Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 05.05.2024, 08:52

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Обучение и воспитание детей с нарушением зрения

Рекомендации педагогам по использованию музыкально-дидактических игр в процессе работы по музыкальному развитию с детьми дошкольного возрас

Рекомендации педагогам по использованию музыкально-дидактических игр
в процессе работы по музыкальному развитию с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения

Известно, что нарушение зрительных функций у дошкольника влечет за собой отклонения в двигательной, психической, речевой сферах. У ребенка появляется сенсорный голод, то есть ограничения либо полная потеря зрительного контроля и замена его контролем осязательным и слуховым. В процессе работы педагогу необходимо компенсировать затруднения в познавательной деятельности детей с нарушением зрения целостной системой форм, способов и методов коррекционной работы. В полной мере это касается и работы по музыкальному развитию.
Поскольку музыка - это сочетание звуков, то естественно, что при занятии всеми видами музыкальной деятельности (движение под музыку, певческая деятельность, музицирование на детских музыкальных инструментах, слушание музыки и т.д.) у детей активно идет процесс слухового восприятия. Разумеется, в процессе восприятия музыки у детей, имеющих нарушение зрительных функций, возникают определенные трудности, и здесь важно активизировать сохранные анализаторы.
Психическое развитие детей дошкольного возраста тесно связано с чувственным познанием окружающего мира, который для них полон загадок. Процесс формирования звуковых образов лежит в основе слухового восприятия, которое дает возможность детям с нарушением зрительных функций «озвучить» происходящее, обогатить представление о свойствах предметов и явлений жизни, развить речевую функцию.
Занятия с детьми, имеющими нарушение зрения, лучше строить, исходя из принципа «обучение в действии». Существенную помощь в расширении музыкально-слуховых представлений детей с нарушением зрения могут оказать музыкально-дидактические игры, которые занимают важное место в процессе музыкального развития дошкольников. Ведь именно систематическое использование этих игр развивает у ребенка различные виды восприятия Разнообразные по задачам и содержанию музыкально-дидактические игры учат ребенка с нарушением зрения чувствовать характер музыки, различать высоту, тембр, силу и длительность звука, развивают ладовое и гармоническое восприятие, чувство ритма, раскрывают дополнительные возможности для музыкального творчества. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр состоит и в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. Ведь это своеобразный возбудитель желания у детей петь, слушать музыку, играть, танцевать.
Исходя из своего опыта, хочу предложить педагогам, использующим музыкально-дидактические игры в процессе работы по музыкальному развитию с детьми, имеющими нарушение зрения, следующие рекомендации.
Во-первых, демонстрационный материал для музыкально-дидактических игр необходимо выбирать с учетом того, что воспринимать его будут дети с нарушением зрительной функции. Следовательно, предлагаемый материал должен быть интересно и красочно оформлен. К примеру, игрушки нужно подбирать крупного размера, яркого цвета. Изображения музыкальных образов также должны быть крупными, яркими, полностью соответствовать содержанию игры.
Игровой, раздаточный материал, который предлагается детям с нарушенным зрением, также должен соответствовать этим критериям, с тем, чтобы он не вызывал у детей затруднения в процессе использовании.
Во-вторых, хорошо, если дети принимают посильное участие в изготовлении игрового материала для музыкально-дидактических игр. К примеру, ребята могут вырезать ритмические карточки и кружочки-ноты и приклеить с обратной стороны фланель, чтобы использовать их на фланелеграфе, или подобрать дома в журналах картинки, соответствующие содержанию знакомых песен.
Педагог совместно с дошкольниками может изготовить большое количество раздаточного материала, чтобы увеличить число участвующих в той или иной музыкально-дидактической игре. Можно также дать задание детям подновить карточки, если потребуется. С этим вполне могут справиться дети старших и подготовительных к школе групп. Если дети принимали участие в изготовлении или ремонте музыкально-дидактических игр, то они будут хорошо ориентироваться во время использовании игрового материала, поскольку успели внимательно с ним ознакомиться в процессе работы по изготовлению или ремонту. Музыкально-дидактические игры, в изготовлении которых дети приняли участие, становятся самыми любимыми.
В-третьих, детские музыкальные инструменты нужно подобрать такие, чтобы они были удобными для использования детьми с нарушением зрения. К примеру, металлофоны должны быть собраны из пластинок, а не из трубочек, так как по трубочкам детям с нарушенным зрением ударить очень трудно. Ксилофоны и металлофоны лучше взять большого размера.
В-четвертых, при показе демонстрационного материала педагогу необходимо поднести его ближе к детям, чтобы каждый ребенок мог рассмотреть изображение или игрушку, и более подробно объяснить задачу словесно. Если это игрушка или какой-либо другой предмет, можно дать каждому ребенку потрогать его, чтобы задействовать сохранный анализатор (осязание). Картины и карточки большого размера целесообразно окантовать зеленой рамкой. Это облегчает процесс зрительного восприятия.
Если кто-либо из детей выкладывает, к примеру, ритмический рисунок на фланелеграфе или расставляет по линейкам колокольчики, то остальным детям нужно дать возможность подойти и рассмотреть результат его действий, так как издали дети с нарушенным зрением не смогут различить мелкие детали.

Наконец, при проведении музыкально-дидактических игр с детьми, имеющими нарушения зрительных функций, педагогу необходимо разнообразить содержание, структуру деятельности и приемы, использовать имеющиеся технические и мультимедийные средства обучения, для того чтобы дети могли понять и наилучшим образом выполнить предложенные им задания.
Выполнение этих несложных рекомендаций поможет в полной мере использовать потенциал музыкально-дидактических игр в процессе работы по музыкальному развитию детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Категория: Обучение и воспитание детей с нарушением зрения | Добавил: 999999 (18.03.2015) | Автор: Горбенко Светлана Мансуровна E
Просмотров: 1550 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 2
1 galahova7  
0
Здравствуйте, Светлана Мансуровна!
Ваша работа допущена к участию в конференции.

Куратор конференции, Любовь Павловна Галахова

2 999999  
Очень интересная тема и полезные рекомендации. Использую в своей работе. Спасибо.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024