая деятельность по иностранному языку, которая является одной из форм интерактивного обучения, позволяет инициировать способности слабовидящих учащихся по освоению иноязычной культуры. Именно она способна придать личностный смысл познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья, так как организованная в виде спектаклей, представлений, праздников и драматизации соревновательного характера она вызывает сильные эмоциональные переживания. Творческие, эмоциональные приемы являются необходимыми элементами и в решении познавательных, воспитательных задач в обучении иностранным языкам детей с нарушением зрения. Как нам известно, 2014 год объявлен Перекрёстным Годом культуры России и Великобритании. В честь 450-летия со дня рождения Уильяма Шекспира ЮНЕСКО посвящает 2014 год великому английскому поэту и драматургу. Шекспировский юбилей – это огромное событие. В мировой табели о рангах Шекспир – писатель номер один. Хотя по количеству тиража и изданий он стоит на втором месте, уступая первое место Библии. На третьем – Агата Кристи. Шекспир занимает очень пра- вильное место – между мудростью и развлекательностью. Чествование Шекспира пройдет во всех культурных центрах Европы. Большое значение придают созданию эффективного культурного и образовательного пространства в Казанской общеобразовательной коррекционной школе № 72 для слепых и слабовидящих детей. Совместно с преподавательским составом и студентами Казанского Государственного Университета Культуры и Искусств школа подготовила мероприятие, посвящённое жизни и творческому наследию самого загадочного и легендарного драматурга Великобритании. Произведения Шекспира – одно из лучших творений человечества. Сменяются поколения, возникают и исчезают государства, а Ромео с Джульеттой каждый день воскресают на подмостках. Великий драматург поднял на 73 новую ступень искусства изображения личности с её чувствами и страстями. Прошло почти четыреста лет со смерти поэта. За это время было создано великое количество изумительных произведений, но не один автор не превзошёл этого мастера. Влияние образов, созданных Уильямом Шекспиром, на мировую литературу и культуру, сложно переоценить. Гамлет, Макбет, Отелло, король Лир – эти имена давно уже стали нарицательными. Какое же слово может сильнее выразить чувство любви и уважения к таланту величайшего поэта и драматурга? Конечно, слово поэтическое. Именно поэтому доброй традицией кафедры иностранных языков КазГУКИ и коррекционной школы №72 стало проведение совместных литературных гостиных. Поэтическая гостиная, как одна из форм внеаудиторной работы, призвана способствовать решению одной из основных задач образования – обеспечение духовного, интеллектуального и нравственного роста подрастающего поколения. В ходе подобных встреч во всей полноте раскрываются артистичность учащихся, художественный вкус, на примере музыки и высокой поэзии воспитывается чувство прекрасного. Стилистическое оформление мероприятия: портреты самого известного английского поэта и его знаменитых персонажей, выставка книг, свечи, потемневшие старинные фолианты сонетов Шекспира, – позволило всем присутствующим перенестись в атмосферу старой доброй Англии XVI века.. На собрании в «Поэтической Гостиной» все учащиеся – герои пьес Уильяма Шекспира. Прекрасные сонеты читались творческой молодежью на английском, французском, немецком и русском языках. Подготовка к подобным мероприятиям в коррекционной школе для слепых и слабовидящих детей ведётся в течение всего учебного года. Обычно детям предлагается подумать, отрывок из какого произведения они хотели бы инсценировать. Чаще всего выбор падает на классические произведения, изучаемые в рамках школьной программы, потому что, во-первых, с содержанием знакомо большинство ребят, собирающихся принять участие в постановке; во- вторых, интересно и будущим актерам представлять на сцене то, что прочитано, обсуждалось, переживалось, интересно и зрителям в зале увидеть знакомых персонажей. Работая над ролью, ставя себя в те или иные жизненные ситуации, пытаясь понять и передать переживания персонажа, учась при этом взаимодействовать с другими, ребенок развивается в эмоциональном плане [2]. Это важно для всех детей, но для детей, имеющих глубокие нарушения зрения, особенно. Исследователи отмечают, что слепота, глубокие нарушения зрения влияют на яркость отдельных эмоций, развитие чувств и их выраженную окраску, обусловленную состоянием сенсорной сферы и накоплением чувственного опыта. Если не развивать ребенка в эмоциональном плане, впоследствии он станет не- полноценным членом общества, обреченным на одиночество. Работа над инсценировкой способствует развитию устной речи учащихся. Заучивая роль, пытаясь примерить на себя мысли, чувства героя, ребенок пополняет свой словарный запас, овладевает навыками правильного употребления интонации, умением определять нужный темп речи, правильно ставить логическое ударение, совершенствует свое произношение. 74 Современная тифлопедагогика придает особое значение развитию речи слепых и слабовидящих детей, поскольку у таких детей речь выполняет компенсаторную функцию. Слово корректирует признаки и свойства предметов, уточняет понятийный смысл в ходе усвоения понятий. Компенсаторная функция речи обеспечивает слепым и слабовидящим расширение возможностей познавательной деятельности, а также способствует более успешной адаптации в обществе [1]. Кропотливая подготовка к выступлению на сцене включает работу по коррекции недостатков двигательной сферы, по развитию мимики и пантомимики. Ребенок учится жестикулировать, правильно двигаться, постепенно теряя скованность и угловатость; развивается его мимика, что имеет большое значение для общения. Необходимо отметить большую заинтересованность всех учащихся в подготовке и проведении подобных мероприятий, их искренность и удовольствие от неформального общения. Все участники мероприятия увидели, что при изучении иностранного языка можно открыть много интересного, нового и полезного. Интерес к подобным мероприятиям растет из года в год, так как учащиеся все больше убеждаются в том, что иностранный язык можно изучать с удовольствием, осознанно и результативно.

Литература

1. Покутнева С.А.Развитие учеюных возможностей слепых и слабовидящих детей. – К: Институт дефектологии АПН Украины, 2013. – С 24.
2. Best A. Teaching children with visual impairments, Open UnivPress, 2013, p.157
Категория: Обучение и воспитание детей с нарушением зрения | Добавил: Ustinina (24.03.2015) | Автор: Устинина Гульнара Фаварисовна
Просмотров: 1090 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 galahova7  
0
Гульнара Фаварисовна, Роза Закариевна!
Ваша работа допущена к участию в конференции.

Куратор конференции, Любовь Павловна Галахова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024