Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 18.05.2024, 18:38

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Обучение и воспитание детей с нарушением зрения

Развитие творческих способностей у слабовидящих детей на занятиях по изобразительному искусству

Развитие творческих способностей у слабовидящих детей
на занятиях по изобразительному искусству
Известно, как трудно входят в новую среду дети с отклонениями в развитии. В дошкольном детском учреждении для них создается определенный комфорт, они равны между собой, у них одни и те же проблемы. Когда же такие дети приходят в школу, у них возникают трудности в обучении и общении. Они не могут так свободно играть с одноклассниками, как здоровые дети, чувствуют себя обделенными, часто замыкаются в себе, ведут себя неадекватно, что приводит к неудачам, формирующим комплекс неполноценности.
Зрительная недостаточность, заболевание органа зрения приводит к значительным нарушениям чувственного (ощущения, восприятия, представления) и логического (мышления, речь, память, воображение) познания.
При нарушении зрения у детей в той или иной степени страдает целостность восприятия объектов и процессов окружающего мира. Их представления бедны, фрагментарны, а в ряде случаев и искажены, понятие о природных предметах и явления неполны, не всегда подкреплены чувственными образами, страдает степень обобщенности понятий. Все это отражается на мыслительных процессах, на формирование речи, памяти и воображения.
Ребенка со зрительной депривацией необходимо научить пользоваться сохранной чувствительностью, он должен непросто смотреть на объект природы, а видеть его характерные признаки, уметь выделять контур объекта из фона, правильно его обследовать, используя сохранные органы чувств: осязание, слух, обоняние, суставно-мышечную чувствительность и, конечно, свое неполноценное зрение.
Для того чтобы эти умения сформировались необходимо целенаправленная коррекционная работа.
Этому в большей мере способствуют занятий графикой, доступные детям с нарушением зрения, так как графическое изображение наиболее приемлемо для восприятия слабовидящих, поскольку подчеркивает главные, характерные черты объектов и опускает второстепенные, несущественные. Мир благодаря этим занятиям приобретает зримые черты, у ребенка постепенно складываются образы предметов. Формируется эмоциональное отношение к ним. Важно, чтобы не просто образы предметов окружающего мира, но и эмоциональной отношение к ним становилось предметом постижения.
С помощью графических и живописных изображений развивается и интеллектуальная сфера ребенка. Особенно важно сочетать занятия графикой с лепкой, рисованием, занятием аппликацией и т.д. Все это способствует формированию образов мира, эмоциональному отношению к ним через тактильные ощущения, наблюдения, пространственное восприятие, а так же развитие творчества.
Слабовидящие дети в процессе занятий испытывают определенные трудности, которые необходимо учитывать. Неполноценное зрение затрудняет процесс наблюдения, изображение пропорций, передачу перспективы. Поэтому на первых этапах точность изображения – это не главное. Важнее, чтобы дети почувствовали изображаемое сердцем, отнеслись к заданному образу с любовью, с чувством радостного удивления. (Как прекрасен этот мир!) Это позволит гармонизировать духовно – нравственную, интеллектуальную и физическую сферы, вызовет желание отобразить тот или иной объект творчески.
У детей с нарушением зрения не развиты бинокулярный, стереоскопический и глубинный глазомер. Но известно, каким огромным замещающим потенциалом обладает человеческий организм. Человек видит не только глазами, но и сердцем.
Вспомним Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Очень важно мобилизовать возможности ребенка, раскрыть в нем желание ощутить гармонию окружающего мира через создание «следов» в его эмоциональной сфере.
Как хорошо, что мы живем в цветном мире! Цвет окружает нас повсюду. Природа очень богата разнообразными красками и это делает нашу жизнь радостной. Как сказал И.В.Гете «Цвета действуют на душу, они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, они печалят или радуют». Цвет – «витамин души», «ласка красоты». Значение цвета для нас огромно, но мы не всегда осознаем это. Осознанно к нему относятся лишь те, кто меньше всего его видит. Цвет может быть причиной изменения нашего настроения, самочувствия, работоспособности, от цвета зависит и то, как будут нас воспринимать окружающие и мы их. проблема цвета сложная, до конца не разработанная, часто спорная. Цвет через зрение воздействует на нашу нервную систему и таким образом оказывает влияние на нашу деятельность, и даже жизнь.
Слабовидящих детей надо обучать культуре восприятия цвета с дошкольного возраста, а в школе эту работу проводить более целенаправленно. В данной программе проблеме восприятия цвета уделяется особое внимание. Помимо работы с пятнами в технике монотипия, набрызг, пальчиковой живописи предлагается использовать различные упражнения, которые помогают развивать цветовое восприятие, воображение, фантазийно-образное мышление, творческие способности слабовидящих школьников, расширяют восприятие мира, обогащают их словарный запас, а также учат создавать национальный цветовой климат.
Человеку дан прекрасный дар - цветовое зрение. Современная психология выделяет в цветовом зрении два качественных уровня: ощущение цвета и восприятия цвета, а художники выделяют и третий уровень – чувство цвета. Психологическое воздействие очень многообразно. Воспринимаемый цвет может вызвать различные ощущения и чувства: температурные, пространственные, весовые, акустические, эмоциональные. Хочу привести некоторые упражнения, которые я включаю в занятия живописью с ребятами.
1. Телепатия.
Телепатия – это передача и прием мысли, образа, действия от одного человека к другому на расстоянии. Передающий на чистом листе бумаги записывает один из цветов, затем он старается мысленно представить себе этот цвет, связать его с яркой образной картиной.
Принимающий старается отгадать цвет. Потом ребята меняются местами.
2. Психотехническая игра.
Среди участников назначается водящий. Ему сообщается, что в его отсутствие группа выбирает из семи цветов: белый, черный, желтый, зеленый, голубой, красный, коричневый. Цель участников путем демонстрации телодвижения выразить задуманный цвет. Водящий отгадывает.
3.Какого цвета наши чувства?
Тоска – зеленого
Скука – серая
Любовь – красная
Счастье – яркое
Покой – голубой
Ревность – желтая
Гнев, доброта, горе, печаль, восторг, радость, удивление, сострадание.
Для развития творческих способностей у слабовидящих детей на занятии по изобразительному искусству необходимо:
• Только эмоционально выстроенные картинки-сюжеты могут создать у детей позитивную мотивацию, желание и стремление самовыразиться в том или ином рисунке, графическом и живописном изображении;
• Ребенок должен иметь возможность самостоятельно выбрать изобразительный материал, и даже сюжет для изображения;
• Выбор материала, на который будет нанесено изображение, также может принадлежать ребенку. Доступ к различному материалу (бумага белая или цветная, картон, оргстекло, фольга и т.д.) по возможности должен быть свободным;
• Важно показать ребенку возможности доступных ему техник изображения.
Какие это могут быть виды деятельности?
1.«Пальцевая живопись». Изображать сюжеты-картинки можно не только кистью и карандашом, но и поролоном, ватой, тканью, а краску можно наносить и пальцами, ладошкой. В этом случае краска наливается в плоские розетки и в плоские же баночки ставится вода. Правило: каждый палец набирает одну определенную краску, вымытые в баночке пальцы тут же вытираются салфеткой. Для рисования ладошкой краска наливается в блюдце. При помощи «пальцевой живописи» получают прекрасные изображения - это листья, следы зверей, пейзажи и т.д. В современной живописи эту технику использует немецкий художник Гюнтер Юккер.
2.«Монотипия». Краска наносится на лист бумаги или кусочек оргстекла. Потом этот же лист прикладывается к той поверхности, на которую наносится изображение, и прижимается пальцами. В зависимости от размера пятна, от направления растирания получаются различные изображения. Возможен вариант: лист бумаги условно делится пополам, и краска наносится на одну половину листа, потом лист складывается и изображение получается как бы зеркальное. Использовать можно как одну краску, так и несколько. С помощью такой техники можно изображать деревья, цветы и др. Когда краска высохнет, из сложенного пополам листа можно вырезать полученное изображение.
3. «Волшебный рисунок». Рисунок наносится воском: он есть, но его не видно. Потом на лист наносится тушь или цветные чернила, и рисунок проступает на цветном фоне.
4.«Рисование на мокрой бумаге». Сначала лист смачивают водой, а потом кистью или пальцами наносят изображение. Оно получается как бы размытое под дождем или в тумане. Если нужно прорисовать детали, необходимо подождать, пока рисунок высохнет, или набрать на кисть густую краску
5.«Набрызг». Для этого используются щетки разного размера; ими можно рисовать или разбрызгивать краску.
6.«Выпуклый рисунок». Получается при рисовании краской, выдавливаемой прямо из тюбика. Необходимо научить ребенка выжимать его сразу на бумагу, поворачивая тюбик в нужную сторону. Получается выпуклый рисунок. Краска может осыпаться, поэтому хранить рисунок надо аккуратно. Если размыть краски, выпуклость уйдет полностью или частично, но зато можно получить оттенки нужного цвета.
7.«Объемная аппликация». Бумага, ткань наклеиваются не полностью, а только частью или серединой в зависимости от замысла. Наклеить можно и картонные коробочки, бумагу, смятую в комок, кусочки фанеры, дерева. Такие работы хорошо выполнять на картоне или фанере.
8.«Кляксография». Капнуть кляксу на лист бумаги, определить, на что она похожа и дорисовать недостающие детали. Можно нанести кляксу, потом, приподнимая или наклоняя лист бумаги, растекающейся краской создать изображение.
9.«Граттаж». Лист бумаги предварительно покрывают любым жирным слоем – свечкой, мылом. Сверху наносят густо разведенную краску. Рисунок как бы процарапывается заостренной стекой на просохшей бумаге.
10.«Рисунок через копирку». На белый лист бумаги сверху накладывается копирка: рисунок, получается, от отпечатка пальцем, ногтем, палочкой, карандашом. Потом копирка снимается, остается графический рисунок.
11.«Размытые краски». Рисунок наносят густой краской на бумагу. Когда краска высохнет, бумагу опускают на секунду в тарелочку или поднос с водой. Получается размытый рисунок.
12. «Беспорядочные узоры». Смешай несколько цветов акварельной краски с водой, пока не получатся бледные оттенки. Нанеси их в виде неровных пятен близко друг от друга. Прежде чем краска высохнет, отрежь кусок пищевой оберточной пленки, превышающей по размеру твой рисунок, и наложи его сверху. Слегка нажимая пальцами на пленку так, чтобы краски под ней растеклись и в результате получились узоры. Оставь пленку на раскрашенной поверхности, пока та окончательно не высохнет, после чего аккуратно сними ее. Образовавшиеся многочисленные узоры ты можешь раскрасить акварелью. Но не забудь оставить пустые «дорожки». Используй для рисования краски, как ярких цветов, так и бледных оттенков. Некоторые узоры можно и не раскрашивать.
13. «Рисунок с использованием пульверизатора». Чистый лист бумаги смачивают пульверизатором так, чтобы на нём были видны капельки. Рисунок наносится сразу, по набрызгу, пока не высохла вода. Получается рисунок похожий на кружево, за счёт растекающихся капелек воды. С помощью этой техники можно изображать узоры, которые мы можем увидеть на замороженных окнах.
14. «Монотипия с ниткой». Для выполнения этой техники необходимы нитки № 10 . Складываем альбомный лист пополам, разворачиваем, на одной стороне выкладываем узор из нити заранее покрашенной акварельной краской в разные цвета. Прижимаем выложенный узор второй половиной листа и, не снимая с него ладони, вытаскиваем нить за оставленный вне листа чистый кончик.
15. «Рисование на мятой бумаге». Смочи чистый лист бумаги из пульверизатора, сомни его в плотный комок, затем расправь, не разглаживая получившиеся складки. Высуши лист. На просохшей мятой бумаге можно нарисовать любой рисунок акварельными красками или фломастерами, не прорисовывая каждую вмятину.
Использование в основе занятия изобразительного искусства всех выше приведенных техник живописи способствуют развитию творческих способностей детей с нарушением зрения. Благодаря занятиям изобразительным искусством слабовидящий школьник чувствует себя творцом и полноценным человеком.
Педагог организует поступательный ход урока. Мы планируем свою деятельность, пишем план урока, продумываем переходные моменты предстоящего занятия, предполагаем возможную реакцию учеников на тот или иной материал, но процесс общения учителя и учеников остается непредсказуемым. Со стороны учителя требуется способность к импровизации, в выборе методов воздействия он должен, прежде всего, идти от ребенка, его интересом и потребностей. В конечном итоге успех любого занятия во многом зависит от педагогической ситуации, умения учителя использовать любую неожиданную ситуацию в педагогических целях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству 1 – 4 кл. – М., 2004.
2. Акопова А.Ф., Руденко Л.А., Сербина Л.Ф. Изобразительная деятельность дошкольников с нарушением зрения // Методический и практический журнал. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. - №1.
3. Алексютина Н. Искусство, которое лечит. // Учительская газета. - 1999. - №5.
4. Белый В. Диагноз по чернильным кляксам. // Наука и жизнь. – 1989. - №6.
5. Грегушова Г. Использование средств изобразительного искусства в развитии личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. // Методический и практический журнал. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2003. - №3.
6. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушением зрения. – М., 1973.
7. Копцева Т. Природа и художник. Программа по изобразительному искусству для детей 6 – летнего возраста.
8. Канищев Изобразительная деятельность как средство эстетического и этического воспитания детей с нарушением зрения. // Научно практические проблемы эстетического и этического воспитания детей и молодежи с нарушением зрения. – М., 2001. - №3.
9. Кузин В.С., Яременко Е.О. Программно – методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная школа. – М., 2001.
10. Любимова Т.Г. Практическая цветопсихология. – Чебоксары, 1996.
11. Психология одаренности детей подростков. – М., 1996.
12. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 2002.
13. Стихи, рассказы, сказки. – М., 1980.
14. Спасов Л.Ю. От весны и до весны. – Чапаевск, 2005.
15. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3 – 7 лет. – М., 2004.
16. Фиона Уотт Я умею рисовать. – М., 2003.

Категория: Обучение и воспитание детей с нарушением зрения | Добавил: SilantyevaMM (06.02.2015) | Автор: Клочкова Мария михайловна E
Просмотров: 3150 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 2
1 galahova7  
0
Здравствуйте, Галина Михайловна!
Ваша работа допущена к участию в конференции.

Куратор конференции, Любовь Павловна Галахова

2 lyre  
На сайте "Слепой художник" www.pavlova.com.ru рассказывается о приемах рисования для незрячих, придуманных известным русским художником Нашивочниковым Юрием Алексеевичем. Все эти приемы очень просты и доступны даже слепорожденным детям. Все они основываются на хорошо ощутимом рельефе. Это рисунок шариковыми ручками и восковыми мелками по бумаге или ватману, рисунок карандашами по бумаге или ватману, рисунок пластилином по картону, тиснение по фольге и латуни, белый рельеф по потолочной плитке, рисунок карандашом по ткани, процарапывание иголочкой черного глянцевого картона и мозаика бисером по пластилину (в целях экономии для детей бисер можно заменить крупой).

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024